УИД 37RS0020-01-2023-000721-40
Дело № 2-671/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гаврилов Посад 20 июня 2023 года
Тейковский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Малышевой Т.В.
при секретаре судебного заседания Ариповой Т.Б.
с участием прокурора Лаврова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тейковского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней школе № 10 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Тейковский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней школе № 10 (далее МБОУ СШ №10) о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2024 года оборудовать индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) помещение для проведения массовых мероприятий. Исковые требования мотивированы тем, что Тейковской межрайонной прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов, прав несовершеннолетних выявлены нарушения со стороны МБОУ СШ № 10, которое должно обеспечивать право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья. Помещение для проведения массовых мероприятий не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой).
В судебном заседании прокурор Лавров С.Н. исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ СШ № 10 в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования признал в полном объеме.
Представители третьих лиц администрации городского округа Тейково и отдел образования администрации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, выслушав мнение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В силу статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Статьей 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, ратифицированной Федеральным законом от 03 мая 2012 года №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-телекоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Статья 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с положениями ст. ст. 2, 14, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 4 Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» установлена обязанность организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, оборудовать индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий.
Статья 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством России порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к её компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся.
Судом установлено, что МБОУ СШ №10 является некоммерческой, общеобразовательной организацией. Учредителем образовательного учреждения является городской округ Тейково Ивановской области, функции и полномочия учредителя от имени городского округа Тейково осуществляет отдел образования администрации г.Тейково.
24 мая 2023 года заместителем межрайонного прокурора было принято решение о проведении проверки в МБОУ СШ №10 соблюдения требований законодательства при предоставлении правовых и социальных гарантий инвалидам, с установлением срока проверки с 24 мая 2023 года по 22 июня 2023 года, с уведомлением директора образовательного учреждения о проведении проверки (л.д. 6).
В ходе проверки установлено, что помещение для проведения мероприятий в здании школы не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) (л.д. 8).
Выявленные нарушения не позволяют обеспечить надлежащее обучение в здании образовательного учреждения, что способствует возникновению негативных последствий, нарушает права и законные инвалидов, посещающих учреждение.
Учитывая факт несоблюдения требований законодательства, суд считает необходимым обязать образовательное учреждение оборудовать помещение для проведения мероприятий в здании школы индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой).
Учитывая изложенное, суд считает необходимым заявленные исковые требования прокурора удовлетворить.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
На основании изложенного суд считает необходимым установить срок для исполнения возложенных обязанностей для МБОУ СШ № 10 по выполнению работ по оборудованию помещения для проведения мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) – до 31 декабря 2024 года, считая указанные сроки разумными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 98, 194–198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ № 10 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ № 10 ░░ 31 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░ 2023 ░░░░.