Судья Яшкова И.С. |
№ 33а-1029/2021 (10RS0003-01-2020-000603-79) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12.04.2021 |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьиДанилова О.И.,
судейКолбасовой Н.А., Ивановой Н.Е.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административных истцовна решение Кемского городскогосуда Республики Карелия от 11.12.2020 по административному делу № 2а-249/2020 по административному исковому заявлению депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения Белякова Р. В., Яковлева С. А. о признании прекращенными полномочий Бородушкина О. Г. как главы Кемского муниципального района, депутата и председателя Совета Кемского муниципального района.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Депутаты Совета Рабочеостровского сельского поселения Беляков Р.В., Яковлев С.А. обратились в суд с административным иском с учетом уточненных требованийо признании прекращенными полномочий Бородушкина О.Г. как главы Кемского муниципального района, депутата и председателя Совета Кемского муниципального района.Требования мотивированы тем, что, по мнению административных истцов, в настоящее время Бородушкин О.Г. не является депутатом и председателем Совета Кемского муниципального района, поскольку Советом Рабочеостровского сельского поселения принято решение от 08.11.2019 № 3-4/10, которым в Совет Кемского муниципального района были избраны депутаты Яковлев С.А., Марзоев А.А., Беляков Р.В.. Указанное решение повлекло прекращение полномочий Бородушкина О.Г. как депутата и председателя Совета Кемского муниципального района. Кроме того, решением Совета Рабочеостровского сельского поселения от 21.01.2020 № 6-4/25 решение Совета Рабочеостровского сельского поселения от 17.09.2019 №1-4/4 «Об избрании депутатов Рабочеостровского сельского поселения в Совет Кемского муниципального района» признано утратившим силу. Таким образом, поскольку глава Кемского муниципального района избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, Бородушкин О.Г. на основании указанных решений утратил статус депутата Совета Кемского муниципального района, его полномочия как главы Кемского муниципального района и председателя Совета Кемского муниципального района также подлежат прекращению.
Решением суда в удовлетворении заявленных требованийотказано.
С принятым судебным постановлением не согласны административные истцы,в апелляционной жалобе просят его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагают, что имеются достаточные основания для признания прекращенными полномочий Бородушкина О.Г.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о дате, времени и месте извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Территориальной избирательной комиссии Кемского района от 09.09.2019 № 110/723-4 «О результатах выборов депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения четвертого созыва» выборы депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения четвертого созыва признаны состоявшимися и результаты выборов – действительными; в Совет Рабочеостровского сельского поселения четвертого созыва признаны избранными: Яковлев С.А., Бородушкин О.Г., Кустов Е.В., Шпек В.А., Шнитова Н.Ю., Шумский А.М., Беляков Р.В., ЖукС.Н., Колодешников А.Ф., Марзоев А.А.
Решением Совета Рабочеостровского сельского поселения от 17.09.2019 № 1-4/4 «Об избрании депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения в Совет Кемского муниципального района» (далее – решение от 17.09.2019 № 1-4/4) в состав Совета Кемского муниципального района из числа депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения были избраны депутаты Бородушкин О.Г., Марзоев А.А., Беляков Р.В.
В соответствии с пунктом 2 решения Совета Кемского муниципального района от 01.10.2019 №54-3/80 в состав Совета Кемского муниципального района третьего созыва включен, в том числе, Бородушкин О.Г.
01.10.2019 на заседании Совета Кемского муниципального района Бородушкин О.Г. избран главой Кемского муниципального района (решение от № 54-3/384).
08.11.2019 решением Совета Рабочеостровского сельского поселения №3-4/10 «Об избрании депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения в Совет Кемского муниципального района» в состав Совета Кемского муниципального района были избраны депутаты Яковлев С.А., Марзоев А.А., Беляков Р.В.
Решением Кемского городского суда Республики Карелия от 13.07.2020 в удовлетворении административного иска Бородушкина О.Г. к Совету Рабочеостровского сельского поселения о признании незаконным решения Совета Рабочеостровского сельского поселения от 08.11.2019 № 3-4/4 «Об избрании депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения в Совет Кемского муниципального района» отказано.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от 22.10.2020 вышеуказанное решение суда отменено, административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным решение Совета Рабочеостровского сельского поселения от 08.11.2019 № 3-4/10 «Об избрании депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения в Совет Кемского муниципального района» (кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 31.03.2021 № 88а-5079/2021 апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 22.10.2020 оставлено без изменения).
21.01.2020 решением Совета Рабочеостровского сельского поселения №6-4/25 решение от 17.09.2019 №1-4/4 признано утратившим силу.
11.08.2020 Беляков Р.В., Яковлев С.А. обратились в суд с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания прекращенными полномочий Бородушкина О.Г. как главы Кемского муниципального района, председателя Совета Кемского муниципального района и депутата Совета Кемского муниципального района.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Правоотношения, связанные с прекращением полномочий лица, осуществляющего обязанности главы муниципального образования, председателя Совета муниципального образования и депутата Совета муниципального образования регламентированы положениями Федерального закона № 131-ФЗ 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-Ф3).
Настоящим федеральным законом установлен закрытый список оснований для прекращения полномочий лиц, являющихся должностными лицами органа муниципального образования.
В силу части 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае: смерти; отставки по собственному желанию; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; отзыва избирателями;досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления; призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Частями 10.1, 10.2 статьи 40 вышеуказанного Федерального закона установлено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов полномочия депутата представительного органа муниципального района, представительного органа городского округа с внутригородским делением прекращаются досрочно в случае прекращения его полномочий соответственно в качестве главы поселения, депутата представительного органа поселения в составе муниципального района, главы внутригородского района, депутата представительного органа внутригородского района.
Согласно части 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Поскольку доказательств наличия оснований для прекращения полномочий депутата Бородушкина О.Г., изложенных в Федеральном законе № 131-ФЗ, не представлено, решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата не принималось, а решение Совета Рабочеостровского сельского поселения от 08.11.2019 № 3-4/10 «Об избрании депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения в Совет Кемского муниципального района» (которым был изменен утвержденный решением от 17.09.2019 №1-4/4 состав депутатов поселения, делегированных в состав Совета Кемского муниципального района) признано незаконным, постольку суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылки в апелляционной жалобе на решение Совета Рабочеостровского сельского поселения от 21.01.2020 № 6-4/25 «О признании утратившим силу решения Совета Рабочеостровского сельского поселения от 17.09.2019 № 1-4/4 «Об избрании депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения в Совет Кемского муниципального района» не могут служить основанием к отмене решения суда.
Частью 1 статьи 15 КАС РФ предусмотрено, что суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 35 Федерального закона №131-ФЗ представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.
Представительные органы муниципальных районов в Республике Карелия формируются из глав поселений (за исключением глав поселений, избранных представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса), входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства (статья 1Закона Республики Карелия от 30.09.2014 №1835-ЗРК «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований и о сроках полномочий органов местного самоуправления в Республике Карелия»).
В соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет.
Федеральным законом от 18.04.2018 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления» часть 3 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ дополнена, в том числе, абзацем следующего содержания:
«Полномочия депутата представительного органа муниципального района, состоящего в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов указанных поселений, начинаются соответственно со дня вступления в должность главы поселения, входящего в состав муниципального района, или со дня избрания депутата представительного органа данного поселения депутатом представительного органа муниципального района, в состав которого входит данное поселение, и прекращаются соответственно со дня вступления в должность вновь избранного главы поселения или со дня вступления в силу решения об очередном избрании в состав представительного органа муниципального района депутата от данного поселения.».
Каких-либо переходных положений названным Федеральным законом не предусмотрено.
Статьей 2 Закона Республики Карелия от 29.02.2016 №1994-ЗРК «О сроках полномочий депутата представительного органа муниципального образования в Республике Карелия, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления муниципального образования в Республике Карелия» установлен срок полномочий депутата представительного органа муниципального образования в Республике Карелия – пять лет (часть 1).
Срок полномочий депутата представительного органа муниципального образования в Республике Карелия, члена выборного органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Карелия не может превышать срок полномочий соответствующего представительного органа муниципального образования в Республике Карелия, выборного органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Карелия (часть 2 статьи 2 Закона Республики Карелия от 29.02.2016 №1994-ЗРК «О сроках полномочий депутата представительного органа муниципального образования в Республике Карелия, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления муниципального образования в Республике Карелия»).
Срок полномочий глав муниципальных образований в Республике Карелия – пятьлет (часть 2 статьи 4 Закона Республики Карелия от 30.09.2014 №1835-ЗРК «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований и о сроках полномочий органов местного самоуправления в Республике Карелия»).
Таким образом, депутаты Совета Рабочеостровского сельского поселения, избранные в Совет поселения по результатам проведенных 08.09.2019 муниципальных выборов, вошли в состав Совета Кемского муниципального района в соответствии с положениями абзаца третьего части 3 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ, то есть со дня их избрания депутатами представительного органа муниципального района (решение от 17.09.2019 №1-4/4),на пятилетний срок полномочий.
По мнению судебной коллегии, при отсутствии решения Совета Рабочеостровского сельского поселения о досрочном прекращении полномочий депутатаБородушкина О.Г. и наличии вступившего в законную силу решения суда о признании незаконным решения Совета Рабочеостровского сельского поселенияот 08.11.2019 № 3-4/10 «Об избрании депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения в Совет Кемского муниципального района» решение Совета Рабочеостровского сельского поселения от 21.01.2020 № 6-4/25 «О признании утратившим силу решения Совета Рабочеостровского сельского поселения от 17.09.2019 № 1-4/4 «Об избрании депутатов Совета Рабочеостровского сельского поселения в Совет Кемского муниципального района»как противоречащее положениям федерального закона не подлежит применению.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении суда первой инстанции выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемского городского суда Республики Карелия от 11.12.2020 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи