Дело № 2-281/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Далматово Курганской области 29 июня 2021 г.
Далматовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Карелина А.В.,
при секретаре Задориной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайковой Екатерины Александровны к Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации (процентов) за нарушение сроков выплаты, компенсации морального вреда,
Установил:
Зайкова Е.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации (процентов) за нарушение сроков выплаты денежных средств, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указала, что она занимала должность старшего специалиста 3 разряда отдела учета и работы с налогоплательщиками в Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области. Приказом от 25.03.2021 №002-02-07/40 с ней расторгнут служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена на основании ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При увольнении ей была начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме №*., денежная компенсация за 117 календарных дней неиспользованного отпуска в сумме №*. Но в расчет четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованные отпуска не были включены суммы выплаченных ей премий («разовых») и средств материального стимулирования, которые были исчислены и выплачены за 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта, то есть с марта 2020 по февраль 2021г.включительно. Общая неучтенная при расчете четырехмесячного содержания и компенсации за неиспользованные отпуска сумма премий составила 77045,22 руб., сумма средств материального стимулирования составила 49765руб. В связи с чем ей недополучена компенсация за неиспользованные отпуска в сумме 42197,94руб., четырехмесячного содержания в сумме 42270,07руб. При исчислении отпускных за отпуск продолжительностью 8 календарных дней, предоставленный в феврале 2021 г., не учтена сумма премий 77045, 22руб. и СМС -49765руб, в связи с чем недоплачено 2885,33 руб. При исчислении отпускных за отпуск продолжительностью 15 календарных дней, предоставленный в мае 2020 г., не учтена сумма премий 84318,40руб. и СМС-44476руб., в связи с чем недоплачено 5494,64 руб. Считает, что выплаты в виде СМС и премий необоснованно не учтены при расчете всех указанных выплат, они выплачивались в связи с трудовой деятельностью за достигнутые показатели в работе, выплачивались систематически на основании приказов, с выплаченных сумм удерживались все предусмотренные законодательством платежи. При нарушении сроков выплаты работодатель обязан выплатить недополученные суммы с процентами. Указывает, что неправомерными действиями работодателя ущемлены ее права на своевременное и бесспорное получение всех предусмотренных выплат, чем причинены нравственные страдания, моральный вред оценивает в 10 000 руб. Просит взыскать с Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области недоплаченные ей: задолженность по денежному содержанию в сумме 42270 руб. 07коп.; компенсацию за неиспользованные отпуска в сумме 42197 руб. 94 коп.; отпускные выплаты на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках с 15.02.21 г. по 22.02.21 г. в сумме 2885,33руб., с 06.05.20 г. по 21.05.20 г. в сумме 5494,64руб.; компенсацию (проценты) за задержку недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактической уплаты, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России; компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Зайкова Е.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствии (л.д.85).
Представитель ответчика – Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был надлежащим образом извещен. В представленном отзыве от 08.06.2021 исковые требования не признали, указав, что порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562, предусматривающими, что месячное денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров, единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09. 2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, который устанавливает, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы. Рекомендации, указанные в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 №14-04-05/34482, носят справочный характер и не имеют нормативно правовой силы. Минфин РФ не наделен полномочиями в сфере оплаты труда, либо в сфере государственной гражданской службы, также в его компетенцию не входит расширение перечня дополнительных выплат, письмо Минфина Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482 не зарегистрировано в установленном законом порядке. Дополнительные выплаты учитываются в составе денежного содержания государственного гражданского служащего только с учетом постановления №562 от 06.09.2007, материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и при исчислении денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, не учитывается. Каких либо доказательств нравственных страданий и ухудшения здоровья истцом не представлено, со стороны ответчика отсутствуют нарушения законных прав и интересов истца, а требования о компенсации морального вреда являются производными от первоначальных требований ( л.д.96-98).
Представитель третьего лица - Управления ФНС России по Курганской области в судебное заседание не явился. В представленном отзыве просят рассмотреть дело без участия представителя, в удовлетворении требований Зайковой Е.А. отказать, указывая, что средства материального стимулирования не входят в перечень дополнительных выплат, которые формируют денежное содержание государственного служащего., доводятся до инспекции сверх установленного фонда оплаты труда отдельными бюджетными обязательствами. «Разовые» премии это дополнительные средства материального стимулирования, также доведенные до инспекции сверх фонда оплаты труда. Средства материального стимулирования как и указанные премии не входят в состав денежного содержания государственного служащего, основания для перерасчета отсутствуют (л.д.92-93).
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.
Проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что приказом № 01-04/023 от 22.04.2011 Зайкова Е.А. принята на работу в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы № 2 России по Курганской области, где проходила государственную гражданскую службу в различных должностях.
Приказом от 10.05.2017г. № 02-02-07/30 Зайкова Е.А. переведена старшим специалистом 3 разряда отдела учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области. (л.д. 117-124 ).
Согласно заключенного с Зайковой Е.А. 22.04.2011года служебного контракта № 114 и дополнительных соглашений к нему денежное содержание Зайковой Е.А. состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки за выслугу лет, ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. (л.д.103-116).
Приказом от 25.03.2021 №02-02-07/40 с Зайковой Е.А. расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и 31.03.2021 уволена в связи с сокращением должности гражданской службы по п.8.2 ч. 1 ст.37 79-ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации» с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 117 дней, в том числе за периоды работы с 27.02.2018 по 26.02.2019 - 38 дней, с 27.02.2019 по 26.02.2020 - 38дней, с 27.02.2020 по 31.03.2021- 41 день ( л.д.125).
Частью 7 статьи 11 ТК РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В силу ст. 73 Федерального закона от 27.07. 2004г. №79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Из вышеуказанных положений закона следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 которого гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Часть 1 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым согласно ч. 5 ст.50 указанного закона относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Часть 10 ст.50 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ предусматривает, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с п.3.1 ч.3ст.37 вышеуказанного закона в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п.п. 8.1 - 8.3 ч. 1 ст. 37, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Часть 1 ст.46 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ предусматривает, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч. 13 ст. 46 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007г. № 562 (далее - Правила), предусмотрен порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
В соответствии с пунктом 8 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за один месяц.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
При увольнении Зайковой Е.А. была начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме №* руб. и компенсация за неиспользованный отпуск в размере №* руб. (л.д.148,198).
В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с частью шестой указанной статьи Кодекса условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Частью 2 ст. 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
В соответствии с ч.2 ст.51 ФЗ от 27 июля 2004 №79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырёх должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трёх должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания.
Часть 3 статьи 51 ФЗ от 27.07. 2004 № 79-ФЗ предусматривает, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счёт средств: 1)на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2)на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3)на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07. 2004 №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчёте на год). Пунктом 9 этого же Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счёт средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учётом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учётом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 8 подпункта р пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Судом установлено, что период, который следует принять во внимание для расчета спорных выплат Зайковой Е.А., приходится на май 2019 – февраль 2021 г.
За данный период работы в соответствии с письмами УФНС России по Курганской области №* дсп@ от 15.04.2019, №*дсп@ от 18.12.2019, №* дсп@ от 23.03.2020, №* дсп@ от 12.08.2020 « О бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование» начальником Межрайонной ИФНС России №* по Курганской области вынесены приказы № 02-02-06 от 06.05.2019, № 02-02-06/45 от 02.07.2019, № 02-02—06/50 от 02.08.2019, № 02-02-06 от 02.09.2019, №02-02-06/144 от 04.10.2019,№ 02-02-06/88 от 19.12.2019,№ 02-02-06/34 от 26.03.2020, №02-02-06/61 от 04.06.2020,№ 02-02-06/78 от 14.08.2020, № 02-02—06/ 93 от 09.10.2020, №02-02-06/101 от 10.11.2020,№ 02-02-06/102 от 26.11.2020 о выплатах государственным гражданским служащим инспекции материального стимулирования в соответствии с дополнительными ассигнованиями сверх установленного фонда оплаты труда за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на налоговые органы, повышение эффективности налогового администрирования. Приказами начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области № 02-02-06/47 от 17.07.2019, № 02-02-06/66 от 27.09.2019, № 02 -02-06/85 от 10.12.2019, № 02-02-06/48 от 16.04.2020, № 02-02-06/73/1 от 09.07.2020, № 02-02-06/92/1 от 25.09.2020, № 02-02-06/109 от 10.12.2020 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих « постановлено выплатить средства материального стимулирования в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на оплату труда федеральных государственных гражданских служащих, в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на материальное стимулирование.
Факт выплаты истцу средств материального стимулирования и премий на основании вышеуказанных приказов, суммы и сроки выплат, а также то, что данные выплаты не учтены при исчислении денежного содержания Зайковой Е.А. при оплате компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск и оплате отпускных ответчиком не оспаривается. Данные обстоятельства подтверждаются вышеперечисленными приказами, справками о доходах по форме 2-НДФЛ, расчетными листами, записками-расчетами об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска и увольнении, карточками сотрудника (л.д.38, 40, 128-144, 147-161, 182-201).
Согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности; обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (п.1,п.5.5).
Согласно п.2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004г. № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ.
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 №14-04-05/34482 разъяснено, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определённого статьёй 50 Федерального закона №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 №238-7.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, довод ответчика о том, что Министерство финансов РФ не наделено полномочиями в сфере оплаты труда, либо в сфере государственной гражданской службы, суд считает несостоятельными.
Доводы ответчика о том, что материальное стимулирование не должно включаться в денежное содержание гражданского служащего, поскольку выплачивается не за счет фонда оплаты труда, а сверх его, не имеют правового значения, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику (государственному гражданскому служащему) за его работу и являются его доходом.
Средства материального стимулирования государственных гражданских служащих выплачиваются в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем выплаченные Зайковой Е.А. в соответствии с приказами средства материального стимулирования должны учитываться при расчёте для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных отпусках, а также компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
В расчет размера денежного содержания истца ответчиком необоснованно не была включена полученная Зайковой Е.А. в течение 12 предшествующих указанным выплатам месяца сумма материального стимулирования и премий, составляющая : с февраля 2020 по январь 2021г. -№* руб. и №*,22 руб., с мая 2019 по апрель 2020г. – №* руб., с марта 2020 по февраль 2021г.- №*,22 руб., что привело к занижению размера денежного месячного содержания, а также неправильному расчету суммы компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, оплате отпускных.
Согласно представленных документов истцу за период с 27.02.17 по 26.02.18г. по приказу № 02-02-11/61 от 14.04.20 предоставлен отпуск с 06.05.20 по 21.05.20 на 15 дней с начислением отпускных в сумме №*., за период с 10.05.20 по 09.05.21 по приказу № 00000000055 от 11.02.21 предоставлен отпуск с 15.02.21по 22.02.21 на 8 дней с начислением отпускных в сумме №*., по приказу № 00000000101 от 23.03.21 начислена компенсация за 117 дней неиспользованного отпуска в сумме №*. (л.д. 59-67, 147-150, 153-156, 158-161).
Согласно расчету истца недоплаченная сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении составляет 42270,07руб., компенсации за неиспользованный отпуск – 42197,94 руб., недоплата отпускных за отпуск с 06.05.2020 по 21.05.2020 - 5494,64 руб., за отпуск с 15.02.2021 по 22.02.2021 - 2885,33 руб. Указанный расчет судом проверен, является правильным и ответчиком не оспаривается (л.д. 9-11).
Таким образом, с учетом уже выплаченных Зайковой Е.А. сумм компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика задолженности по компенсации при увольнении (четырехмесячное денежное содержание) в размере 42270,07 руб. (118170,87 - 75900,8), задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 42197,94 руб. (110539,98-68342,04), задолженность по недоплаченным суммам отпускных выплат за отпуск с 06.05.2020 по 21.05.2020 составит 5494,64 руб. (13882,94 - 8388,30), за отпуск с 15.02.2021 по 22.02.2021 - 2885,33 руб. (7420,45 - 4535,12).
Статья 236 ТК РФ предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически невыплаченных в срок сумм.
Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производятся в день увольнения.
В соответствии со ст.46 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ выплата денежного содержания гражданским служащим за период ежегодного оплачиваемого отпуска производится не позднее, чем за 10 календарных дней до начала отпуска.
С учетом положений закона о сроках выплаты и количестве дней просрочки выплаты задолженности, начиная с установленного законом срока выплаты по день вынесения решения суда - 29.06.2021, компенсация (проценты) за задержку недоплаченных сумм четырехмесячного денежного содержания составит - 1254,02 руб., компенсации за 117 дней неиспользованного отпуска - 1251,87 руб., недоплаченных отпускных за отпуск с 06.05.2020 по 21.05.2020 - 718,51 руб., за отпуск с 15.02.2021 по 21.02.2021 -130,23 руб., всего 3354 руб. 63 коп.
У суда нет оснований для возложения на ответчика обязанности произвести выплату компенсации за несвоевременную выплату денежных средств по день фактического расчета, так как данная обязанность возложена на ответчика статьей 236 ТК РФ, доказательств нарушения прав истца и отказа в начислении и выплате данной компенсации материалы дела не содержат.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда.
В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Пункт 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» разъясняет, что Трудовой Кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац 14 части1) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимание обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В судебном заседании установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права истца, не начислены и не выплачены заработанные Зайковой Е.А. деньги, что лишило ее возможности своевременно распорядиться денежными средствами для удовлетворения своих потребностей, что подтверждает причинение ей морального вреда. Исходя из обстоятельств дела, суд полагает возможным взыскать в пользу истца моральный вред в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 06.05.2020 ░░ 21.05.2020, ░ 15.02.2021 ░░ 22.02.2021 ░ ░░░░░ 8379 ( ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░.97 ░░░.; ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░ 42270 (░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░. 07░░░.; ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ 42197(░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░.94 ░░░.; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 2000 (░░░ ░░░░░░) ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░ 2021 ░░░░, ░ ░░░░░ 3354 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░. 63 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░