Решение по делу № 33-192/2023 от 13.02.2023

Судья Хроленок Т.В.

Дело № 2-3423/2022

Дело № 33-192/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 мая 2023 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей Коневой О.А., Тараника В.Ю.,

при секретаре Шаховой И.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 08.12.2022, которым постановлено:

Исковые требования Петрищевой Т. В. (<...> года рождения, место рождения: <...>, паспорт № <...>), действующей в своих интересах и в интересах <...> к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (Еврейская Автономная область, г. Биробиджан, пр-т 60-летия СССР, 12А, ИНН 7901530648, ОГРН 1077901002740) об обязании внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения – удовлетворить.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» внести изменения в выданное 03.08.2022 Петрищевой Т. В. свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № 00000000667 в графе «Стоимость 1 кв.м. общей площади жилья» указать «121 732 рубля», в графе «Размер выплаты» указать «4 857 106 рубля 80 копеек».

Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» в пользу Петрищевой Т. В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Коневой О.А., пояснения представителя истцов Красильникова А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Петрищева Т.В., действующая в своих интересах и в интересах <...>, обратилась в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ») об обязании совершить определённые действия.

Требования мотивировала тем, что 03.10.2022 ей выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения площадью 39,9 кв.м, согласно которому стоимость одного квадратного метра составляет 78 184 рубля, размер выплаты – 3119541 рубль 60 копеек. В перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации 2020 года её жилое помещение включено в IV квартале 2022 года. Поскольку в соответствии с распоряжением правительства ЕАО № 525-рп выплата рассчитывается исходя из стоимости квадратного метра, определённого Минстроем России, на дату утверждения перечня губернатором ЕАО, то рассчитанный ответчиком размер выплаты является незаконным, учитывая, что средняя рыночная стоимость 1 кв.м жилой площади в ЕАО в IV квартале 2022 года установлена в размере 121 732 рубля.

Просила суд обязать ответчика внести изменения в выданное ей свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения от 03.10.2022 № 00000000667, в графе «Стоимость 1 кв.м общей площади жилья» указать «121 732 рубля», в графе «Размер выплаты» указать «4857 106 рублей 80 копеек».

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее – департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО), департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области (далее – ДСЗН правительства ЕАО), Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России).

В судебном заседании представитель истцов Ананьева В.В. доводы и требования иска поддержала.

Истица Петрищева Т.В., представители ответчика ОГБУ «МФЦ», третьих лиц Минфина России, Минстроя России, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, ДСЗН правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» в письменном отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что Минстрой России по субъектам РФ по ЧС закладывает и выделяет денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме в размере 78 184 рубля за 1 кв.м. Утраченное истцами жилое помещение внесено в Перечень утраченных жилых помещений в результате ЧС 2020 года, утверждённый губернатором ЕАО 29.09.2020, остальные перечни являются дополнением к первоначальному перечню, так как граждане устанавливали своё право через суд и имелась объективная необходимость в его дополнении.

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором вопрос об обоснованности исковых требований оставил на усмотрение суда.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ОГБУ «МФЦ» просило его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Мотивируя жалобу, указало, что согласно подпункту «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 (далее - Правила), при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам РФ на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

В данном случае Минстрой России по чрезвычайной ситуации 2020 года заложил и выделил денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме – 78184 рубля за 1 кв.м.

Перечень утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений подписан губернатором ЕАО 29.09.2020, остальные перечни являются дополнением к этому документу.

Поскольку истцы на основании судебного акта установили право на получение мер господдержки в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, дата включения утраченного жилого помещения в соответствующий перечень не имеет правового значения.

Указал на недобросовестность поведения и злоупотребление правом со стороны истцов, поскольку они обратились за установлением своего права на меры социальной поддержки только в 2022 году. Кроме того, судом не дана оценка тому факту, что утрачено аварийное жильё, стоимость одного квадратного метра которого не может составлять 121 732 рубля.

Разрешая настоящий спор, суд не применил положения вышеуказанного постановления, тем самым своим решением подменил орган государственной власти, наделённый полномочиями по принятию решения об определении стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения на дату введения режима чрезвычайной ситуации, что является недопустимым.

Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов Красильников А.А. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить её без удовлетворения.

Истцы Петрищева Т.В., <...> представители ответчика ОГБУ «МФЦ», третьих лиц Минстроя России, Минфина России, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, ДСЗН правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на неё.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лица, участвующего в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что с 14.09.2020 на территории Еврейской автономной области распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 14.09.2020 №284-рг введён режим чрезвычайной ситуации.

Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 29.07.2022 исковые требования прокурора г. Биробиджана, заявленные в интересах Петрищевой Т.В., <...>., к ОГБУ «МФЦ», мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО, департаменту строительства и ЖКХ правительства ЕАО удовлетворены. Жилое помещение истцов, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, признано утраченным в результате ЧС 2020 года, на мэрию города возложена обязанность направить сведения о данном жилом помещении в департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО для включения в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, на департамент возложена обязанность включить данное жилое помещение в указанный Перечень. За Петрищевой Т.В., <...> признано право на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, на ОГБУ «МФЦ» возложена обязанность включить указанных лиц в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате ЧС 2020 года, и выдать им свидетельство на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного из расчёта площади жилого помещения в размере 39,9 кв.м.

Решение суда вступило в законную силу 06.09.2022.

03.10.2022 истице Петрищевой Т.В. с учётом иных участников общей долевой собственности в приобретаемых жилых помещениях <...> выдано свидетельство № 00000000667 о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения на сумму 3119 541 рубль 60 копеек, исходя из общей площади жилого помещения 39,9 кв.м, стоимости одного кв.м 78 184 рубля.

Жилое помещение <...> включено в Перечень утраченных жилых помещений, в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области (дополнения и изменения в перечень от 29.09.2020) в IV квартале 2022 года под порядковым номером 387.

Приказом Минстроя России от 20.09.2022 № 773/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2022 года» установлена средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения на IV квартал 2022 года в Еврейской автономной области в размере 121 732 рублей.

Считая, что свидетельство подлежало выдаче на сумму, рассчитанную с учётом показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения в Еврейской автономной области на IV квартал 2022 года, истцы обратились в суд с указанными выше требованиями.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что перечень жилья, утраченного в результате ЧС, в который включено жилое помещение истцов, утверждён губернатором ЕАО 21.10.2022, в связи с чем размер выплаты следует определять исходя из стоимости 1 кв.м площади жилого помещения, установленной приказом Минстроя России от 20.09.2022 № 773/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2022 года» - 121 732 рубля.

При этом суд руководствовался Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 (далее – Правила № 1327) в редакции, действовавшей до 01.01.2022, в соответствии с которой выплата на цели приобретения или строительства жилого помещения должна рассчитываться по показателям средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения на дату утверждения высшим должностным лицом субъекта РФ соответствующего перечня утраченных в результате ЧС жилых помещений.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждены Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 6 Порядка утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Перечень формируется департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.

Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО обеспечивает утверждение Перечня в соответствии с положениями, установленными Правилами, и размещает его в течение двух рабочих дней со дня утверждения на официальном интернет-портале органов государственной власти Еврейской автономной области.

В соответствии с пунктом 5 Порядка выплата предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.

В пункте 2 названного распоряжения правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с его реализацией, осуществляется за счёт средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов)

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов для определения предельного объёма бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Перечни утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (председателями высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, в редакции, действовавшей до 01.01.2022, при расчёте размера трансферта на цели приобретения или строительства жилых помещений учитываются показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) перечней.

В соответствии с редакцией пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, действующей с 01.01.2022, при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об определении размера выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного исходя из показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения, утверждённого Минстроем России для ЕАО на IV квартал 2022 года, является неправомерным, так как право истцов на получение данной меры государственной поддержки признано решением суда от 29.07.2022, свидетельство, удостоверяющее право на получение данной выплаты, выдано 03.10.2022, то есть в период действия редакции Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, устанавливающих, что при определении размера межбюджетного трансферта, направленного на эти цели необходимо исходить из показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России, на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

Кроме того, суд первой инстанции не учёл, что жилое помещение истцов включено в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, который был утверждён губернатором ЕАО 29.09.2020, а 21.10.2022 он был дополнен, что следует из содержания принятого судом во внимание перечня (л.д. 16).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ Конституция Российской Федерации, предусматривая меры социальной поддержки в жилищной сфере (статья 40, часть 3), вместе с тем не предопределяет объём и условия предоставления тем или иным категориям граждан конкретных жилищных гарантий, которые устанавливаются с учётом имеющихся у государства финансовых возможностей.

Названными выше нормативными положениями предусмотрена адресная финансовая помощь для пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан, не имеющих другого жилья, пригодного для проживания. В силу указанных нормативных положений, а именно Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, размер выплаты подлежит определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России, на дату введения режима чрезвычайной ситуации. В выданном 03.10.2022 истцам свидетельстве выплата рассчитана исходя из данной стоимости - 78184 рубля за 1 кв.м.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований о внесении изменений в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 08.12.2022 отменить, принять по делу новое решение, которым:

«Исковые требования Петрищевой Т. В. (<...> года рождения, уроженка <...>, паспорт № <...>), действующей в своих интересах и в интересах <...> к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (ОГРН 1077901002740, ИНН 7901530648) о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения оставить без удовлетворения».

Апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» считать удовлетворённой.

Председательствующий Ю.Г. Золотарева

Судьи О.А. Конева

В.Ю. Тараник

Мотивированное апелляционное определение изготовлено: 26.05.2023.

Судья Хроленок Т.В.

Дело № 2-3423/2022

Дело № 33-192/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 мая 2023 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей Коневой О.А., Тараника В.Ю.,

при секретаре Шаховой И.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 08.12.2022, которым постановлено:

Исковые требования Петрищевой Т. В. (<...> года рождения, место рождения: <...>, паспорт № <...>), действующей в своих интересах и в интересах <...> к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (Еврейская Автономная область, г. Биробиджан, пр-т 60-летия СССР, 12А, ИНН 7901530648, ОГРН 1077901002740) об обязании внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения – удовлетворить.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» внести изменения в выданное 03.08.2022 Петрищевой Т. В. свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № 00000000667 в графе «Стоимость 1 кв.м. общей площади жилья» указать «121 732 рубля», в графе «Размер выплаты» указать «4 857 106 рубля 80 копеек».

Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» в пользу Петрищевой Т. В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Коневой О.А., пояснения представителя истцов Красильникова А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Петрищева Т.В., действующая в своих интересах и в интересах <...>, обратилась в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ») об обязании совершить определённые действия.

Требования мотивировала тем, что 03.10.2022 ей выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения площадью 39,9 кв.м, согласно которому стоимость одного квадратного метра составляет 78 184 рубля, размер выплаты – 3119541 рубль 60 копеек. В перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации 2020 года её жилое помещение включено в IV квартале 2022 года. Поскольку в соответствии с распоряжением правительства ЕАО № 525-рп выплата рассчитывается исходя из стоимости квадратного метра, определённого Минстроем России, на дату утверждения перечня губернатором ЕАО, то рассчитанный ответчиком размер выплаты является незаконным, учитывая, что средняя рыночная стоимость 1 кв.м жилой площади в ЕАО в IV квартале 2022 года установлена в размере 121 732 рубля.

Просила суд обязать ответчика внести изменения в выданное ей свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения от 03.10.2022 № 00000000667, в графе «Стоимость 1 кв.м общей площади жилья» указать «121 732 рубля», в графе «Размер выплаты» указать «4857 106 рублей 80 копеек».

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее – департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО), департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области (далее – ДСЗН правительства ЕАО), Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России).

В судебном заседании представитель истцов Ананьева В.В. доводы и требования иска поддержала.

Истица Петрищева Т.В., представители ответчика ОГБУ «МФЦ», третьих лиц Минфина России, Минстроя России, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, ДСЗН правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» в письменном отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что Минстрой России по субъектам РФ по ЧС закладывает и выделяет денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме в размере 78 184 рубля за 1 кв.м. Утраченное истцами жилое помещение внесено в Перечень утраченных жилых помещений в результате ЧС 2020 года, утверждённый губернатором ЕАО 29.09.2020, остальные перечни являются дополнением к первоначальному перечню, так как граждане устанавливали своё право через суд и имелась объективная необходимость в его дополнении.

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором вопрос об обоснованности исковых требований оставил на усмотрение суда.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ОГБУ «МФЦ» просило его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Мотивируя жалобу, указало, что согласно подпункту «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 (далее - Правила), при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам РФ на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

В данном случае Минстрой России по чрезвычайной ситуации 2020 года заложил и выделил денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме – 78184 рубля за 1 кв.м.

Перечень утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений подписан губернатором ЕАО 29.09.2020, остальные перечни являются дополнением к этому документу.

Поскольку истцы на основании судебного акта установили право на получение мер господдержки в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, дата включения утраченного жилого помещения в соответствующий перечень не имеет правового значения.

Указал на недобросовестность поведения и злоупотребление правом со стороны истцов, поскольку они обратились за установлением своего права на меры социальной поддержки только в 2022 году. Кроме того, судом не дана оценка тому факту, что утрачено аварийное жильё, стоимость одного квадратного метра которого не может составлять 121 732 рубля.

Разрешая настоящий спор, суд не применил положения вышеуказанного постановления, тем самым своим решением подменил орган государственной власти, наделённый полномочиями по принятию решения об определении стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения на дату введения режима чрезвычайной ситуации, что является недопустимым.

Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов Красильников А.А. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить её без удовлетворения.

Истцы Петрищева Т.В., <...> представители ответчика ОГБУ «МФЦ», третьих лиц Минстроя России, Минфина России, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, ДСЗН правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на неё.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лица, участвующего в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что с 14.09.2020 на территории Еврейской автономной области распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 14.09.2020 №284-рг введён режим чрезвычайной ситуации.

Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 29.07.2022 исковые требования прокурора г. Биробиджана, заявленные в интересах Петрищевой Т.В., <...>., к ОГБУ «МФЦ», мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО, департаменту строительства и ЖКХ правительства ЕАО удовлетворены. Жилое помещение истцов, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, признано утраченным в результате ЧС 2020 года, на мэрию города возложена обязанность направить сведения о данном жилом помещении в департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО для включения в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, на департамент возложена обязанность включить данное жилое помещение в указанный Перечень. За Петрищевой Т.В., <...> признано право на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, на ОГБУ «МФЦ» возложена обязанность включить указанных лиц в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате ЧС 2020 года, и выдать им свидетельство на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного из расчёта площади жилого помещения в размере 39,9 кв.м.

Решение суда вступило в законную силу 06.09.2022.

03.10.2022 истице Петрищевой Т.В. с учётом иных участников общей долевой собственности в приобретаемых жилых помещениях <...> выдано свидетельство № 00000000667 о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения на сумму 3119 541 рубль 60 копеек, исходя из общей площади жилого помещения 39,9 кв.м, стоимости одного кв.м 78 184 рубля.

Жилое помещение <...> включено в Перечень утраченных жилых помещений, в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области (дополнения и изменения в перечень от 29.09.2020) в IV квартале 2022 года под порядковым номером 387.

Приказом Минстроя России от 20.09.2022 № 773/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2022 года» установлена средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения на IV квартал 2022 года в Еврейской автономной области в размере 121 732 рублей.

Считая, что свидетельство подлежало выдаче на сумму, рассчитанную с учётом показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения в Еврейской автономной области на IV квартал 2022 года, истцы обратились в суд с указанными выше требованиями.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что перечень жилья, утраченного в результате ЧС, в который включено жилое помещение истцов, утверждён губернатором ЕАО 21.10.2022, в связи с чем размер выплаты следует определять исходя из стоимости 1 кв.м площади жилого помещения, установленной приказом Минстроя России от 20.09.2022 № 773/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2022 года» - 121 732 рубля.

При этом суд руководствовался Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 (далее – Правила № 1327) в редакции, действовавшей до 01.01.2022, в соответствии с которой выплата на цели приобретения или строительства жилого помещения должна рассчитываться по показателям средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения на дату утверждения высшим должностным лицом субъекта РФ соответствующего перечня утраченных в результате ЧС жилых помещений.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждены Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 6 Порядка утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Перечень формируется департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.

Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО обеспечивает утверждение Перечня в соответствии с положениями, установленными Правилами, и размещает его в течение двух рабочих дней со дня утверждения на официальном интернет-портале органов государственной власти Еврейской автономной области.

В соответствии с пунктом 5 Порядка выплата предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.

В пункте 2 названного распоряжения правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с его реализацией, осуществляется за счёт средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов)

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов для определения предельного объёма бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Перечни утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (председателями высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, в редакции, действовавшей до 01.01.2022, при расчёте размера трансферта на цели приобретения или строительства жилых помещений учитываются показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) перечней.

В соответствии с редакцией пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, действующей с 01.01.2022, при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об определении размера выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного исходя из показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения, утверждённого Минстроем России для ЕАО на IV квартал 2022 года, является неправомерным, так как право истцов на получение данной меры государственной поддержки признано решением суда от 29.07.2022, свидетельство, удостоверяющее право на получение данной выплаты, выдано 03.10.2022, то есть в период действия редакции Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, устанавливающих, что при определении размера межбюджетного трансферта, направленного на эти цели необходимо исходить из показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России, на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

Кроме того, суд первой инстанции не учёл, что жилое помещение истцов включено в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, который был утверждён губернатором ЕАО 29.09.2020, а 21.10.2022 он был дополнен, что следует из содержания принятого судом во внимание перечня (л.д. 16).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ Конституция Российской Федерации, предусматривая меры социальной поддержки в жилищной сфере (статья 40, часть 3), вместе с тем не предопределяет объём и условия предоставления тем или иным категориям граждан конкретных жилищных гарантий, которые устанавливаются с учётом имеющихся у государства финансовых возможностей.

Названными выше нормативными положениями предусмотрена адресная финансовая помощь для пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан, не имеющих другого жилья, пригодного для проживания. В силу указанных нормативных положений, а именно Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, размер выплаты подлежит определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России, на дату введения режима чрезвычайной ситуации. В выданном 03.10.2022 истцам свидетельстве выплата рассчитана исходя из данной стоимости - 78184 рубля за 1 кв.м.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований о внесении изменений в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 08.12.2022 отменить, принять по делу новое решение, которым:

«Исковые требования Петрищевой Т. В. (<...> года рождения, уроженка <...>, паспорт № <...>), действующей в своих интересах и в интересах <...> к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (ОГРН 1077901002740, ИНН 7901530648) о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения оставить без удовлетворения».

Апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» считать удовлетворённой.

Председательствующий Ю.Г. Золотарева

Судьи О.А. Конева

В.Ю. Тараник

Мотивированное апелляционное определение изготовлено: 26.05.2023.

33-192/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Петрищев Иван Алексеевич
Петрищева Татьяна Владимировна
Ответчики
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО, ОГБУ
Другие
Министерство строительства и ЖКХ РФ
Департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО
Министерство финансов РФ
Департамент социальной защиты населения правительства ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Конева Ольга Александровна
Дело на странице суда
os.brb.sudrf.ru
14.02.2023Передача дела судье
17.03.2023Судебное заседание
12.04.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.04.2023Судебное заседание
12.05.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
24.05.2023Судебное заседание
02.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2023Передано в экспедицию
24.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее