Дело № 12-99/2021
Решение
г. Усинск 26 октября 2021 года
Судья Усинского городского суда Республики Коми Попов Д.А.,
с участием защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, – УМГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ТИН от дд.мм.гггг. № о назначении ООО «Лукойл-Коми» административного наказания по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ,
Установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ТИН от дд.мм.гггг. № Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» (далее – Общество) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 тысяч рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, Общество обжаловало его в Усинский городской суд.
В обоснование жалобы указано, что объективная сторона ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ заключается в невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом. Обществу необоснованно вменено нарушение требований п.п. 4, 5 ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ, ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 51 Закона об охране окружающей среды при проведении работ по ликвидации нефтеразлива в районе реки ... поскольку требования указанных норм относятся к нормальному функционированию и эксплуатации хозяйственных объектов, в целях предотвращения загрязнения окружающей среды и иного негативного воздействия, и не должны распространятся на производство работ по ликвидации нефтеразлива, произошедшего вследствие разгерметизации дд.мм.гггг. нефтесборного коллектора «.... В данном случае Общество действовало в условиях крайней необходимости, что исключает производство по делу об административном правонарушении.
Материалы дела об административном правонарушении поступили в Усинский городской суд 30.08.2021.
Должностное лицо административного органа, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилось, не просило об отложении дела. При таких обстоятельствах судья считает возможным рассмотрение дела без участия указанного должностного лица.
В судебном заседании защитник ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» УМГ просила постановление от дд.мм.гггг. № отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить по основаниям, приведенным в жалобе.
Заслушав защитника, исследовав материалы дела, судья находит жалобу на постановление от дд.мм.гггг. № подлежащей отклонению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно протоколу осмотра от дд.мм.гггг., в районе ... МО ГО «Усинск» Республики Коми на территории водоохранной зоны реки ... ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» проводятся работы по ликвидации нефтеразлива с попаданием нефтесодержащей жидкости (далее - НСЖ) в водный объект реку Колва. Осуществляется сбор НСЖ с поверхности водного объекта, уборка кустарниковой растительности, расположенной на берегах водного объекта и загрязненной НСЖ. Сбор НСЖ и загрязненной растительности производится в пластиковые кубовые емкости и металлические контейнеры, которые располагаются на площадке, не имеющей твердого покрытия, под открытым небом при отсутствии навеса и сооружений, обеспечивающих защиту водных объектов, прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов, и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч. 1). Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ч. 2).
Частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации определено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с частью 16 данной статьи Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;
5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с Планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти на объектах ТППП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», утвержденным Минэнерго России (письмо №05-1612 от 13.10.2015) и МЧС России (письмо №7-1-2978 от 15.10.2015), загрязненные нефтью и нефтепродуктом материалы твердого агрегатного состояния помещаются в пластиковые мешки, бочки или другие емкости для последующего вывоза. Размещение в крытую тару осуществляется раздельно по видам отходов: древесина, растительность, ветошь, грунт и песок. При обращении с собранными отходами необходимо избегать смешивания продуктов с различным агрегатным состоянием, а также принимать меры для предотвращения вторичного загрязнения окружающей среды. Контейнер, бочки, мешки должны быть установлены под навесом на бетонном основании. В случае, если контейнеры с ТБО установлены на площадке, подверженной воздействию ветровых потоков, последняя должна иметь с трех сторон ветровую защиту (огорожена на высоту, несколько превышающую высоту контейнера). Жидкие отходы нефтепродуктов должны храниться в герметичных емкостях, имеющих поддоны и установленных либо в помещении, либо под навесом.
Таким образом, в результате осмотра дд.мм.гггг. было установлено, что Общество, при проведении работ по ликвидации нефтеразлива с попаданием нефтесодержащей жидкости в водный объект – реку Колва, не обеспечило обустройство иного объекта – площадки для установки тары с собранными отходами, в соответствие с требованиями законодательства в сфере природопользования.
Как установлено материалами дела об административном правонарушении, авария на нефтесборном коллекторе, вызвавшая загрязнение реки ... нефтепродуктами, произошла дд.мм.гггг.. Правонарушение выявлено дд.мм.гггг.. Обширное загрязнение водного объекта - реки ..., к этому моменту уже произошло. Между двумя событиями прошло ... суток, за это время ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» уже полноценно приступило к локализации нефтеразлива и ликвидации последовавшего нефтезагрязнения водного объекта - реки .... За это время Общество имело возможность оборудовать площадку для хранения емкостей с собранными нефтезагрязненными отходами.
Поэтому, доводы жалобы о том, что Общество нарушило требования по обустройству площадки в условиях крайней необходимости, признаются несостоятельными.
Оценив доказательства в их совокупности, в соответствии с положениями ст. ст. 2.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ, должностное лицо сделало обоснованный вывод о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления должностного лица, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения администрации к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, соответствует характеру и обстоятельствам совершенного административного правонарушения, имущественному и финансовому положению юридического лица.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Решил:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ТИН от дд.мм.гггг. № о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Общества - без удовлетворения.
Копию настоящего решения направить в управление Росприроднадзора по Республике Коми и НАО, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.13, 30.14 КоАП РФ.
Судья Д.А. Попов