РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 5 декабря 2018 года
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Мусхаджиевой Ф.А.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО3 к МВД по Чеченской Республике о признании незаконным решения об отказе в выдаче справки о реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 А.Н. обратился в суд с административным иском, мотивируя тем, что его родители ФИО1, 1929 года рождения, и ФИО2, 1933 года рождения ДД.ММ.ГГГГ были репрессированы, а именно высланы из Чечено-Ингушской АССР на спецпоселение в Актюбинскую и область КазССР. Он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Казахской ССР по месту проживания его родителей. До персонального снятия ограничений они не имели возможности оставить места спецпоселения. Таким образом, в отношении его были применены политические репрессии в административном порядке по национальному признаку.
В марте 2018 года он обратился в МВД по Чеченской Республике за выдачей справки о реабилитации. Однако ему было в этом отказано ввиду того, что он родился после снятия с учета спецпоселения его родителей, т.е. ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что он родился в период времени, когда его родители находились в условиях неполного снятия ограничений для репрессированных чеченцев. В связи с чем, просит признать решение Министерства внутренних дел по Чеченской Республике от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в выдаче справки о реабилитации незаконным, обязать Министерство внутренних дел по Чеченской Республике выдать ему справку о реабилитации как лицу, подвергшемуся политическим репрессиям по национальному признаку.
Представитель административного истца ФИО5 административные исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - МВД по ЧР, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился. Данное обстоятельство не является в силу ст.ст.150, 152 КАС РФ основанием для отложения судебного разбирательства административного дела.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административного иска ФИО3,
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
В силу ст.1.1 данного Закона, подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
По заявлениям заинтересованных лиц о признании подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации лиц, указанных в статье 1.1 Закона, органы прокуратуры и внутренних дел проверяют материалы уголовных и административных дел, составляют заключения и выдают справки о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий или сообщают об отказе в их выдаче соответственно. Решения об отказе в выдаче справок о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий могут быть обжалованы. (ст. 8.1 Закона №).
Из обжалуемого решения МВД по Чеченской Республике от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что ФИО1 А.Н., 1957 года рождения, реабилитации не подлежит, поскольку установить факт его рождения в период нахождения родителей на спецпоселении невозможно, а в соответствии со ст.1-1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с родителями именно в ссылке, на спецпоселении.
Судом установлено, что ФИО1 А.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ в местах спецпоселения родителей в <адрес> Казахской ССР.
Согласно Указу ПВС СССР № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны» факт его издания не влек за собой автоматически снятие ограничений по спецпоселению с указанной даты, так как по смыслу этого нормативного акта указанные в нем граждане лишь подлежали снятию с учета спецпоселения и такое снятие производилось персонально в отношении каждого лица.
Согласно пояснениям представителя истца, его родители выехали из места спецпоселения, лишь после получения разрешения на выезд, то есть снятия с учета спецпоселения.
Несмотря на то, что ограничение в выборе места жительства не предусмотрено законом как вид политической репрессии, суд считает, что факт нахождения на спецпоселении до издания Указа ПВС СССР № от ДД.ММ.ГГГГ и невозможность для заявителя и его родителей покинуть места спецпоселения после этой даты до персонального и фактического снятия их с учета служит составляющей частью осуществления политической репрессии в отношении них.
Таким образом, ФИО1 А.Н. фактически был подвергнут политическим репрессиям по факту его рождения и нахождения в местах спецпоселения родителей, и невозможности покинуть указанное место до снятия с них этих ограничений.
В соответствии со ст.3 Закона РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации репрессированных народов» реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально - государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством. Реабилитация предусматривает возвращение народов, не имевших своих национально - государственных образований, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории РСФСР.
Согласно ст.3.1 названного Закона на граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной или иной принадлежности, распространяется действие Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».
С принятием Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» государство признало репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению, незаконными и преступными, противоречащим основным правам, свободам человека и гражданина, несовместимым с нормами международного права. Согласно преамбуле указанного закона целью закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
Статья 26 Международного Пакта о гражданских и политических правах провозглашает, что все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту права без всякой дискриминации.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности статей 2-1 и 16 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) в связи с жалобой гражданки ФИО6» и Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О по жалобе гражданина ФИО7 на нарушение его конституционных прав ч.1 ст.2.1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» указал, что действовавшее в период репрессий законодательство формально не требовало вынесения решений о применении репрессий в отношении детей, не достигших 16-летнего возраста. Однако по существу эти дети репрессировались, фактически подвергаясь мерам принуждения. То обстоятельство, что к моменту необоснованного применения репрессий они не достигли возраста, не имеет значения для оценки их правового положения и не может служить основанием для ограничения их прав и свобод в процессе реабилитации.
Исходя из этого, Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию о признании находившихся на спецпоселении несовершеннолетних граждан репрессированными и о недопустимости установления для этой категории граждан ограничений в процессе реабилитации и уменьшения им объема компенсации в зависимости от возраста. Так, согласно свидетельству о рождении серии 1-ФЮ №, выданному Курашасайским п/с Д\Т <адрес> горрайона ДД.ММ.ГГГГ, следует, что административный истец ФИО1 А.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
В силу ч.1 ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
При таких обстоятельствах, требования административного истца о признании незаконным решения МВД по Чеченской Республике об отказе в выдаче справки о реабилитации и об обязании МВД по Чеченской Республике выдать справку о реабилитации как лицу, подвергшемуся политическим репрессиям по национальному признаку, подлежат удовлетворению.
В силу п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180, 227 КАС РФ, суд решил: Административное исковое заявление ФИО3 к Министерству внутренних дел по Чеченской Республике о признании незаконным решения об отказе в выдаче справки о реабилитации удовлетворить.
Признать решение Министерства внутренних дел по Чеченской Республике от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в выдаче справки о реабилитации незаконным.
Обязать Министерство внутренних дел по Чеченской Республике выдать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, справку о реабилитации как лицу, подвергшемуся политическим репрессиям по национальному признаку.
Обязать Министерство внутренних дел по Чеченской Республике сообщить в Октябрьский районный суд <адрес> об исполнении решения по административному делу в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Ф.А. Мусхаджиева
Копия верна: