Решение по делу № 33-29393/2024 от 05.08.2024

Судья: Молева Д.А. дело № 33-29393/2024 УИД: 50RS0028-01-2024-000870-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московской области                         19 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Волковой Э.О., Петруниной М.В.,

при ведении протокола помощником судьи Дорошенко Н.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3459/2024 по иску ФИО к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты, об обязании выплатить недополученную сумму фиксированной выплаты к страховой пенсии,

    по апелляционной жалобе ФИО на решение Мытищинского городского суда Московской области от 13 мая 2024 года,

заслушав доклад судьи Волковой Э.О.,

объяснения истца и его представителя,

УСТАНОВИЛА:

ФИО обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, в котором просил:

    - обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты на основании п. 4 ст. 30 Закона №173-ФЗ, ч. 4 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях»;

    - обязать ответчика выплатить недополученную сумму фиксированной выплаты к страховой пенсии за период, начиная с 11.12.2010 года.

    В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с 11.12.2010 года является получателем досрочной страховой пенсии по старости. На момент выхода на пенсию имел более 10 лет стажа на подземных работах, в том числе, в условиях работы в районах Крайнего Севера.

    В октябре 2023 года пенсионным органом период прохождения срочной службы с 14.04.1979 года по 12.04.1982 года был включен истцу в продолжительность периодов работы в районах Крайнего Севера при установлении размера страховой пенсии.

    В связи с увеличением стажа в РКС до 15 лет 06 месяцев 16 дней, с 01.10.2023 года по декабрь 2023 года размер получаемой пенсии был увеличен.

    Однако, начиная с января 2024 года, размер пенсии был уменьшен. При этом ответчик на заявление истца пояснил, что пенсионным органом неправомерно было применено повышенное отношение по заработной плате и включение службы по призыву в стаж работы в РКС влияет только на право назначения пенсии, а на размер пенсии не влияет.

    Истец считает незаконными действия ответчика по снижению размера пенсии, а также по отказу в перерасчете пенсии, в связи с чем, был вынужден обратиться в суд за разрешением возникшего спора.

Решением Мытищинского городского суда Московской области от 13 мая 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение.

В заседании судебной коллегии истец и представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержали.

Исследовав материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не усматривает.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда таким требованиям соответствует, исходя из следующего.

Судом установлено, что истцу ФИО выплачивается страховая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015 года.

До 31.12.2014 года истец являлся получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7, 14 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначенной с 11.12.2010 года, как лицу, проработавшему на подземных работах (Список №1).

    При назначении пенсии в стаж были учтены периоды работы истца продолжительностью 29 лет 8 месяцев 1 день. На дату конвертации пенсионных прав (01.01.2002 года) трудовой стаж на 31.12.2001 года по п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ составил 22 года 1 месяц 29 дней. Льготный стаж по СП1 – 8 лет 7 месяца 3 дня. Стаж РКС 12 лет 6 месяцев 22 дня.

    На основании заявления истца о перерасчете пенсии от 01.09.2023 года период военной службы в районе Крайнего Севера с 17.04.1979 года по 12.04.1982 года учтен в стаж (РКС), дающий право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ, в связи с работой на Крайнем Севере (по законодательству действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности): с 17.04.1979 года по 12.04.1982 года - служба в армии по призыву – РКС. Стаж РКС составил 15 лет 6 месяцев 16 дней.

    С октября 2023 года размер страховой пенсии истца по старости составлял 21 667,52 рублей.

    При перерасчете, в связи с выработкой стажа в РКС 15 лет, в расчет пенсионным органом было применено повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП), учитывается в размере не свыше 1,7.

    В декабре 2023 года, при проверке пенсионного дела, ответчиком было обнаружено, что по заявлению о перерасчете неправомерно применено повышенное отношение по заработной плате (1,7).

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Закона, в связи с чем основания для перерасчета страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты, а также основания для выплаты истцу недополученной суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии за период, начиная с 11.12.2010 года отсутствуют.

    При этом, судом первой инстанции принято во внимание, что истец является получателем досрочной страховой пенсии по старости с 11.12.2010 года, а период службы зачтен ответчиком в стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права истца на досрочное назначение пенсии по старости.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.

    В соответствии с пп. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

    В соответствии с п. 43 Постановления, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

    Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с 1 января 2015 г. не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей данному Федеральному закону), размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

    В силу пунктов 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. В этой связи расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

    В соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ расчетный размер пенсии при оценке пенсионных прав граждан на 01.01.2002 года может определяться по 2-м вариантам:

    Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться в порядке, установленном по п. 3 либо п.4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, по более выгодному варианту.

    По п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ. При таком варианте в общий трудовой стаж вместе с периодами работы включаются периоды иной общественно полезной деятельности, в том числе периоды учебы.

    По п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ. При таком варианте в общий трудовой стаж не входят периоды учебы, а все периоды работы учитываются в календарном порядке, с коэффициентом по заработной плате.

    По п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ расчетный размер пенсии составил 826,45 руб.

    Расчетный размер пенсии (РП) на 01.01.2002 года в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ определяется по формуле: РП = ЗР * СК, где: СК – стажевый коэффициент для мужчин, имеющих страховой и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пении по старости (ст. 27-28 Федерального закона № 173-ФЗ), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа (0,67).

    ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд (7673,58 руб. (осовремененный среднемесячный заработок)).

    Согласно частям 3 и 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления его в силу, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

    Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

        На основании постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 года № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным начиная с 1968 года с военной службы в северных районах, время их действительной срочной военной службы в этих районах засчитывалось в стаж работы, дающей право на досрочно назначаемую пенсию за работу на Крайнем Севере, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в северных районах.

С 01.01.2002 пенсии гражданам назначались на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривавшего, в частности, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имевшим страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Трудовая пенсия по старости состояла из базовой части трудовой пенсии по старости, страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости. Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» был предусмотрен единый размер базовой части трудовой пенсии по старости, однако для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер базовой части трудовой пенсии по старости увеличивался на соответствующий районный коэффициент на весь период их проживания в указанных районах (местностях). При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства повышенный с учетом районного коэффициента размер базовой части трудовой пенсии за ними не сохранялся.

С 01.01.2008 года Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» был дополнен, в том числе нормой, предусматривавшей повышенный размер базовой части трудовой пенсии по старости для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин.

Федеральным законом «О страховых пенсиях», вступившим в законную силу с 01.01.2015 года, введено понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, аналогичное существовавшему до 01.01.2015 года понятию базового размера страховой части трудовой пенсии.

Право граждан на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости выделено законодателем в отдельную правовую норму - статью 17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно части 4 которой лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ является элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Такое повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица. Установленное правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.

Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренной вышеназванной нормой, является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

При этом порядок подсчета страхового стажа по части 6 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ для определения права на досрочное назначение пенсии, с возможностью применения ранее действовавшего законодательства, отличается от порядка подсчета страхового стажа по части 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ для определения права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, которой закреплено исчисление страхового стажа только в календарном порядке.

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Устанавливая такое правовое регулирование, федеральный законодатель предусмотрел возможность засчитывать в трудовой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), только в целях определения права на страховую пенсию.

Вместе с тем частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Таким образом, в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определение количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера производится в соответствии с действующим законодательством, без применения ранее действовавших норм.

    Норма, о включении периода службы в стаж РКС была установлена Постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968 года № 181 и действовала до 01.01.1992 года.

В силу положений части 1 статьи 33 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

    Из материалов дела усматривается, что расчетный размер пенсии истца = 7673,58 руб.*0,67 = 5141,30 руб.

    Размер пенсии ограничивается 3,5 минимальными размерами, т.е. минимальный размер пенсии на 01.01.2002г = 185,32 руб. * 3,5 * 112% (переработка 12 лет) = 726,45+100 компенсация = 826,45 руб. (где 185,32 руб.- минимальный размер пенсии).

    Таким образом, расчет по п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, с учетом СВН, вариант расчета пенсии для истца невыгоден. (СК-0,61).

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты на основании п. 4 ст. 30 Закона №173-ФЗ, ч. 4 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях».

При этом, судом постановлен обоснованный отказ в удовлетворении иных требований.

Действующим в настоящее время пенсионным законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы в Вооруженных Силах.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.

Представленная истцом письменная консультация по возможному перерасчету пенсии и экономической целесообразности ФИО, выполненное специалистом ООО «Экспертиза и Оценка», судом первой инстанции было обоснованно отклонено как доказательство не отвечающее требованиям допустимости, поскольку оно не отвечает правилам, предъявляемым к заключению эксперта, и не опровергает обоснованность и соответствие представленного ответчиком расчета пенсии требованиям указанных положений закона. Кроме того, специалист об уголовной ответственности судом не предупреждался и не является компетентным специалистом в области оценки пенсионных прав граждан и пенсионного законодательства.

Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца, заявленную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение основано на исследованных с достаточной полнотой обстоятельствах дела, правильной правовой оценке представленных доказательств. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение судебного акта, судебной коллегией не установлено, в связи с чем предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Мытищинского городского суда Московской области от 13 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26.08.2024 года.

33-29393/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Корнев Игорь Александрович
Ответчики
ОСФР №6 по г.Москве и МО
Суд
Московский областной суд
Судья
Волкова Эка Отаровна
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
19.08.2024Судебное заседание
09.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2024Передано в экспедицию
19.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее