Дело № 2-299/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2020 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе: председательствующего судьи Федоренко Э.Р.,
при секретаре – Кунице Е.В.,
с участием представителя истца – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Симферополя к ФИО1 о признании строительства незавершенного объекта недвижимого имущества самовольной постройкой, понуждении освобождения самовольно занятого земельного участка путем сноса незавершенного объекта недвижимого имущества, приведении земельного участка в пригодное для дальнейшего использования состояние,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Симферополя обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1 о сносе самовольного возведенного строения, мотивируя исковые требования тем, что он в нарушение действующего законодательства Российской Федерации самовольно возвел объект недвижимого имущества по <адрес> в г. <адрес>ю 35,4 кв.м. Ведение строительных работ без соответствующих разрешительных документов, а также правоустанавливающих документов нарушает право городского округа на обеспечение устойчивого развития территорий с учетом государственных, общественных и частных интересов. Самовольное строительство объектов также может привести к причинению вреда здоровью граждан и их имуществу. По информации полученной из Службы Государственного строительного надзора Республики Крым следует, что Архитектурно-строительная инспекция Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ декларацию о начале выполнения строительных работ ФИО1 не регистрировала. Согласно данным, находящимся на общедоступном сайте Гсархстройинспекции Украины dabi.gov.ua, информация о регистрации декларации на начало выполнения строительных работ также отсутствует. За период деятельности с ДД.ММ.ГГГГ Служба государственного строительного надзора Республики Крым документы расширительного характера на строительство объекта недвижимого имущества, расположенного по вышеуказанному адресу гр. ФИО1, также не выдавалась. Земельный участок, на котором возведен самовольный объект, является территорией общего двора, распоряжение которым осуществляет Администрация г. Симферополя. По вопросу выделения земельного участка под строительство сарая к собственнику земли ответчик не обращался. Учитывая изложенное, просит признать строительство незавершенного объекта недвижимого имущества по <адрес> в г. <адрес>ю 35,4 кв.м. самовольной постройкой; обязать ответчика за собственный счет освободить самовольно занятый земельный участок путем сноса незавершенного объекта недвижимого имущества; привести земельный участок в пригодное для дальнейшего использования состояние; требования исполнить в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего судебного акта.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик и его представитель в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о следующем.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии со ст. 124 Гражданского Кодекса Российской Федерации муниципальные образования являются субъектами гражданского права, к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Согласно п. 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Решением 6-й сессии I созыва Симферопольского городского совета Республики Крым «О создании Администрации города Симферополя Республики Крым» от 28.11.2014 года № 96 создана Администрация города Симферополя Республики Крым с полномочиями юридического лица в форме муниципального казенного учреждения.
В соответствии со ст. 49 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением городского совета Республики Крым от 13.11.2014 года № 61 к полномочиям администрации города Симферополя Республики Крым, в том числе, относится осуществление муниципального жилищного, земельного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Решением 16-й сессии I созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 02.04.2015 года № 225 утвержден Порядок управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
В соответствии с ч.1 ст. 209, п.1 ст. 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований органы местного самоуправления своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» признается право собственности соответствующих муниципальных образований.
Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к числу которых относятся: решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу ст. 39.2. Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Крым от 26.12.2018 года № 557-ЗРК/2018 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и органами государственной власти Республики Крым» уполномоченный орган осуществляет полномочия по выдаче разрешений на строительство в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 года № 169 утверждено Положение о Службе государственного строительного надзора Республики Крым (далее - Положение).
В пункте 1.1. Положения закреплено, что Служба государственного строительного надзора Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление, в пределах своей компетенции, на территории Республики Крым государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым за объектами капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства.
В соответствии с пп. 3.1, 3.2 Положения Служба государственного строительного надзора Республики Крым осуществляет государственный строительный надзор в случаях и порядке, установленным действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым, с выдачей заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации; выдает разрешения на строительство при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. № 2040-6/14 «О порядке выполнения подготовительных и строительных работ» утвержден Порядок выполнения подготовительных и строительных работ (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Главы 1 Порядка строительные работы на объектах могут выполняться заказчиком после получения документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком:
1) при регистрации декларации о начале выполнения строительных работ - по объектам, относящимся к I - III категориям сложности;
2) при выдаче разрешения на выполнение строительных работ - по объектам, относящимся к IV и V категориям сложности.
Регистрацию документов, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящего Порядка, и выдачу документов, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящего Порядка, осуществляет Служба государственного строительного надзора Республики Крым (п. 3 Порядка).
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Судом установлено, что на земельном участке муниципальной собственности по адресу: <адрес> в <адрес> расположен незавершенный объект капитального строительства, площадью 35,4 кв.м.
Данный объект недвижимости ответчиком ФИО1 был поставлен на кадастровый учет как сарай, ему был присвоен адрес: <адрес>, и кадастровый №, общей площадью 35,4 кв.м (л.д. 59-59а).
В 2019 году Администрация <адрес> обратилась в Центральный районный суд <адрес> с иском к ФИО1 о снятии данного объекта недвижимости с кадастрового учета и исключении записи о регистрации.
Решением Центрального районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, оставленным без изменения Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Администрации г. Симферополя удовлетворены, постановлено исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации права собственности за ФИО1 на объект недвижимого имущества – нежилое здание, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером 90:22:010301:7131 площадью 35,4 кв.м, снять указанный объект с кадастрового учета (л.д.29-38, 93-98).
Как установлено судами, ФИО1, используя в качестве основания решение Центрального районного суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым за ним было признано право собственности на нежилое помещение – сарай литер «К» площадью 11,0 ? 3,68 м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.194-195), поставил на кадастровый учет по указанному адресу вновь созданное строение, фактически расположенное в соседнем дворе по адресу: <адрес>, которое по техническим характеристикам совпадает с объектом недвижимости, право на который признано за ним на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Судебной экспертизой, проведенной в ходе апелляционного производства по гражданскому делу №, было установлено, что фактическое местоположение сарая литер «К», учтенного в ЕГРН под кадастровым номером 90:22:010301:7131 и предъявленного к натурному осмотру, не соответствует сведениям об описании его местоположения, содержащимся в ГКН и представленном на государственную регистрацию техническому плану кадастрового инженера. В месте, где должен был располагаться сарай литер «К», расположена пристройка литер «Е2», относящаяся к <адрес> жилого дома литер «Е» соседнего домовладения № по <адрес>.
При анализе инвентаризационных дел на домовладения по <адрес>, домовладения по <адрес>, домовладения по <адрес>, экспертом установлено, что смешанная территория между ними отсутствует.
В соответствии с данными инвентаризационного дела <адрес>, сарай литер «К» линейными размерами 11,0 ? 3,68 м должен был располагаться в восточной части этого домовладения, вблизи <адрес> здания литер «Е» домовладения по <адрес>, и примыкать к внешней стене здания литер «Е» соседнего домовладения № по <адрес>, а предъявленный к осмотру объект является вновь выстроенным зданием, расположенным в середине двора домовладения по <адрес>, ближе к границе с домовладением по <адрес>.
В материалы рассматриваемого дела представлен ответ ФГУП РК «Крым БТИ» исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, по сведениям представленным архивом предприятия в <адрес>, объекта недвижимости по адресу: <адрес> не имеется. В архиве предприятия имеется инвентаризационное дело № по <адрес>. В материалах этого дела имеются сведения о сарае литер «К» размерами 11,0 ? 3,68 м. Право собственности на указанное строение не зарегистрировано, в том числе на основании решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. Квартира №, принадлежащая ФИО1 на праве собственности, расположена в литере «Е» по адресу: <адрес> (л.д.19).
Согласно данным ЕГРН, земельный участок по <адрес> с кадастровым номером 90:22:010301:2277, площадью 1952 кв.м, относится к землям населенного пункта, вид разрешенного использования – общественное использование объектов капитального строительства (л.д.107-114).
В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, в том числе самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статья 62 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии с ч.3 ст.25 ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Согласно разъяснений, изложенных в п.22, п.24 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. По смыслу абзаца второго пункта 2 статьи 222 ГК РФ ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство.
Следовательно, требование о сносе самовольной постройки может быть заявлено в суде любым лицом, считающим, что его права нарушены указанной постройкой.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Из представленных в материалы дела доказательств, в их совокупности и взаимной связи, следует, что земельный участок, расположенный по <адрес> находится в муниципальной собственности. По вопросу выделения земельного участка под строительство по указанному адресу ответчик не обращался, решения о предоставлении земельного участка в аренду не принималось, разрешительные документы на строительство объекта капитального строительства ответчиком не оформлялись. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Ведение строительных работ без соответствующих разрешительных документов, а также правоустанавливающих документов нарушает право городского округа на обеспечение устойчивого развития территорий с учетом государственных, общественных и частных интересов. Самовольное строительство объектов также может привести к причинению вреда здоровью граждан и их имуществу.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований и необходимости их удовлетворения в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Руководствуясь частью 1 статьи 206 ГПК РФ, суд считает возможным установить ответчику месячный срок для исполнения решения суда, полагая такой срок достаточным с учетом характера, степени сложности, объема мероприятий предстоящей работы.
Исходя из того, что осуществление работ по демонтажу объекта незавершенного строительства возможно не только силами ответчика, но и истца, при неисполнении ответчиком судебного решения в добровольном порядке истцу предоставляется право произвести указанные работы самостоятельно, с последующим взысканием с ответчика понесенных расходов.
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 35,4 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░. (░░░░░░ ░░░. 00 ░░░.).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 29.12.2020 ░░░░.