Дело № 2-2029/2021;
УИД: 42RS0010-01-2021-002833-91
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Киселевский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Карповой Н.Н.
при помощнике судьи - Гудзь Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске
12 ноября 2021 года
гражданское дело по иску Романчук Татьяны Игнатьевны к Управлению городского развития Киселевского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, предоставлении социальной выплаты,
у с т а н о в и л :
Истец Романчук Т.И. в лице своего представителя Р., действующего на основании доверенности, обратилась в суд с иском к ответчику о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, предоставлении социальной выплаты, указывая на то, что ей принадлежат на праве собственности: жилой дом, общей площадью 36,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на основании типового договора о возведении индивидуального жилого дома на отведенном земельном участке от 05.06.1991, и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве собственности на землю № от 25.03.1993.
Романчук Т.И. зарегистрирована и постоянно проживает в жилом доме, расположенном в <адрес> с апреля 1976 года и по настоящее время. Данный дом является для нее единственным местом жительства, какой-либо иной жилой недвижимости в собственности не имеет.
Заключением СФ ОАО ВНИМИ № от 04.12.2020 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находится на подработанной территории ликвидированной шахты «Дальние горы», относится к категории подработанный ветхий и рекомендуется к сносу.
Управление городского развития Киселевского городского округа отказало ей в предоставлении социальной выплаты, указав, что список граждан, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной шахты «Дальние горы» был утвержден по состоянию на 1 ноября 2015 года, дом обследован после утверждения списка, она не включена в списки граждан, подлежащих переселению и не имеет право на получение социальной выплаты. Считает отказ Управления городского развития Киселевского городского округа во включении в список на переселение и предоставлении социальной выплаты неправомерным.
Просит обязать Управление городского развития Киселевского городского округа включить ее в списки граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «Дальние горы», заключить с ней договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного в <адрес>, для приобретения жилого помещения для постоянного проживания с составом семьи – один человек. Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Истец Романчук Т.И. и ее представитель по доверенности Р. о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика УГР КГО Кузнецова Ю.В., действующая на основании доверенности, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, пояснив, что поддерживает позицию, изложенную ранее, поскольку список граждан, подлежащих переселению с подработанной территории шахты «Дальние горы», был утвержден в 2015 году, дом истца обследован после утверждения данного списка. В список граждан подлежащих переселению истец Романчук Т.И. не была включена, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Третье лицо - Министерство энергетики РФ, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, представитель в суд не направлен, представив письменный отзыв на исковое заявление, в котором указывает на то, что формирование (уточнение) списков являются исключительным правом органа местного самоуправления – получателя бюджетных средств, то есть администрации Киселевского городского округа. У администрации Киселевского городского округа Кемеровской области нет правовых оснований для включения истца в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, и заключения договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте непригодным для проживания по критериям безопасности, а также просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Третье лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, представитель в суд не направлен.
Согласно требованиям частей 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи, с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20 июня 1996 года №81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года «О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье).
Пунктом 8 указанного постановления предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье. Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
По смыслу Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года, следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется лицам, которые постоянно проживают в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и подлежат переселению из данного жилья.
Таким образом, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на момент принятия решения о ликвидации Шахты «Дальние Горы», то есть на 19 июля 2006 года; отсутствие иного жилья.
Указания на то, что выплаты на приобретение жилья носят характер компенсаций, выплачиваемых взамен признанного непригодным для проживания жилья, в постановлении Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года и в иных нормативных актах, регламентирующих основания и порядок таких выплат, не имеется.
Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
По данному делу вышеприведенная совокупность обстоятельств имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Романчук Т.И. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, что усматривается из копии договора типового договора о возведении индивидуального жилого дома на отведенном земельном участке от 05.06.1991, заключенного между Романчук Т.И. и органом коммунального хозяйства исполкома Киселевского Совета народных депутатов (л.д. 16-17), и свидетельства № от 25.03.1993 о праве собственности на землю, предоставленного для индивидуального строительства, справки филиала № 15 БТИ Прокопьевского городского округа и Прокопьевского муниципального округа (л.д. 16).
Права собственности на жилой дом и земельный участок прошли государственную регистрацию, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости. Право собственности на земельный участок площадью 677 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый №, зарегистрировано за Романчук Т.И. на основании свидетельства № от 25.03.1993 о праве собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, запись регистрации № от 05.03.2019. Право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, зарегистрировано за Романчук Т.И. на основании: свидетельства № от 25.03.1993 о праве собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, технического плана здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства от 10.12.2020, запись регистрации № (л.д. 21-24, 164-171).
В указанном жилом доме значится зарегистрированным собственник жилого помещения Романчук Т.И. с 15.04.1976, что подтверждается записями в паспорте, адресной справкой от 22.10.2021, копией домовой книги, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 11-12, 26-41, 160).
Иных зарегистрированных в доме лиц нет. Супруг Романчук Т.И. – Р. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Данный жилой дом расположен в зоне подработки ликвидированной шахты «Дальние Горы».
Истец Романчук Т.И. обращалась к ответчику с заявлением на получение социальной выплаты, но Управление городского развития Киселевского городского округа отказало истцу в предоставлении социальной выплаты на основании того, что истец не включена в список граждан, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной угольной шахты «Дальние Горы», так как дом обследован после утверждения списка.
В настоящее время истец Романчук Т.И. продолжает постоянно проживать и сохраняет регистрацию по месту жительства в жилом доме по <адрес>.
Доводы истца подтверждены письменными материалами дела.
Из справки ГБУ КО «Центр ГКО и ТИ КО» Филиал № 15 БТИ Прокопьевского городского округа и Прокопьевского муниципального округа от 9 февраля 2021 года, усматривается, что за истцом, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован жилой дом по адресу: <адрес> (л.д. 14, 162).
Право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, зарегистрировано за Романчук Т.И. на основании: свидетельства № от 25.03.1993 о праве собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, технического плана здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства от 10.12.2020, запись регистрации №. Право собственности на земельный участок площадью 677 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый №, зарегистрировано за Романчук Т.И. на основании свидетельства № от 25.03.1993 о праве собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, запись регистрации № от 05.03.2019. (л.д. 21-24, 164-171).
Заключением СФ АО ВНИМИ № от 04.12.2020 жилой дом, расположенный в <адрес>, признан подработанным ветхим и подлежащим сносу в связи с влиянием подземных горных работ шахты «Дальние Горы» (л.д. 75-88, 133-138).
В Список граждан, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированных шахты «Дальние Горы», согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ от 26.06.2013 № по состоянию на 01.11.2015 истец Романчук Т.И. не включена (л.д. 10, 89-103). Заключением СФ АО ВНИМИ подтверждено, что дом истца является подработанным ветхим, в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Дальние Горы».
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц ОАО Шахта «Дальние Горы» прекратило свою деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства 19 июля 2006 года (л.д. 48-50).
В судебном заседании установлено, что право пользования жилым домом по <адрес> возникло у истца до признания дома непригодным для проживания и формирования списков на 01.11.2015, в указанном доме истец на законных основаниях проживала на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты (19 июля 2006 года), проживает и в настоящее время, сохраняя регистрацию по своему месту жительства.
До настоящего времени социальная выплата за указанный дом истцу предоставлена не была, другого жилого помещения истец в собственности или пользовании не имеет. Законодательством в данном случае предусмотрено изменение списков (уточнение) на день предоставления социальных выплат, при этом более позднее, по сравнению с составлением списков, обследование жилых домов на подработанной шахтой территории не может служить обстоятельством, ограничивающим право истца на получение социальной выплаты.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования истца об обязании Управления городского развития Киселевского городского округа включить ее в списки граждан подлежащих переселению и предоставлению социальной выплаты обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.п. 9,10 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Социальная выплата на приобретение жилого помещения взамен сносимого ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахты «Дальние Горы» должна быть предоставлена истцу из расчета стоимости 33 кв. м. общей площади жилого помещения для одиноких граждан.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить все понесенные по делу судебные расходы.
Частью 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истцом при подаче искового заявления была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 25.09.2021 (л.д. 46).
Учитывая то обстоятельство, что суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения иска, расходы по уплате государственной пошлины в указанной сумме подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Романчук Татьяны Игнатьевны к Управлению городского развития Киселевского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, предоставлении социальной выплаты, удовлетворить в полном объеме.
Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа включить Романчук Татьяну Игнатьевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной Шахты «Дальние горы» и заключить с Романчук Татьяной Игнатьевной договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> для приобретения жилого помещения для постоянного проживания из расчета стоимости жилья 33 кв.м. на семью из одного человека.
Взыскать с Управления городского развития Киселевского городского округа в пользу Романчук Татьяны Игнатьевны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд, через Киселевский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 12 ноября 2021 года.
Председательствующий: Н.Н. Карпова
Решение в законную силу не вступило.
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.