Решение по делу № 2-842/2023 от 30.08.2023

10RS0011-01-2023-005832-21 Дело № 2- 842/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 ноября 2023 года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи: Н.Н.Антипиной,

при секретаре: К.В.Чупуковой,

с участием прокурора: Н.В.Даниловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Петрозаводского городского округа Республики Карелия к Смолокуровой Татьяне Николаевне о признании утратившей право пользования жилым помещением, по встречному исковому заявлению Смолокуровой Татьяны Николаевны к администрации Петрозаводского городского округа Республики Карелия, Министерству социальной защиты Республики Карелия о признании постановления незаконным, восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании приобретшей право пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма, о перечислении денежных средств,

у с т а н о в и л:

администрация Петрозаводского городского округа Республики Карелия (далее – Администрация) обратилась в Петрозаводский городской суд РК с иском, мотивируя тем, что ответчик зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: ..., которая признана непригодной для проживания. Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. на Администрацию возложена обязанность предоставить вне очереди Смолокуровой Т.Н., Н., М1., М2., М3. на состав семьи из пяти человек отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в г. Петрозаводске. Определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. утверждено мировое соглашение, с учетом принятого Администрацией постановления от хх.хх.хх г. «О предоставлении жилого помещения по решению суда». Н. на состав семьи 4 человека предоставлено жилое помещение по адресу: ..., общей площадью 56,4 кв.м. Со Н. заключен договор социального найма данного жилого помещения от хх.хх.хх г. . В отношении Смолокуровой Т.Н. исполнительное производство прекращено в связи с получением ею субсидии на строительство или приобретение жилого помещения, которая была потрачена на покупку жилого помещения по адресу: .... Администрация просит признать Смолокурову Т.Н. утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ....

Смолокурова Т.Н. обратилась с встречным исковым заявлением, уточнив в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ требования, просит: отменить постановление администрации Петрозаводского городского округа от хх.хх.хх г. ; восстановить ее в числе нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в общей очереди с хх.хх.хх г.; признать ее приобретшей право пользования квартирой, расположенной по адресу: ...; обязать заключить договор социального найма на спорную квартиру; обязать Смолокурову Т.Н. перечислить в федеральный бюджет денежные средства в сумме ... рублей в течение пяти дней после вступления в законную силу решения суда.

Определением судьи Верховного Суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. данное гражданское дело передано на рассмотрение в Прионежский районный суд Республики Карелия.

В судебном заседании представитель Администрации Хмелевская М.В., действующая по доверенности, первоначальный иск поддержала по обстоятельствам, в нем изложенным, встречный иск не признала по доводам, изложенным в отзыве.

Смолокурова Т.Н. в судебном заседании первоначальный иск не признала, свои уточненные требования по встречному иску поддержала и пояснила, что намерена сохранить права на квартиру, в которой проживает; желает вернуть деньги, полученные по субсидии; восстановиться в очереди на получение жилья и получить на себя отдельное жилое помещение.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты Республики Карелия Ражиева Ю.А., действующая по доверенности, иск не признала по доводам, изложенным в отзыве.

Суд, заслушав представителя Администрации, Смолокурову Т.Н., представителя Министерства социальной защиты Республики Карелия, заключение прокурора, полагавшего подлежащим удовлетворению первоначальный иск, отказ в удовлетворении встречного иска, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

На основании п.1 ст.11 Гражданского кодекса РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

В силу ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Исходя из конституционно-правовых принципов справедливости, разумности и соразмерности, избранный истцом способ защиты должен соответствовать характеру и степени допущенного нарушения его прав или законных интересов, либо публичных интересов.

Часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статья 5 Федерального закона РФ №189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом (ч.4 ст.3 Жилищного кодекса РФ).

Согласно ч.1 ст.15 Жилищного кодекса РФ объектом жилищных правоотношений является жилое помещение.

В силу ч.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Пунктом 2 ч.1 ст.16 Жилищного кодекса РФ квартира отнесена к одному из видов жилого помещения.

По правилам ст.61 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

Судом установлено что Смолокурова Т.Н. с хх.хх.хх г. по настоящее время зарегистрирована по адресу:. .... Названное жилое помещение принадлежит на праве собственности Петрозаводскому городскому округу, находится в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу постановлением Администрации от хх.хх.хх г. .

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. на Администрацию возложена обязанность предоставить вне очереди Смолокуровой Т.Н., Н., М1., М2., М3., проживающим в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., на состав семьи из пяти человек отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в г. Петрозаводске, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа, в размере не менее нормы предоставления общей площади на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 13 сентября 2011 г. №241-П «О предоставлении ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» мер социальной поддержке по обеспечению жильем» Министерство социальной защиты Республики Карелия направило информацию в Администрацию о получении Смолокуровой Т.Н. (инвалид ... группы) бюджетных средств в размере ... руб. на приобретение или строительство жилого помещения.

На указанные средства Смолокуровой Т.Н. на основании купли-продажи от хх.хх.хх г. было приобретено жилое помещение по адресу: ....

В связи с чем, постановлением Администрации от хх.хх.хх г. Смолокурова Т.Н. снята с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения в соответствии с положениями п.4 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, как лицо, получившее в установленном порядке от органа государственной власти, бюджетные средства на приобретение или строительство жилого помещения.

Информация о снятии Смолокуровой Т.Н. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении направлена в ее адрес письмом Администрации от хх.хх.хх г. . Получение данного письма Смолокуровой Т.Н. не оспаривается.

Определением Петрозаводского городского суда РК от хх.хх.хх г. прекращено исполнительное производство в отношении Смолокуровой Т.Н. по исполнению решения Петрозаводского городского суда РК от хх.хх.хх г. в части предоставления ей благоустроенного помещения.

На основании определения Петрозаводского городского суда РК от хх.хх.хх г. по делу утверждено мировое соглашение, во исполнение которого Администрацией принято постановления от хх.хх.хх г. «О предоставлении жилого помещения по решению суда», в соответствии с которым Н. на состав семьи 4 человека предоставлена квартира по адресу: ..., общей площадью 56,4 кв.м.

Администрацией со Н. хх.хх.хх г. заключен договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу: ..., состав семьи 4 человека.

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о защите инвалидов) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о защите инвалидов).

Таким образом, названный Федеральный закон, регламентируя вопросы обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устанавливает различные формы, источники и порядок обеспечения их жильем в зависимости от даты постановки их на соответствующий учет.

Статьей 28.2 вышеуказанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Министерство социальной защиты РК является участником правоотношений по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляя соответствующие полномочия в рамках следующих положений законодательства.

Согласно пункту 3 Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 13 сентября 2011 г. №241-П, (далее - Порядок) обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в денежной форме путем предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.

Согласно пункту 4 Порядка Министерство социальной защиты РК на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления, составляет единый по Республике Карелия список ветеранов, инвалидов и семей, имеющим детей-инвалидов по очередности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Межведомственная комиссия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, созданная постановлением Правительства РК от 13 сентября 2011 г. №241-П, определяет граждан, подлежащих обеспечению жильем, исходя из объема субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на реализацию переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан в текущем году, на основании единого списка, который ведет Министерство социальной защиты РК.

Смолокуровой Т.Н. на основании её заявления от хх.хх.хх г. была предоставлена единовременная денежная выплата - субсидия на строительство или приобретение жилого помещения (приказ Министерства социальной защиты РК от хх.хх.хх г. , свидетельство о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения, корешок свидетельства о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения , платежные поручения от хх.хх.хх г. и от хх.хх.хх г.).

Как следует из заявления Смолокуровой Т.Н. от хх.хх.хх г., она выразила свое согласие на снятие её с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи, с получением выбранной ею меры социальной поддержки в форме субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.

Смолокурова Т.Н. купила жилое помещение, расположенное по адресу: ..., общей площадью 22,2 кв.м. Указанное жилое помещение приобретено за счет денежных средств перечисленных Министерством социальной защиты РК, на основании свидетельства о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения (... рублей), и за счет собственных средств (... рублей).

С учетом положений действующего законодательства, суд не находит правовых оснований для возложения на Смолокурову Т.Н. обязанности возмещения Министерству социальной защиты РК выплаченной единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Статьей 55 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьей 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (Определения от 19 апреля 2007 г. №258-0-0, от 25 ноября 2010 г. №1543-0- О, от 29 мая 2012 г. №924-0, от 18 октября 2012 г. №1842-0, от 24 декабря 2012 г. №2363-0, от 16 июля 2013 г. №1190-0, от 24 декабря 2013 г. №1975-0, от 25 января 2018 г. №90-0).

Критерием намеренного ухудшения жилищных условий служит отсутствие объективных причин для совершения действий, приведших к созданию положения, вследствие которого гражданин признается нуждающимся в предоставлении жилого помещения или денежных средств на его приобретение за счет средств бюджета.

Соответственно, действия Смолокуровой Т.Н. направленные на отчуждение жилого помещения по адресу: ..., путем продажи хх.хх.хх г. правомерно расценены Администрацией как намеренное ухудшение жилищных условий.

Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд находит, что Смолокуровой Т.Н. было утрачено основание, дающее право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем Постановление администрации Петрозаводского городского округа РК от хх.хх.хх г. «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях», в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, принято в отношении Смолокуровой Т.Н. на законных основаниях, отмене не подлежит. В том числе и за пропуском трехмесячного срока на его обжалование, оснований для восстановления которого не имеется.

Соответственно, Смолокурова Т.Н. не подлежит восстановлению с хх.хх.хх г. в общей очереди в числе нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.

В силу положений п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с частями 2, 3 ст.1 Жилищного кодекса РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Они свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. При этом граждане не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Часть 1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ч.1 ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Требования об обязании Администрации заключить со Смолокуровой Т.Н. договор социального найма в отношении жилого помещения по адресу: ..., суд также считает не подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Частью 1 статьи 62 Жилищного кодека РФ предусмотрено, что предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» определено, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно- эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Спорное жилое помещение находится в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, то есть оно не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и не может являться предметом договора социального найма.

В настоящее время Смолокурова Т.Н. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма при Администрации не состоит, оснований для признания ее таковой, в установленном законом порядке также не имеется.

Администрация не должна нести обязанность по повторному обеспечению жилым помещением, возникшему вследствие злоупотребления правом со стороны Смолокуровой Т.Н., с учетом покупки и последующего возмездного отчуждения приобретенного на средства субсидии жилого помещения.

Суд находит, что Смолокурова Т.Н. утратила право пользования жилым помещением по адресу: ..., в связи с чем иск Администрации подлежит удовлетворению.

Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства регулируется Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. №713.

В соответствии с пп. «е» п.31, п.33 вышеуказанных Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании вступившего в законную силу решения суда о выселении или признания утратившим право пользования жилым помещением. Органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства.

Таким образом, признание Смолокуровой Т.Н. утратившей право пользования жилым помещением является основанием для снятия ее с регистрационного учета

Поскольку Смолокурова Т.Н. утратила право пользования спорным жилым помещением, суд не находит правовых оснований для признания ее приобретшей право пользования квартирой, расположенной по адресу: .... Как не основанное на законе данное требование удовлетворению не подлежит.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ (пп. 8 п.1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ) государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. С учетом того, что Смолокурова Т.Н. имеет группу инвалидности, суд считает возможным освободить ее от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

иск администрации Петрозаводского городского округа Республики Карелия (ИНН 1001040505) удовлетворить.

Признать Смолокурову Татьяну Николаевну хх.хх.хх г. рождения (паспорт ) утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ...

Встречный иск Смолокуровой Татьяны Николаевны к администрации Петрозаводского городского округа Республики Карелия, Министерству социальной защиты Республики Карелия о признании незаконным постановления, восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании приобретшей право пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма, о перечислении денежных средств, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, принесения представления.

Судья Н.Н. Антипина

Решение принято судом в окончательной форме 04 декабря 2023 г.

10RS0011-01-2023-005832-21 Дело № 2- 842/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 ноября 2023 года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи: Н.Н.Антипиной,

при секретаре: К.В.Чупуковой,

с участием прокурора: Н.В.Даниловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Петрозаводского городского округа Республики Карелия к Смолокуровой Татьяне Николаевне о признании утратившей право пользования жилым помещением, по встречному исковому заявлению Смолокуровой Татьяны Николаевны к администрации Петрозаводского городского округа Республики Карелия, Министерству социальной защиты Республики Карелия о признании постановления незаконным, восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании приобретшей право пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма, о перечислении денежных средств,

у с т а н о в и л:

администрация Петрозаводского городского округа Республики Карелия (далее – Администрация) обратилась в Петрозаводский городской суд РК с иском, мотивируя тем, что ответчик зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: ..., которая признана непригодной для проживания. Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. на Администрацию возложена обязанность предоставить вне очереди Смолокуровой Т.Н., Н., М1., М2., М3. на состав семьи из пяти человек отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в г. Петрозаводске. Определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. утверждено мировое соглашение, с учетом принятого Администрацией постановления от хх.хх.хх г. «О предоставлении жилого помещения по решению суда». Н. на состав семьи 4 человека предоставлено жилое помещение по адресу: ..., общей площадью 56,4 кв.м. Со Н. заключен договор социального найма данного жилого помещения от хх.хх.хх г. . В отношении Смолокуровой Т.Н. исполнительное производство прекращено в связи с получением ею субсидии на строительство или приобретение жилого помещения, которая была потрачена на покупку жилого помещения по адресу: .... Администрация просит признать Смолокурову Т.Н. утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ....

Смолокурова Т.Н. обратилась с встречным исковым заявлением, уточнив в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ требования, просит: отменить постановление администрации Петрозаводского городского округа от хх.хх.хх г. ; восстановить ее в числе нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в общей очереди с хх.хх.хх г.; признать ее приобретшей право пользования квартирой, расположенной по адресу: ...; обязать заключить договор социального найма на спорную квартиру; обязать Смолокурову Т.Н. перечислить в федеральный бюджет денежные средства в сумме ... рублей в течение пяти дней после вступления в законную силу решения суда.

Определением судьи Верховного Суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. данное гражданское дело передано на рассмотрение в Прионежский районный суд Республики Карелия.

В судебном заседании представитель Администрации Хмелевская М.В., действующая по доверенности, первоначальный иск поддержала по обстоятельствам, в нем изложенным, встречный иск не признала по доводам, изложенным в отзыве.

Смолокурова Т.Н. в судебном заседании первоначальный иск не признала, свои уточненные требования по встречному иску поддержала и пояснила, что намерена сохранить права на квартиру, в которой проживает; желает вернуть деньги, полученные по субсидии; восстановиться в очереди на получение жилья и получить на себя отдельное жилое помещение.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты Республики Карелия Ражиева Ю.А., действующая по доверенности, иск не признала по доводам, изложенным в отзыве.

Суд, заслушав представителя Администрации, Смолокурову Т.Н., представителя Министерства социальной защиты Республики Карелия, заключение прокурора, полагавшего подлежащим удовлетворению первоначальный иск, отказ в удовлетворении встречного иска, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

На основании п.1 ст.11 Гражданского кодекса РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

В силу ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Исходя из конституционно-правовых принципов справедливости, разумности и соразмерности, избранный истцом способ защиты должен соответствовать характеру и степени допущенного нарушения его прав или законных интересов, либо публичных интересов.

Часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статья 5 Федерального закона РФ №189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом (ч.4 ст.3 Жилищного кодекса РФ).

Согласно ч.1 ст.15 Жилищного кодекса РФ объектом жилищных правоотношений является жилое помещение.

В силу ч.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Пунктом 2 ч.1 ст.16 Жилищного кодекса РФ квартира отнесена к одному из видов жилого помещения.

По правилам ст.61 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

Судом установлено что Смолокурова Т.Н. с хх.хх.хх г. по настоящее время зарегистрирована по адресу:. .... Названное жилое помещение принадлежит на праве собственности Петрозаводскому городскому округу, находится в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу постановлением Администрации от хх.хх.хх г. .

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. на Администрацию возложена обязанность предоставить вне очереди Смолокуровой Т.Н., Н., М1., М2., М3., проживающим в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., на состав семьи из пяти человек отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в г. Петрозаводске, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа, в размере не менее нормы предоставления общей площади на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 13 сентября 2011 г. №241-П «О предоставлении ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» мер социальной поддержке по обеспечению жильем» Министерство социальной защиты Республики Карелия направило информацию в Администрацию о получении Смолокуровой Т.Н. (инвалид ... группы) бюджетных средств в размере ... руб. на приобретение или строительство жилого помещения.

На указанные средства Смолокуровой Т.Н. на основании купли-продажи от хх.хх.хх г. было приобретено жилое помещение по адресу: ....

В связи с чем, постановлением Администрации от хх.хх.хх г. Смолокурова Т.Н. снята с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения в соответствии с положениями п.4 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, как лицо, получившее в установленном порядке от органа государственной власти, бюджетные средства на приобретение или строительство жилого помещения.

Информация о снятии Смолокуровой Т.Н. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении направлена в ее адрес письмом Администрации от хх.хх.хх г. . Получение данного письма Смолокуровой Т.Н. не оспаривается.

Определением Петрозаводского городского суда РК от хх.хх.хх г. прекращено исполнительное производство в отношении Смолокуровой Т.Н. по исполнению решения Петрозаводского городского суда РК от хх.хх.хх г. в части предоставления ей благоустроенного помещения.

На основании определения Петрозаводского городского суда РК от хх.хх.хх г. по делу утверждено мировое соглашение, во исполнение которого Администрацией принято постановления от хх.хх.хх г. «О предоставлении жилого помещения по решению суда», в соответствии с которым Н. на состав семьи 4 человека предоставлена квартира по адресу: ..., общей площадью 56,4 кв.м.

Администрацией со Н. хх.хх.хх г. заключен договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу: ..., состав семьи 4 человека.

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о защите инвалидов) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о защите инвалидов).

Таким образом, названный Федеральный закон, регламентируя вопросы обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устанавливает различные формы, источники и порядок обеспечения их жильем в зависимости от даты постановки их на соответствующий учет.

Статьей 28.2 вышеуказанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Министерство социальной защиты РК является участником правоотношений по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляя соответствующие полномочия в рамках следующих положений законодательства.

Согласно пункту 3 Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 13 сентября 2011 г. №241-П, (далее - Порядок) обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в денежной форме путем предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.

Согласно пункту 4 Порядка Министерство социальной защиты РК на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления, составляет единый по Республике Карелия список ветеранов, инвалидов и семей, имеющим детей-инвалидов по очередности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Межведомственная комиссия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, созданная постановлением Правительства РК от 13 сентября 2011 г. №241-П, определяет граждан, подлежащих обеспечению жильем, исходя из объема субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на реализацию переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан в текущем году, на основании единого списка, который ведет Министерство социальной защиты РК.

Смолокуровой Т.Н. на основании её заявления от хх.хх.хх г. была предоставлена единовременная денежная выплата - субсидия на строительство или приобретение жилого помещения (приказ Министерства социальной защиты РК от хх.хх.хх г. , свидетельство о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения, корешок свидетельства о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения , платежные поручения от хх.хх.хх г. и от хх.хх.хх г.).

Как следует из заявления Смолокуровой Т.Н. от хх.хх.хх г., она выразила свое согласие на снятие её с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи, с получением выбранной ею меры социальной поддержки в форме субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.

Смолокурова Т.Н. купила жилое помещение, расположенное по адресу: ..., общей площадью 22,2 кв.м. Указанное жилое помещение приобретено за счет денежных средств перечисленных Министерством социальной защиты РК, на основании свидетельства о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения (... рублей), и за счет собственных средств (... рублей).

С учетом положений действующего законодательства, суд не находит правовых оснований для возложения на Смолокурову Т.Н. обязанности возмещения Министерству социальной защиты РК выплаченной единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Статьей 55 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьей 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (Определения от 19 апреля 2007 г. №258-0-0, от 25 ноября 2010 г. №1543-0- О, от 29 мая 2012 г. №924-0, от 18 октября 2012 г. №1842-0, от 24 декабря 2012 г. №2363-0, от 16 июля 2013 г. №1190-0, от 24 декабря 2013 г. №1975-0, от 25 января 2018 г. №90-0).

Критерием намеренного ухудшения жилищных условий служит отсутствие объективных причин для совершения действий, приведших к созданию положения, вследствие которого гражданин признается нуждающимся в предоставлении жилого помещения или денежных средств на его приобретение за счет средств бюджета.

Соответственно, действия Смолокуровой Т.Н. направленные на отчуждение жилого помещения по адресу: ..., путем продажи хх.хх.хх г. правомерно расценены Администрацией как намеренное ухудшение жилищных условий.

Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд находит, что Смолокуровой Т.Н. было утрачено основание, дающее право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем Постановление администрации Петрозаводского городского округа РК от хх.хх.хх г. «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях», в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, принято в отношении Смолокуровой Т.Н. на законных основаниях, отмене не подлежит. В том числе и за пропуском трехмесячного срока на его обжалование, оснований для восстановления которого не имеется.

Соответственно, Смолокурова Т.Н. не подлежит восстановлению с хх.хх.хх г. в общей очереди в числе нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.

В силу положений п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с частями 2, 3 ст.1 Жилищного кодекса РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Они свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. При этом граждане не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Часть 1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ч.1 ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Требования об обязании Администрации заключить со Смолокуровой Т.Н. договор социального найма в отношении жилого помещения по адресу: ..., суд также считает не подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Частью 1 статьи 62 Жилищного кодека РФ предусмотрено, что предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» определено, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно- эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Спорное жилое помещение находится в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, то есть оно не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и не может являться предметом договора социального найма.

В настоящее время Смолокурова Т.Н. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма при Администрации не состоит, оснований для признания ее таковой, в установленном законом порядке также не имеется.

Администрация не должна нести обязанность по повторному обеспечению жилым помещением, возникшему вследствие злоупотребления правом со стороны Смолокуровой Т.Н., с учетом покупки и последующего возмездного отчуждения приобретенного на средства субсидии жилого помещения.

Суд находит, что Смолокурова Т.Н. утратила право пользования жилым помещением по адресу: ..., в связи с чем иск Администрации подлежит удовлетворению.

Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства регулируется Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. №713.

В соответствии с пп. «е» п.31, п.33 вышеуказанных Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании вступившего в законную силу решения суда о выселении или признания утратившим право пользования жилым помещением. Органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства.

Таким образом, признание Смолокуровой Т.Н. утратившей право пользования жилым помещением является основанием для снятия ее с регистрационного учета

Поскольку Смолокурова Т.Н. утратила право пользования спорным жилым помещением, суд не находит правовых оснований для признания ее приобретшей право пользования квартирой, расположенной по адресу: .... Как не основанное на законе данное требование удовлетворению не подлежит.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ (пп. 8 п.1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ) государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. С учетом того, что Смолокурова Т.Н. имеет группу инвалидности, суд считает возможным освободить ее от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

иск администрации Петрозаводского городского округа Республики Карелия (ИНН 1001040505) удовлетворить.

Признать Смолокурову Татьяну Николаевну хх.хх.хх г. рождения (паспорт ) утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ...

Встречный иск Смолокуровой Татьяны Николаевны к администрации Петрозаводского городского округа Республики Карелия, Министерству социальной защиты Республики Карелия о признании незаконным постановления, восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании приобретшей право пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма, о перечислении денежных средств, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, принесения представления.

Судья Н.Н. Антипина

Решение принято судом в окончательной форме 04 декабря 2023 г.

30.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.08.2023Передача материалов судье
01.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.09.2023Предварительное судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее