Дело №
(УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Калтасы РБ 14 декабря 2021 года
Краснокамский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ахмерова Р.Р.,
при секретаре Яндубаевой А.А.,
с участием помощника прокурора Калтасинского района РБ Кулаева А.Р.,
представителя ответчика администрации СП <данные изъяты> сельсовет МР Калтасинский район РБ Изилановой Л.Ю.,
представителя ответчика администрации МР Калтасинский район РБ Божик А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями
установил:
прокурор Калтасинского района РБ обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах потребления и производства в деятельности СП <данные изъяты> сельсовет МР Калтасинский район РБ. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст.11 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки проведенной прокуратурой района установлено, что на территории СП <данные изъяты> сельсовет МР Калтасинский район РБ не оборудованы надлежащим образом места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, а именно в <адрес> отсутствуют ограждения, обеспечивающие предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что нарушает права неопределенного круга лиц населения, проживающего в указанных населенных пунктах на благоприятную окружающую среду и свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления сельского поселения своих обязанностей по созданию площадок накопления твердых коммунальных отходов. В связи с чем прокурор Калтасинского района РБ просит обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Калтасинский район РБ оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 по адресам: <адрес> течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Калтасинского района РБ Кулаев А.Р. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика администрации СП <данные изъяты> сельсовет МР Калтасинский район РБ Изиланова Л.Ю., действующая на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ, с требованиями прокурора согласилась, при этом просила увеличить срок для устранения нарушений.
Представитель третьего лица администрации муниципального района Калтасинский район РБ Божик А.В., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требования прокурора согласилась.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В силу ч.2 ст.8 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (ч.ч.1,3 ст.13.4 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с п.3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Калтасинского района РБ на основании решения расширенного заседания коллегии прокуратуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления» ДД.ММ.ГГГГ в деятельности администрации СП <данные изъяты> сельсовет МР Калтасинский район РБ проведена проверка.
В результате проведенной проверки выявлено, что в <адрес>, расположенных на территории указанного сельского поселения отсутствуют ограждения, обеспечивающие предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Решением о проведении проверки представитель ответчика уведомлен ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии ч.3 ст. 14 Федерального закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных вопросов местного значения городских поселений в том числе п.18 ч.1 ст.14 вопросы участия в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Так, в соответствии с решением № о внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории сельского поселения, осуществление контроля за их соблюдением.
На момент рассмотрения дела нарушения указанные в иске не устранены.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 13.10.2015 года № 26-П, поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории муниципального района, является основанием для привлечения к установленной законом ответственности.
При таких обстоятельствах суд соглашается с позицией истца, что ответчиком администрацией сельского поселения <данные изъяты> сельсовет МР Калтасинский район РБ обязанность по оборудованию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 по адресам: <адрес> выполняются ненадлежащим образом, в связи с чем, нарушается предусмотренное ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и создает угрозу безопасности окружающей среды и санитарно- эпидемиологическому благополучию населения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, удовлетворить.
Обязать администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресам: <адрес> соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Верховный Суд Республики Башкортостан через Краснокамский межрайонный суд Республики Башкортостан со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Р.Р. Ахмеров