Решение по делу № 2-2036/2020 от 02.07.2020

Дело в„– 2-2036/2020                 74RS0017-01-2019-001918-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 сентября 2020 РіРѕРґР°              Рі. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего    Р‘арашевой Рњ.Р’.

РїСЂРё секретаре             РљРѕСЂРѕС‚аевой Рђ.РЎ.

с участием транспортного прокурора Власкиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2036/2020 по иску Златоустовского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

Златоустовский транспортный прокурор обратился в Мещанский районный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»), в котором просил возложить обязанность:

обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Аносово ЮУЖД в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – станции Аносово ЮУЖД подразделения транспортной безопасности, прошедших аккредитацию в соответствии с приказом Минтранса России № 145 от 01.04.2015в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу (л.д. 2-3, 42).

В обоснование заявленных требований указал, что Златоустовской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения объектами транспортной инфраструктуры законодательства о транспортной безопасности на станции Аносово Южно-Уральской железной дороги, являющейся объектом транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД», расположенной в зоне деятельности и на территории Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». В ходе проверки станции выявлены нарушения требований законодательства транспортной безопасности. Согласно реестру категорированных объектов транспортной инфраструктуры Федерального агентства железнодорожного транспорта объекту транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Аносово ЮУЖД присвоен реестровый номер ЖСТ304608 установлена 2 категория. Действующая в настоящее время оценка уязвимости и утвержденный ДД.ММ.ГГГГ на основании ее результатов план не соответствует вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ Требованиям по обеспечению транспортной безопасности. Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры утверждена ДД.ММ.ГГГГ, на момент проверки дополнительная оценка уязвимости в нарушение ч. 2 ст. 5 Закона № 16-ФЗ, пп. 17 п. 5 Требований, п. 9 приказа № 87 от 12.04.2010 в отношении станции Аносово ЮУЖД не проведена. Добровольный срок проведения дополнительной оценки уязвимости истек 01.08.2017. Кроме того, ответчиком не исполняются требования законодательства о транспортной безопасности в части обеспечения охраны указанного объекта транспортной безопасности от актов незаконного вмешательства. К охране объекта транспортной инфраструктуры - станции Аносово ЮУЖД не создано и не привлечено подразделение транспортной безопасности. Несвоевременное принятие мер, направленных на исполнение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной безопасности может повлечь за собой осуществление противоправных действий, в том числе совершение террористического акта, создать угрозу безопасности деятельности транспортного комплекса, причинения вреда жизни и здоровью пассажиров при осуществлении перевозок железнодорожным транспортном, а также материального ущерба (л.д. 2-3). Считает, что определение срока исполнения решения - в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, является разумным (л.д. 42).

Определением Мещанского районного суда г. Москвы дело направлено по подсудности в Златоустовский городской суд (л.д. 18).

Дело поступило в Златоустовский городской суд 02.07.2020, принято к производству определением от 02.07.2020.

Определением суда от 01 сентября 2020 года в связи с отказом от иска в части производство по делу прекращено в части требований возложения на ОАО «РЖД» обязанности обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Аносово ЮУЖД.

В судебном заседании помощник транспортного прокурора Златоустовской транспортной прокуратуры Власкина М.Н. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что доводы ответчика, положены в обоснование несогласия с исковыми требованиями, основаны на неправильном толковании норм права.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» Рябова И.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72-75), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 77-80). Дополнительно пояснила, что ответчиком приняты все необходимые меры по исполнению требований действующих нормативных актов в сфере обеспечения транспортной безопасности объектов инструкторы. Требования об оснащении объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности преждевременно. С учетом инвестиционной программы, исполнение решение суда после вступления его в законную силу возможно не ранее чем через полгода.

Представители третьих лиц Федерального агентство железнодорожного транспорта, Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, привлеченные к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, внесенным в протокол судебного заседания (л.д. 43), в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в свое отсутствие (л.д. 52-53, 64-65), направили письменные объяснения. Из письменных объяснений Федерального агентство железнодорожного транспорта (л.д. 52-53) следует, что дополнительная оценка уязвимости по объекту транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Аносово Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» ЖСГ304608 утверждена Росжелдором 11.06.2019. Руководствуясь Порядком разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России от 11.02.2010 № 34, Росжелдором было принято решение об отказе в утверждении изменений в план обеспечения транспортной безопасности упомянутого объекта транспортной инфраструктуры, о чем субъект транспортной инфраструктуры уведомлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Заключение об отказе, содержащее сведения о причинах отказа, направлены субъекту транспортной инфраструктуры с указанным сопроводительным письмом. Одной из причин отказа являлось не выполнение обязанности образовать, (сформировать) и привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности.

Представитель Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта в своем отзыве (л.д. 64-65) поддержал требования прокурора о возложении на ОАО «РЖД» обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – станции Аносово ЮУЖД подразделения транспортной безопасности, прошедших аккредитацию в соответствии с приказом Минтранса России № 145 от 01.04.2015.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»

транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;

субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно статье 2 указанного Федерального закона целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. К основным задачам обеспечения транспортной безопасности относятся: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности.

Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются: законность; соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности; непрерывность; интеграция в международные системы безопасности; взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 3 Федерального закона № 16-ФЗ).

В соответствии с пп. «а» п. 5 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ под объектом транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции и другие структурные элементы.

Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (ст. 8 Федерального закона № 16-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Требования вступили в законную силу с 01.07.2017.

В силу пп. 3 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Также субъекты транспортной инфраструктуры обязаны на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства); реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) поэтапно в предусмотренные этим планом сроки: для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пп. 6,7 п. 5 Требований).

В судебном заседании установлено, что ОАО «РЖД» является собственником сооружения – станция Аносово ЮУЖД (нежилое здание-пост электрической централизации площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>) (л.д. 5).

08.09.2018 Златоустовской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на категорированных объектах транспортной инфраструктуры станциях ЮУЖД, расположенных на территории Златоустовского городского округа.

Проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства к охране объектов транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) станций Златоуст, Усть-Катав, Миасс-1, Бердяуш, Вязовая, Сыростан, Сулея, Кропачево, Аносово, Ай, Флюсовая, Аносово, Хребет, Кукшик, Мурсалимкино, Аносово не привлечено подразделение транспортной безопасности (л.д. 6).

Согласно реестру категорированных объектов транспортной инфраструктуры Федерального агентства железнодорожного транспорта объекту транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Аносово ЮУЖД присвоен реестровый номер ЖСТ304608 установлена 2 категория (л.д. 84-85).

Росжелдором 11.06.2019 в отношении указанного объекта транспортной инфраструктуры утверждены материалы по дополнительной оценке уязвимости. С учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, объекту присвоена 2 категория уязвимости (л.д. 86).

Сторонами не оспаривается, что план обеспечения транспортной безопасности станции Аносово ЮУЖД не утвержден.

Акт Златоустовского транспортного прокурора от 08.09.2018, вынесенный по результатам проверки, подтверждает факт отсутствия на станции Аносово ЮУЖД подразделения транспортной безопасности, технических средств обеспечения транспортной безопасности, предусмотренных ч. 8 ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ.

Доказательств обратного стороной ответчика, не предоставлено.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, с учетом того, что на станции Аносово ЮУЖД не создано и не привлечено подразделение транспортной безопасности отсутствуют, суд полагает требования Златоустовского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению.

Для восстановления допущенных ответчиком нарушений, с учетом инвестиционной политики ответчика, учитывая принцип разумности и необходимость соблюдения баланса прав и интересов сторон, время года, погодные условия, на ОАО «РЖД» следует возложить обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Аносово ЮУЖД подразделения транспортной безопасности, оснастить объект техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

Доводы ответчика о преждевременности заявления исковых требований прокурором, судом отклоняются, как основанные на неправильном толковании правовых норм. Системный анализ положений Федерального закона № 16-ФЗ и Требований свидетельствует о том, что действующее законодательство не ставит в зависимость от утверждения плана обеспечение транспортной безопасности железнодорожной станции. Составление плана обеспечения транспортной безопасности, соответствующего Требования является обязанностью ОАО «РЖД», и его неисполнение не должно препятствовать обеспечению безопасности станции Аносово. Ответчик должен обеспечить транспортную безопасность станции Аносово в силу прямого указания закона

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 68, 198-199 ГПК РФ, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р» :

Исковые требования Златоустовского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – станции Аносово Южно-Уральской железной дороги подразделения транспортной безопасности, прошедших аккредитацию в соответствии с приказом Минтранса России № 145 от 01 апреля 2015 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, его вынесший.

Председательствующий                     Рњ.Р’. Барашева

Решение не вступило в законную силу

2-2036/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Златоустовский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Другие
Уральское Территориальное Управление Федерального агентства железнодорожного транспорта
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Суд
Златоустовский городской суд Челябинской области
Судья
Барашева Мария Вячеславовна
Дело на сайте суда
zlatoust.chel.sudrf.ru
02.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
02.07.2020Передача материалов судье
02.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2020Судебное заседание
01.09.2020Судебное заседание
09.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее