УИД 61RS0020-01-2023-000165-41
Дело № 2-528/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2023 года г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Меликяна С.В.,
при секретаре Платоновой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шевченко В.В., Шевченко А.В. к Администрации города Новошахтинска о признании права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, третье лицо - Министерство энергетики Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просят признать за Шевченко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Шевченко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахтой им. В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области включить Шевченко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Шевченко А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте им. В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь».
Обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области предоставить Шевченко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Шевченко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную выплату для приобретения жилья взамен сносимого, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахтой им. В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь», за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
В обоснование заявленных требований указали, что они зарегистрированы в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в которой проживали с рождения. Данная квартира на основании постановления мэра города Новошахтинска от 06.03.2007 № 219 была приватизирована Шевченко Н.Ю., Шевченко В.В., Шевченко А.В. в равных долях. На момент приватизации истцы были несовершеннолетними детьми, и приватизацией занималась их мать Шевченко Н.Ю., однако договор о передаче квартир в собственность граждан в органах юстиции ею зарегистрирован не был, по каким причинам истцам не известно. Шевченко Н.Ю. умерла 15.03.2015. Когда истцы получали паспорта, то им сделали отметку о регистрации по месту пребывания: <адрес>., с момента достижения возраста получения паспорта. Все жильцы <адрес> в <адрес> были включены в список граждан на переселение из ветхого жилья ликвидированной шахты им. В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» в 2015 году, однако истцы, по каким-то причинам в указанный список граждан Администрацией города включены не были. Истцы обратились в Администрацию города в 2022 году с заявлением о включении их в список граждан на переселение, однако им было отказано, в связи с тем, что они зарегистрированы по указанному адресу после начала ликвидации угольного предприятия.
Считают, что Администрация города Новошахтинска незаконно и необоснованно отказывает им во включении в списки на переселение. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействия гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (п.8).
В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, и по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (п. 5 Правил). Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению (п. 6 Правил). Указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, которые сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения и ликвидации шахты и предоставления социальной льготы. Учитывая, что п. 2 ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению, указанные нормативно-правовые акты должны распространяться на всех жильцов и собственников жилых домов, пострадавших от ведения горных работ предприятиями угольной промышленности в Российской Федерации.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод ( ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46) право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 17, ст. 18).
Положения ст. 12 ГК РФ устанавливают такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Истцы считают, что имеют право на получение социальной помощи от государства и право не получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен пострадавшего от ведения горных работ шахтами ОАО «Ростовуголь». Их право нарушено и подлежит восстановлению в судебном порядке.
Истцы Шевченко В.В., Шевченко А.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Министерства энергетики Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, согласно которому полагает, что Администрация г. Новошахтинска не имеет правовых оснований для включения истцов в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. Дело просит рассмотреть в его отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" от 20.06.1996 N 81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (п. 8).
Подпунктом "б" п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 N 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. ��������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????d??????????�??????????�??????????�??????????�??????????�???????�??????????�?�??��??????????�?�??��???????�?�??��??????????�?�??��??????????�?�??��??�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������»�����?������?�����?������Y�����?����������?�???????????????�???????????�???????????�???????????�?????????????????????????????????????????�?�?���������������������
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Из материалов дела следует, что истец Шевченко В.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 07.06.2007 по настоящее время, истец Шевченко А.В. зарегистрирован по указанному адресу с 18.11.2009.
Постановления мэра города Новошахтинска от 06.03.2007 № 219 указанная квартира передана в собственность Шевченко Н.Ю., Шевченко В.В., Шевченко А.В. в равных долях.
На момент приватизации истцы были несовершеннолетними детьми (15 и 13 лет соответственно), приватизацией как их законный представитель занималась их мать Шевченко Н.Ю.. Из договора о передаче квартир в собственность граждан от 06.03.2007 следует, что в Росреестре он не зарегистрирован.
Из поквартирной карточки на спорную квартиру следует, что истцы в квартире проживают с рождения.
15.03.2015 мать истцов Шевченко Н.Ю. умерла, что подтверждается свидетельством о ее смерти серии IV-AH № от 18.03.2013, выданным Отделом ЗАГС Администрации г. Новошахтинска Ростовской области.
Жилой <адрес> в <адрес> находился в зоне подработки ликвидированной шахты им. В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь», был признан ветхим по критериям безопасности. Все жильцы указанного жилого дома, кроме истцов, были переселены из ветхого жилья, что ответчиком не оспаривается, как и право истцов на переселение из ветхого жилья.
Из материалов дела следует, что в ноябре 2022 года истец Шевченко В.В. обратился к ответчику с заявлением с просьбой о включении его с братом Шевченко А.В. в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого дома, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой им. В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь».
Однако на его обращение заместителем Главы Администрации г. Новошахтинска 08.11.2022 дан ответ о том, что решение о ликвидации шахты им. В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь» принято 05.02.2002, а в спорной квартире он зарегистрирован 07.06.2007, а Шевченко А.В. – 18.11.2009, т.е. после начала ликвидации шахты им. В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь».
Между тем, указанные доводы ответчика в обоснование отказа во включении истцов в списки на переселение из ветхого жилья являются незаконными и необоснованными, поскольку материалами дела подтверждается, что на дату принятия решения о ликвидации шахты им. В.И. Ленина (05.02.2002) истцы фактически проживали по адресу: <адрес>, что подтверждается поквартирной карточкой, однако в силу несовершеннолетнего возраста не были зарегистрированы в спорной квартире.
С учетом изложенного суд полагает действия ответчика не соответствующими закону и нарушающими права истцов на переселение из непригодного для проживания жилого помещения.
На дату принятия решения о ликвидации предприятий угольной промышленности истцы проживали в спорном жилом доме и имели право на переселение из ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
В настоящее время все жильцы ветхого дома по указанному адресу, за исключением истцов, были включены в списки на переселение и уже переселены из ветхого жилья.
Иных объектов жилой недвижимости, в которых истцы могли бы проживать, на праве собственности или на ином праве, они не имеют.
По смыслу вышеприведенных правовых норм для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.
Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О и следует из приведенных положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Таким образом, социальные выплаты являются одной из форм государственной социальной помощи и имеют равное смысловое значение с пособием, поскольку направлены на оказание материальной помощи определенным слоям населения.
Согласно пункту 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного приказом Министерства энергетики от 01.11.2001 № 308, в качестве обосновывающих материалов, подтверждающих необходимость включения в проект ликвидации шахты затрат на содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, рекомендуется включать в состав проекта, в том числе подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ; заключение БТИ, подтверждающее технический износ дома; заключение специализированной научно-исследовательской организации о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.
Из материалов дела следует, что истцы относятся к гражданам, проживавшим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилом помещении, которое пришло в негодность из-за воздействия горных работ.
На основании изложенного, суд считает установленным, что права истцов со стороны Администрации г. Новошахтинска на включение их в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья и заключение с ними договора о предоставлении социальной выплаты нарушены, поскольку дом, в котором они зарегистрированы и проживали на дату принятия решения о ликвидации шахты, являлся непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Ответчиком не представлено суду каких-либо доказательств в обоснование отказа в удовлетворении исковых требований.
В связи с изложенным, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шевченко В.В., Шевченко А.В. к Администрации города Новошахтинска о признании права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого удовлетворить.
Признать за Шевченко В.В. (паспорт №), Шевченко А.В. (паспорт №) право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахтой имени В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь», расположенного по адресу: <адрес>, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области включить Шевченко В.В., Шевченко А.В. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте имени В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь», и предоставить Шевченко В.В., Шевченко А.В. социальную выплату для приобретения жилья взамен сносимого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте имени В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь», расположенного по адресу: <адрес>, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.В. Меликян