производство № 5-1-143/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 октября 2023 года г. Мценск
Судья Мценского районного суда Орловской области Волкова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 и частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Русресурс» (далее – ООО «Русресурс», Общество), ОГРН №1125074002811, ИНН 5036120702, место нахождения юридического лица: 303500, Орловская область, <адрес>
установила:
в период с 17 июля 2023 года по 07 августа 2023 года при проведении внеплановой выездной проверки Приокским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора (далее - Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление) деятельности ООО «Русресурс», эксплуатирующего производственный объект, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду по адресу: <адрес> вдоль автодороги Мценск-Болхов (слева) (мусоросортировочный комплекс объект НВОС №-П) на основании решения № № от 13 июля 2023 года Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, выявлены следующие нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации.
Обществом в нарушении положений части 1 статьи 34, частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон «Об охране окружающей среды»), части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон «Об отходах производства и потребления»), по периметру территории допущено складирование отходов производства потребления на почву на территорию объекта НВОС №-П в границах земельного участка с кадастровым номером №, а также допущено захламление отходами производства и потребления прилегающей территории к мусоросортировочному комплексу объекта НВОС №-П, чем создается значительная угроза компонентам окружающей среды.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления Управлением в отношении ООО «Русресурс», протокола об административном правонарушении от 25 августа 2022 года №, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме этого, Обществом в нарушении положений части 1 статьи 34, частей 1, 2 статьи 51 Закона «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 11, частей 6, 7 статьи 12 Закона «Об отходах производства и потребления» на протяжении периода времени с 01 января 2021 года по 30 июня 2023 года осуществляется хранение отходов: Абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов (код по ФККО 45610001515) в количестве, тонн 0,77. Древесные отходы от сноса и разборки зданий (код по ФККО 81210101724) в количестве, тонн 11,40. Изделия лабораторные из минеральных неметаллических материалов, отработанные при технических испытаниях и измерениях, практически неопасные (код по ФККО 94985112205) в количестве, тонн 0,04. Картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные (код но ФККО 48120302524) в количестве, тонн 0,01. Мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный (код но ФККО 73322001724) в количестве, тонн 24,56. Мусор и смет производственных помещений малоопасный (код по ФККО 73321001724) в количестве, тонн 25,34. Мусор н смет производственных помещений практически неопасный (код по ФККО 73321002725) в количестве, тонн 50,93. Мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации практически неопасный (код но ФККО 82210102715) в количестве, тонн 1,70. Напитки безалкогольные, утратившие потребительские свойства (код но ФККО 40185111105) в количестве, тонн 3,84. Непищевые отходы (мусор) кухонь и организаций общественного питания практически неопасные (код но ФККО 73610011725) в количестве, тонн 0,94. Обрезь натуральной чистой древесины (код по ФККО 730522004215) в количестве, тонн 23,91. Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами менее 15% (код по ФККО 91920402604) в количестве, тонн 0,02. Осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод практически неопасный (код по ФККО 72210202395) в количестве, тонн 2,00. Остатки и огарки стальных сварочных электродов (код по ФККО 91910001205) в количестве, тонн 0,05. Отходы от механической очистки зерна (код по ФККО 30116112495) в количестве, тонн 109,10. Отходы от механической очистки и сортировки зерна (зерновые отходы) (код но ФККО 11112014495) в количестве, тонн 0,42. Отходы прочих изделий из вулканизированной резины незагрезненные в смеси (код по ФККО 43119991725) в количестве, тони 5,56. Отходы стекловолоконной изоляции (код по ФККО 45142421615) в количестве, тонн 1,40. Отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (код по ФККО 15211001215) в количестве, тонн 6,00. Пищевые отходы кухонь и организации общественного питания несортированные (код по ФККО 73610001305) в количестве, тонн 1,09. Прочие несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины (код по ФККО 30529191205) в количестве, тонн 0,94. Пыль зерновая (код по ФККО 30116111425) в количестве, тонн 96,35. Растительные отходы при кошенин гравы на территории производственных объектов практически безопасные (код по ФККО 73338102205) в количестве, тонн 1,00. Респираторы фильтрующие текстильные утратившие потребительские свойства (код по ФККО 49110321525) в количестве, тонн 1,00. Смет с территории предприятия практически неопасный (код по ФККО 73339002715) в количестве, тонн 71,08. Смет с территории предприятий малоопасный (код по ФККО 73339001714) в количестве, тонн 14,47. Спецодежда из брезентовых тканей, утратившая потребительские свойства (код но ФККО 40212112605) в количестве, тонн 1,06. Спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код но ФККО 40231201624) в количестве, тонн 0,01. Спецодежда из хлопчатобумажного и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код по ФККО 40211001624) в количестве, тонн 0,01. Тара деревянная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код по ФККО 40414000515) в количестве, тонн 14,59. Фрукты и овощи переработанные, утратившие потребительские свойства (код но ФККО 40111011395) в количестве, тонн 3,45. Шкурка шлифовальная отработанная (код по ФККО 45620001295) в количестве, тонн 0,11 на объекте не внесенном в ГРОРО. Указанное действия может представлять существенную угрозу компонентам окружающей среды.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления Управлением в отношении ООО «Русресурс», протокола об административном правонарушении от 25 августа 2022 года №, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возбужденные на основании указанных протоколов дела №, № в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, делу присвоен № 5-1-143/2023.
Законный представитель ООО «Русресурс» директор Бурмистров В.С., извещенный о месте, дате, времени рассмотрения дела об административном правонарушении в судебное заседание не явился, его извещение подтверждено материалами дела. Явку защитника не обеспечил. С учетом положений части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившегося лица.
Должностное лицо Приокского межрегионального управления Росприроднадзора – старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области, заместитель начальника отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора Шепитько А.А., составивший протокол об административном правонарушении, подтвердил обстоятельства, изложенные в протоколах об административных правонарушениях, указал, что действия ООО «Русресурс» содержат состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 и частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия Общества представляют существенную угрозу компонентам окружающей среды.
Выслушав должностное лицо административного органа, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса.
Согласно статье 34 Закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 названной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Пунктами 1 и 2 статьи 51 Закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу статьи 75 Закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом;
сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах;
обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу пункта 7 статьи 12 поименованного закона размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (пункт 2 статьи 11 Закона).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено в судебном заседании, ООО «Русресурс» выдана лицензия от 04 апреля 2018 года серия № №/II на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IV классов опасности (виды работ – сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание отходов IV классов опасности), место осуществления деятельности: <адрес> вдоль автодороги Мценск-Болхов (слева).
В субаренде у Общества с 01 июля 2022 года по 01 сентября 2023 года находилась часть земельного участка площадью 30 000 кв.м. с кадастровым номером № для организации мусоросортировочного комплекса и площадки временного накопления остатков сортировки ТКО (договор от 01 июля 2022 года).
Документом, определяющим систему организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории субъекта Российской Федерации отходов является территориальная схема обращения с отходами.
На территории Орловской области действует Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденная приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16 сентября 2019 года №.
Согласно Территориальной схеме обращения с отходами на территории Орловской области отходы, образующиеся на территории Болховского, Верховского, Залегощенского, Корсаковского, Мценского, Новодереньковского, Новосильского районов Орловской области подлежат транспортированию на объект сортировки мусоросортировочного комплекса ООО «Русресурс» в Мценском районе Орловской области.
На основании заключённого с ООО «УК «Зеленая роща» договора от 28 декабря 2022 года №№ ООО «Русресурс» является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющим обработку отходов, поступающих на мусоросортировочный комплекс ООО «Русресурс» в Мценском районе.
Планируемая масса отходов, направляемых на мусоросортировочный комплекс в соответствии с Территориальной схемой на 2023 год составляет 32560 тонн, 2713,33 тонн каждый месяц.
В период с 17 июля 2023 по 07 августа 2023 года при проведении внеплановой выездной проверки Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора деятельности ООО «Русресурс», эксплуатирующего производственный объект, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду по адресу: <адрес> вдоль автодороги Мценск-Болхов (слева) (мусоросортировочный комплекс объект НВОС №П, категория риска значительная, категория объекта II) на основании решения № от 13 июля 2023 года Приокского межрегионального управления Росприроднадзора выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации, зафиксированные в акте проверки от 07 августа 2023 года №.
Согласно данному акту нарушения выразились в следующем.
Деятельность на объекте HBOС №П сопровождается обращением с отходами производства и потребления в части обработки отходов V - IV классов опасности.
18 июля 2023 года по результатам проведенного осмотра территории Объекта HBOС №П установлено, что на мусоросортировочном комплексе осуществляется прием отходов. Въездная группа мусоросортировочного комплекса состоит из: пункта весового контроля и административного здания. От пункта весового контроля к месту сортировки отходов проложена бетонная дорога. Автоматическая мусоросортировочная установка не работала на момент осмотра. Сортировка осуществляется одним рабочим вручную. Территория, на которой установлена сортировка, имеет бетонное основание. На остальной территории мусоросортировочного комплекса твердое основание отсутствует. Отходы повсеместно сброшены на почву по всему периметру мусоросортировочного комплекса. Прилегающая территория к мусоросортировочному комплексу частично захламлена отходами. На въездной группе мусоросортировочного комплекса сотрудниками ООО «Русресурс» ведется учёт принимаемых отходов.
Заместителем директора ООО «Русресурс» ФИО5 даны письменные объяснения, согласно которым: по решению Орловского Арбитражного суда на регионального оператора по обращению с ТКО ООО «УК Зеленая Роща» возложена обязанность по вывозу остатков от сортировки отходов ТКО с территории мусоросортировочного комплекса ООО «Русресурс». Часть отходов складируемых на территории мусоросортировочного комплекса ООО «Русресурс» не сортированы.
25 июля 2023 года в ходе проведения осмотра территории объекта HBOC №П мусоросортировочный комплекс, специалистами филиала «ФИО6» проведен отбор проб отхода для определения его класса опасности.
Согласно Протоколу биотестирования отходов от 01 августа 2023 года № отобранные пробы отходов производства и потребления: пробы № и № отнесены к V классу опасности.
Согласно Решению Арбитражного суда Орловской области от 21 октября 2022 года по Делу № А48-7029/2021 ООО «Управляющая компания «Зеленая Роща» обязано устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером №, местоположением: <адрес> вдоль дороги Мценск - Болхов (слева), общей площадью 30 000 кв.м., на котором расположен мусороперерабатывающий комплекс ООО «Русресурс», освободив его от остатков сортировки твердых коммунальных отходов, накопленных за 2020-2021 годы, в объеме 26 262,82 тонн, путём вывоза их на объект размещения отходов.
По информации ООО «УК «Зеленая Роща», в рамках исполнения Решения Арбитражного суда Орловской области от 21 октября 2022 года по Делу № А48-7029/2021 по состоянию на 23 июля 2023 года вывезено 2 855,7 тонн остатков сортировки ТКО, образованных в 2020-2021 г.г. Периодичность вывоза остатков сортировки ТКО - 2 раза в неделю.
Остатки сортировки образованные в 2020-2021 г.г. в полном объеме с территории мусоросортировочного комплекса ООО «Русресурс» региональным оператором не вывезены до 25 августа 2023 года.
Таким образом, Обществом в нарушении положений части 1 статьи 34, частей 1, 2 статьи 51 Закона «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 11 Закона «Об отходах производства и потребления» по периметру территории допущено складирование отходов производства потребления на почву на территорию объекта НВОС №П в границах земельного участка с кадастровым номером № и захламление отходами производства и потребления прилегающей территории к мусоросортировочному комплексу указанного объекта, чем создается значительная угроза компонентам окружающей среды.
Указанные действия ООО «Русресурс» квалифицированы административным органом как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Кроме этого при проведении внеплановой выездной проверки, были проанализированы сведения, содержащиеся в Журналах учета в области обращения с отходами за 2021, 2022, 1 и 2 квартал 2023 г.г., в отчетах предоставляемых ООО «Русресурс», а так же в ходе визуального осмотра 25 июля 2023 года объекта HBOC №П мусоросортировочный комплекс установлено, что Обществом в нарушении положений части 1 статьи 34, частей 1, 2 статьи 51 Закона «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 11, частей 6, 7 статьи 12 Закона «Об отходах производства и потребления» на протяжении периода времени с 01 января 2021 года по 30 июня 2023 года осуществляется хранение отходов: Абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов (код по ФККО 45610001515) в количестве, тонн 0,77. Древесные отходы от сноса и разборки зданий (код по ФККО 81210101724) в количестве, тонн 11,40. Изделия лабораторные из минеральных неметаллических материалов, отработанные при технических испытаниях и измерениях, практически неопасные (код по ФККО 94985112205) в количестве, тонн 0,04. Картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные (код но ФККО 48120302524) в количестве, тонн 0,01. Мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный (код но ФККО 73322001724) в количестве, тонн 24,56. Мусор и смет производственных помещений малоопасный (код по ФККО 73321001724) в количестве, тонн 25,34. Мусор н смет производственных помещений практически неопасный (код по ФККО 73321002725) в количестве, тонн 50,93. Мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации практически неопасный (код но ФККО 82210102715) в количестве, тонн 1,70. Напитки безалкогольные, утратившие потребительские свойства (код но ФККО 40185111105) в количестве, тонн 3,84. Непищевые отходы (мусор) кухонь и организаций общественного питания практически неопасные (код но ФККО 73610011725) в количестве, тонн 0,94. Обрезь натуральной чистой древесины (код по ФККО 730522004215) в количестве, тонн 23,91. Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами менее 15% (код по ФККО 91920402604) в количестве, тонн 0,02. Осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод практически неопасный (код по ФККО 72210202395) в количестве, тонн 2,00. Остатки и огарки стальных сварочных электродов (код по ФККО 91910001205) в количестве, тонн 0,05. Отходы от механической очистки зерна (код по ФККО 30116112495) в количестве, тонн 109,10. Отходы от механической очистки и сортировки зерна (зерновые отходы) (код но ФККО 11112014495) в количестве, тонн 0,42. Отходы прочих изделий из вулканизированной резины незагрезненные в смеси (код по ФККО 43119991725) в количестве, тони 5,56. Отходы стекловолоконной изоляции (код по ФККО 45142421615) в количестве, тонн 1,40. Отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (код по ФККО 15211001215) в количестве, тонн 6,00. Пищевые отходы кухонь и организации общественного питания несортированные (код по ФККО 73610001305) в количестве, тонн 1,09. Прочие несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины (код по ФККО 30529191205) в количестве, тонн 0,94. Пыль зерновая (код по ФККО 30116111425) в количестве, тонн 96,35. Растительные отходы при кошенин гравы на территории производственных объектов практически безопасные (код по ФККО 73338102205) в количестве, тонн 1,00. Респираторы фильтрующие текстильные утратившие потребительские свойства (код по ФККО 49110321525) в количестве, тонн 1,00. Смет с территории предприятия практически неопасный (код по ФККО 73339002715) в количестве, тонн 71,08. Смет с территории предприятий малоопасный (код по ФККО 73339001714) в количестве, тонн 14,47. Спецодежда из брезентовых тканей, утратившая потребительские свойства (код но ФККО 40212112605) в количестве, тонн 1,06. Спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код но ФККО 40231201624) в количестве, тонн 0,01. Спецодежда из хлопчатобумажного и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код по ФККО 40211001624) в количестве, тонн 0,01. Тара деревянная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код по ФККО 40414000515) в количестве, тонн 14,59. Фрукты и овощи переработанные, утратившие потребительские свойства (код но ФККО 40111011395) в количестве, тонн 3,45. Шкурка шлифовальная отработанная (код по ФККО 45620001295) в количестве, тонн 0,11 на объекте не внесенном в ГРОРО. Указанное действия может представлять существенную угрозу компонентам окружающей среды.
Действия ООО «Русресурс» квалифицированы административным органом как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Управление, указывая на наличие в действиях ООО «Русресурс» составы названного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 и частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратилось в Мценский районный суд.
Факт совершения ООО «Русресурс» правонарушения объективно подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела: решением о проведении внеплановой выездной проверки от 13 июля 2023 года №, руководителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4; актом проверки органом государственного контроля (надзора) ООО «Русресурс» от 07 августа 2023 года №2023; протоколами об административных правонарушениях от 25 августа 2023 года № и №, содержащими сведения об обстоятельствах совершенного правонарушения; договором субаренды земельного участка от 01 июля 2022 года; договором на оказание услуг по обработке твердых коммунальных отходов от 28 декабря 2022 года, согласно которому ООО «Русресурс» принимает на себя обязательства по оказанию услуг по обработке (сортировке) ТКО V - IV классов опасности на мусоросортировочной линии, а ООО «УК «Зеленая Роща» принимает на себя обязательства по передаче отходов ООО «Русресурс», своевременной оплате услуг по обработке отходов и своевременному ежедневному вывозу остатков обработки ТКО; письменными пояснениями представителя Общества по доверенности ФИО5, который указал, что «…часть отходов складируемых на территории мусоросортировочного комплекса ООО «Русресурс» не сортированы; сообщением директора ООО «УК «Зеленая Роща» о том, что в рамках исполнения решения Арбитражного суда Орловской области от 21 октября 2022 года № А48-7029/2021 по состоянию на 23 июля 2023 года вывезено 2 855,7 т остатков сортировки ТКО, образованных в 2000-2021 г.г.; протоколами осмотра территории от 18 июля 2023 года, 25 июля 2023 года, 04 августа 2023 года и фототаблицами к ним; экспертным заключением по результатам отбора проб (образцов) от 01 августа 2023 года №; журналами учета в области с обращениями отходов ООО «Русресурс» за 2021, 2022, 1 и 2 квартал 2023 года, сведениями об образовании, обработке отходов производства и потребления за 2021, 2022 годы; предписанием об устранении ООО «Русресурс» выявленных нарушений Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 07 августа 2023 года №, срок устранения нарушений установлен до 08 ноября 2023 года и иными материалами дела.
Выявленные нарушения к настоящему времени не устранены, что установлено в судебном заседании и подтверждено объяснениями должностного лица Приокского межрегионального управления Росприроднадзора Шепитько А.А., который также пояснил, что нарушения являются существенными, создают угрозу причинения компонентам окружающей среды.
Оценив представленные доказательства в совокупности, прихожу к выводу, о наличии в действиях ООО «Русресурс» признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.2 и частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, имея возможность для соблюдения названных норм, за нарушение которых частью 1 и частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло всех зависящих от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах административным органом доказаны обстоятельства, послужившие основанием для составления протоколов об административных правонарушениях, в материалах дела не имеется документальных доказательств, исключающих наличие в деяниях Общества состава указанного административного правонарушения.
На основании части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 указанной статьи.
Санкцией части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Санкцией частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
По правилам частей 2 и 3 статьи 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания; в настоящем случае - в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, если одной из указанных санкций не предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа.
Прихожу к выводу о том, что административное приостановление деятельности по отношению к штрафу по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является альтернативным видом наказания и назначается с учетом положений статьи 3.12 Кодекса, а также требований части 2 статьи 29.10 и статьи 32.12 Кодекса.
Из части 1 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что обстоятельствами, при наличии которых может быть назначено административное приостановление деятельности, являются угроза жизни или здоровью людей, возникновение эпидемии, эпизоотии, заражение (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступление радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинение существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо совершение административного правонарушения в определенной законом области.
При этом в абзаце 2 части 1 указанной правовой нормы установлено, что перечисленные обстоятельства служат основаниями для административного приостановления деятельности, если менее строгий вид наказания, предусмотренный санкцией соответствующей нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Следовательно, административное приостановление деятельности, обеспечивая реализацию задач законодательства об административных правонарушениях, применяется в отношении конкретного лица, если выявленное в его действиях правонарушение предусматривает такой вид наказания, имеются предусмотренные законом обстоятельства для его назначения и менее строгое наказание не сможет обеспечить достижение целей наказания.
На основании изложенного прихожу к выводу, что такая мера наказания как административный штраф, размер которой определен санкцией статьи от 300 000 до 400 000 руб., будет являться недостаточной мерой, которая не обеспечит достижение целей наказания.
Избрание меры ответственности в виде приостановления деятельности нарушителя является адекватной и соразмерной существу допущенного нарушения, а также направлено на предотвращение совершение подобного нарушения впредь.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность ООО «Русресурс» не установлено.
Учитывая характер совершенного правонарушения его длительность, существа допущенных нарушений, которые представляют угрозу причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, существование допущенных нарушений на момент рассмотрения дела, прихожу к выводу, что менее строгое наказание не достигнет цели административного наказания, а допущенные нарушения ООО «Русресурс» не могут быть устранены без приостановления деятельности по сбору отходов V - IV классов опасности по адресу: <адрес> вдоль автодороги Мценск-Болхов (слева) (мусоросортировочный комплекс объект НВОС №-П). Срок приостановления деятельности необходимо определить 60 суток.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.12, 29.9, 29.10, 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 8.2 ░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 8.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ V - IV ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░ (░░░░░) (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ №-░) ░░ ░░░░ 60 ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░», ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░