Дело № 2а-283/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Грозный 05 июня 2020 года
Грозненский районный суд Чеченской Республики
в составе председательствующего судьи Сербиевой М.М.,
при секретаре судебного заседания Магомадовой М.В.,
с участием административного истца – старшего помощника прокурора Грозненского
района Чеченской Республики Самбиева Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-283/2020 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Грозненского района ЧР в порядке ст.218 КАС РФ к администрации Петропавловского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики о признании незаконным бездействие администрации, выразившиеся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Грозненского района Чеченской Республики обратился в Грозненский районный суд Чеченской Республики с административным иском к администрации Петропавловского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики о признании незаконным бездействие администрации, выразившиеся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Грозненского района ЧР в марте 2020 г. проведен повторный анализ реального исполнения актов прокурорского реагирования внесенных в органы местного самоуправления в части неисполнения требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которого выявлены нарушения антикоррупционного законодательства, допущенные администрацией Петропавловского сельского поселения Грозненского муниципального района ЧР.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ одной из мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закона №172 - ФЗ) одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Из анализа данных правовых норм следует, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, является обязательным. В целях реализации указанных норм Администрацией принято Постановление «Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов».
Согласно требованиям Постановления антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится не более 5 дней уполномоченными специалистами администрации. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение.
В ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории Петропавловского сельского поселения Грозненского муниципального района ЧР нормативно-правовых актов не проводится. Так, в 2019 г. Администрацией принято 14 НПА и подготовлено 14 проектов НПА при этом документы, подтверждающие проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, отсутствуют.
Однако, в ходе повторной проверки установлено, что нарушения указанные в представлении прокурора, до настоящего времени не устранены.
Принимая во внимание, что после принятия мер прокурорского реагирования Администрацией добровольно нарушения требований законодательства не устранило, и мер к устранению этих нарушений не приняло, в связи, с чем возникла необходимость в решении этого вопроса не иначе как в судебном порядке.
Бездействие по не проведению в установленном законом порядке антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления ведет к нарушениям, связанным с разработкой муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Непринятие мер должностными лицами органа местного самоуправления в указанной сфере не соответствует требованиям федерального законодательства, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, влечет неисполнение государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.
Просит суд признать бездействие администрации Петропавловского сельского поселения Грозненского муниципального района ЧР, выразившиеся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, обязать администрацию в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых за 2019 год.
В судебном заседании представитель административного истца- старший помощник прокурора Грозненского района Чеченской Республики Самбиев Б.А. административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить по изложенным в нем доводам.
Представитель административного ответчика- администрации Петропавловского сельского поселения Грозненского муниципального района ЧР надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Об уважительной причине своей неявки суду не сообщил. Глава администрации Хасанов А.З. письменно просил о рассмотрении дела в отсутствии их представителя. С исковым заявлением прокуратуры ознакомлен, и согласен.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика в порядке
ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела и соответствующие законодательные акты, суд находит административное исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона №172-ФЗ выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых " актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие, в том числе и на нормативные правовые акты (проекты) органов местного самоуправления.
В силу ст. 4 Закона Чеченской Республики от 21 мая 2009 года № З6-РЗ «О противодействии коррупции в Чеченской Республике» органы государственной власти Чеченской Республики, органы местного самоуправления Чеченской Республики принимают нормативные правовые акты, направленные на реализацию мер по профилактике коррупции в пределах своих полномочий.
Из материалов дела усматривается, в ходе проверки, проведенной прокуратурой района в 2019 г., в связи с выявленными нарушениями законодательства в указанной сфере 19.11.2019 в адрес главы Администрации внесено представление с требованием об устранении допущенных нарушений.
В ходе повторной проверки установлено, что нарушения, указанные в представлении прокурора, до настоящего времени не устранены.
В силу ч. 4 ст. 125 КАС РФ обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, являются объяснение главы администрации поселения; справка о результатах поверки; скриншот; копия постановления об утверждении Положения об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы; копия представления прокуратуры района; копия Устава сельского поселения.
Таким образом, администрация Петропавловского сельского поселения Грозненского муниципального района ЧР бездействует, не исполняет нарушения требования законодательства и мер к устранению этих нарушений не приняло.
Суд полагает, что оспариваемое прокурором в рамках настоящего административного дела бездействие администрации Петропавловского сельского поселения Грозненского муниципального района ЧР нарушает действующее федеральное законодательство и, учитывая, что администрацией до настоящего времени не исполнены требования, изложенные в административном исковом заявлении, находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу п. 1 ч. 3, ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку в силу п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами об-щей юрисдикции, в качестве административных ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, у суда отсутствуют основания для взыскания с административного ответчика государственной пошлины по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса админи-стративного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск заместителя прокурора Грозненского района ЧР в порядке ст.218 КАС РФ к администрации Петропавловского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Петропавловского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики, выразившиеся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Обязать администрацию Петропавловского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых за 2019 год.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Чеченской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Грозненский районный суд Чеченской Республики.
Судья | подпись | М.М.Сербиева |
Копия верна: Судья: Секретарь: