Дело № 2-2036/2020 74RS0017-01-2019-001918-59
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
01 сентября 2020 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Барашевой М.В.
при секретаре Коротаевой А.С.
с участием транспортного прокурора Власкиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2036/2020 по иску Златоустовского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Златоустовский транспортный прокурор обратился в Мещанский районный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»), в котором просил возложить обязанность:
обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Аносово ЮУЖД в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – станции Аносово ЮУЖД подразделения транспортной безопасности, прошедших аккредитацию в соответствии с приказом Минтранса России № 145 от 01.04.2015в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу (л.д. 2-3, 42).
В обоснование заявленных требований указал, что Златоустовской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения объектами транспортной инфраструктуры законодательства о транспортной безопасности на станции Аносово Южно-Уральской железной дороги, являющейся объектом транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД», расположенной в зоне деятельности и на территории Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». В ходе проверки станции выявлены нарушения требований законодательства транспортной безопасности. Согласно реестру категорированных объектов транспортной инфраструктуры Федерального агентства железнодорожного транспорта объекту транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Аносово ЮУЖД присвоен реестровый номер ЖСТ304608 установлена 2 категория. Действующая в настоящее время оценка уязвимости и утвержденный ДД.ММ.ГГГГ на основании ее результатов план не соответствует вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ Требованиям по обеспечению транспортной безопасности. Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры утверждена ДД.ММ.ГГГГ, на момент проверки дополнительная оценка уязвимости в нарушение ч. 2 ст. 5 Закона № 16-ФЗ, пп. 17 п. 5 Требований, п. 9 приказа № 87 от 12.04.2010 в отношении станции Аносово ЮУЖД не проведена. Добровольный срок проведения дополнительной оценки уязвимости истек 01.08.2017. Кроме того, ответчиком не исполняются требования законодательства о транспортной безопасности в части обеспечения охраны указанного объекта транспортной безопасности от актов незаконного вмешательства. К охране объекта транспортной инфраструктуры - станции Аносово ЮУЖД не создано и не привлечено подразделение транспортной безопасности. Несвоевременное принятие мер, направленных на исполнение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной безопасности может повлечь за собой осуществление противоправных действий, в том числе совершение террористического акта, создать угрозу безопасности деятельности транспортного комплекса, причинения вреда жизни и здоровью пассажиров при осуществлении перевозок железнодорожным транспортном, а также материального ущерба (л.д. 2-3). Считает, что определение срока исполнения решения - в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, является разумным (л.д. 42).
Определением Мещанского районного суда г. Москвы дело направлено по подсудности в Златоустовский городской суд (л.д. 18).
Дело поступило в Златоустовский городской суд 02.07.2020, принято к производству определением от 02.07.2020.
Определением суда от 01 сентября 2020 года в связи с отказом от иска в части производство по делу прекращено в части требований возложения на ОАО «РЖД» обязанности обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Аносово ЮУЖД.
В судебном заседании помощник транспортного прокурора Златоустовской транспортной прокуратуры Власкина М.Н. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что доводы ответчика, положены в обоснование несогласия с исковыми требованиями, основаны на неправильном толковании норм права.
Представитель ответчика РћРђРћ «РЖД» Р СЏР±РѕРІР° Р.Р’., действующая РЅР° основании доверенности РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ (Р».Рґ. 72-75), РІ судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований РїРѕ основаниям, изложенным РІ письменном отзыве (Р».Рґ. 77-80). Дополнительно пояснила, что ответчиком приняты РІСЃРµ необходимые меры РїРѕ исполнению требований действующих нормативных актов РІ сфере обеспечения транспортной безопасности объектов инструкторы. Требования РѕР± оснащении объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности преждевременно. РЎ учетом инвестиционной программы, исполнение решение СЃСѓРґР° после вступления его РІ законную силу РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ РЅРµ ранее чем через полгода.
Представители третьих лиц Федерального агентство железнодорожного транспорта, Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, привлеченные Рє участию РІ деле определением СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, внесенным РІ протокол судебного заседания (Р».Рґ. 43), РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ времени Рё месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть РІ СЃРІРѕРµ отсутствие (Р».Рґ. 52-53, 64-65), направили письменные объяснения. РР· письменных объяснений Федерального агентство железнодорожного транспорта (Р».Рґ. 52-53) следует, что дополнительная оценка уязвимости РїРѕ объекту транспортной инфраструктуры железнодорожная станция РђРЅРѕСЃРѕРІРѕ Южно-Уральской железной РґРѕСЂРѕРіРё - филиала РћРђРћ «РЖД» Р–РЎР“304608 утверждена Росжелдором 11.06.2019. Руководствуясь РџРѕСЂСЏРґРєРѕРј разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры Рё транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 11.02.2010 в„– 34, Росжелдором было принято решение РѕР± отказе РІ утверждении изменений РІ план обеспечения транспортной безопасности упомянутого объекта транспортной инфраструктуры, Рѕ чем субъект транспортной инфраструктуры уведомлен РїРёСЃСЊРјРѕРј РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– Заключение РѕР± отказе, содержащее сведения Рѕ причинах отказа, направлены субъекту транспортной инфраструктуры СЃ указанным сопроводительным РїРёСЃСЊРјРѕРј. РћРґРЅРѕР№ РёР· причин отказа являлось РЅРµ выполнение обязанности образовать, (сформировать) Рё привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности.
Представитель Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта в своем отзыве (л.д. 64-65) поддержал требования прокурора о возложении на ОАО «РЖД» обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – станции Аносово ЮУЖД подразделения транспортной безопасности, прошедших аккредитацию в соответствии с приказом Минтранса России № 145 от 01.04.2015.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»
транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;
обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;
субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно статье 2 указанного Федерального закона целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. К основным задачам обеспечения транспортной безопасности относятся: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности.
Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются: законность; соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности; непрерывность; интеграция в международные системы безопасности; взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 3 Федерального закона № 16-ФЗ).
В соответствии с пп. «а» п. 5 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ под объектом транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции и другие структурные элементы.
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (ст. 8 Федерального закона № 16-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Требования вступили в законную силу с 01.07.2017.
В силу пп. 3 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Также субъекты транспортной инфраструктуры обязаны на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства); реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) поэтапно в предусмотренные этим планом сроки: для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пп. 6,7 п. 5 Требований).
В судебном заседании установлено, что ОАО «РЖД» является собственником сооружения – станция Аносово ЮУЖД (нежилое здание-пост электрической централизации площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>) (л.д. 5).
08.09.2018 Златоустовской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на категорированных объектах транспортной инфраструктуры станциях ЮУЖД, расположенных на территории Златоустовского городского округа.
Проверкой установлено, что РІ нарушение действующего законодательства Рє охране объектов транспортной инфраструктуры (далее РћРўР) станций Златоуст, Усть-Катав, Миасс-1, Бердяуш, Вязовая, Сыростан, Сулея, Кропачево, РђРЅРѕСЃРѕРІРѕ, РђР№, Флюсовая, РђРЅРѕСЃРѕРІРѕ, Хребет, Кукшик, Мурсалимкино, РђРЅРѕСЃРѕРІРѕ РЅРµ привлечено подразделение транспортной безопасности (Р».Рґ. 6).
Согласно реестру категорированных объектов транспортной инфраструктуры Федерального агентства железнодорожного транспорта объекту транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Аносово ЮУЖД присвоен реестровый номер ЖСТ304608 установлена 2 категория (л.д. 84-85).
Росжелдором 11.06.2019 в отношении указанного объекта транспортной инфраструктуры утверждены материалы по дополнительной оценке уязвимости. С учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, объекту присвоена 2 категория уязвимости (л.д. 86).
Сторонами не оспаривается, что план обеспечения транспортной безопасности станции Аносово ЮУЖД не утвержден.
Акт Златоустовского транспортного прокурора от 08.09.2018, вынесенный по результатам проверки, подтверждает факт отсутствия на станции Аносово ЮУЖД подразделения транспортной безопасности, технических средств обеспечения транспортной безопасности, предусмотренных ч. 8 ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ.
Доказательств обратного стороной ответчика, не предоставлено.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, с учетом того, что на станции Аносово ЮУЖД не создано и не привлечено подразделение транспортной безопасности отсутствуют, суд полагает требования Златоустовского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению.
Для восстановления допущенных ответчиком нарушений, с учетом инвестиционной политики ответчика, учитывая принцип разумности и необходимость соблюдения баланса прав и интересов сторон, время года, погодные условия, на ОАО «РЖД» следует возложить обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Аносово ЮУЖД подразделения транспортной безопасности, оснастить объект техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Доводы ответчика о преждевременности заявления исковых требований прокурором, судом отклоняются, как основанные на неправильном толковании правовых норм. Системный анализ положений Федерального закона № 16-ФЗ и Требований свидетельствует о том, что действующее законодательство не ставит в зависимость от утверждения плана обеспечение транспортной безопасности железнодорожной станции. Составление плана обеспечения транспортной безопасности, соответствующего Требования является обязанностью ОАО «РЖД», и его неисполнение не должно препятствовать обеспечению безопасности станции Аносово. Ответчик должен обеспечить транспортную безопасность станции Аносово в силу прямого указания закона
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 68, 198-199 ГПК РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
Рсковые требования Златоустовского транспортного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – станции Аносово Южно-Уральской железной дороги подразделения транспортной безопасности, прошедших аккредитацию в соответствии с приказом Минтранса России № 145 от 01 апреля 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, его вынесший.
Председательствующий М.В. Барашева
Решение не вступило в законную силу