2-925/2024
23RS0040-01-2023-0008293-88
Решение
Именем Российской Федерации
22 января 2024 года город Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Фойгеля К.М.
секретаря судебного заседания Балачевцевой Е.А.,
с участием:
истца Мартыненко Е.В.,
представителя ответчика ОСФР по Краснодарскому краю - ФИО6,
действующей на основании доверенности №555-юр от 05.07.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Мартыненко Е. В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании решения об отказе в установлении незаконным, обязании включить периоды работы в страховой стаж и назначить страховую пенсию по старости,
установил:
Мартыненко Е.В. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании решения об отказе в установлении незаконным, обязании включить периоды работы в страховой стаж и назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование требований указано, что истец с 2017 года являлась получателем страховой пенсии по старости по месту проживания в г. Кривой Рог Днепропетровской области. В связи с переездом 05.06.2023 истец обратилась к ответчику для назначения страховой пенсии по старости, в чем ей было отказано решением от 15.09.2023 №230000302788/521039/23. С данным решением истец не согласна, что явилось поводом для обращения в суд.
На основании изложенного истец просит признать решение ОСФР по Краснодарскому краю от 15.09.2023 №230000302788/521039/23 незаконным. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю включить в страховой стаж периоды, приобретенные на территории Украины, указанные в трудовой книжке, а именно: период обучения с 01.09.1980 по 15.07.1983, периоды работы с 09.08.1983 по 28.11.1983, с 26.12.1983 по 01.11.1987, с 01.11.1987 по 30.06.1988, с 01.07.1988 по 22.06.1993, 20.07.1994 по 01.06.1998, с 01.06.1998 по 21.10.1998, с 22.10.1988 по 24.01.2008, с 07.10.2008 по 17.11.2008, периоды выплаты помощи по безработице с 26.05.2008 по 31.07.2008, с 01.08.2008 по 06.10.2008. Обязать ответчика назначить Мартыненко Е.В. страховую пенсию по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения, т.е. с 05.06.2023.
Истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании против заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Порядок возникновения и реализации прав граждан на страховые пенсии в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ №400) в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца.
В соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (далее - Соглашение) пенсионное обеспечение граждан прибывших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Названным Соглашением регулируется, в том числе, пенсионное обеспечение граждан Украины.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. Например, в соответствии со статьей 7 Соглашения в случае переезда граждан в пределах государств - участников соглашения СНГ выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, размер пенсии пересматривается.
С 01.01.2022 г. при рассмотрении заявления о назначении страховой пенсии и документов, представленных для ее назначения на момент обращения, территориальный орган СФР руководствуется Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсия», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.08.2021 № 546н (далее - Правила № 546н), (до 01.01.2022 г. действовали Правила от 17.11.2014 № 884н).
В соответствии с пунктом 19 Правил № 546н (пунктом 23 Правил от 17.11.2014 № 884н) решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников Соглашения.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашения принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Судом установлено, что по заявлению Мартыненко Е.В. Отделом установления пенсий №1 принято решение от 15.09.2023г. об отказе в установлении страховой пенсии по старости. Ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа не менее 12 лет и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 21,0.
Отделом установления 1 Положение о порядке назначения и выплате государственных пенсий, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 пенсий №1, во изменение решения от 15.09.2023г., принято решение от 24.11.2023г. об отказе Мартыненко Е.В. в установлении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа не менее 12 лет и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 21,0.
Страховой стаж в соответствии с Законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ составляет 5 лет 3 месяца 25 дней. Страховой стаж с учетом применения норм части 8 статьи 13 Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ составляет 8 лет 2 месяца 10 дней. Величина индивидуального пенсионного коэффициента составила - 9,842.
В целях определения права на страховую пенсию по старости в страховой стаж засчитаны следующие периоды: с 01.09.1980г. по 15.07.1983г. - учеба в городском профтехучилище № 32 г.Кривой Рог (с применением части 8 статьи 13 Закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ); с 09.08.1983г. по 28.11.1983г. - работа с 26.12.1983г. по 29.02.1984г. - работа с 01.03.1986г. по 01.11.1987г. - работа с 02.11.1987г. по 30.06.1988г. - работа, с 01.07.1988г. по 31.12.1990г. - работа, как периоды работы на территории бывшего СССР, без истребования документа о периодах работы, учтенных при назначении пенсии на территории Украины, учитывая отсутствие возможности гражданам, являющимся получателями пенсии на территории Украины, самостоятельно представить документы, необходимые для назначения пенсии, а так же невозможность получения из компетентных органов Украины выплатных дел получателей пенсии.
При этом, при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента период работы с 19.08.1986г. по 18.02.1988г. выгоднее заменить совпадающим по времени периодом ухода за ребенком 19.08.1986г.р. (от даты рождения до достижения ребенком возраста года 6 месяцев).
Не принята к зачету копия свидетельства о рождении ребенка ДД.ММ.ГГГГ.р. V-КИ № от 02.09.1987г., поскольку согласно п. 54 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04 августа 2021г. № 53 8н, необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.
В страховой стаж не засчитаны следующие периоды: с 01.03.1984г. по 28.02.1986г. - работа, поскольку согласно записи №5 в трудовой книжке БТ-1 № 8686789 от 08.08.1983г. время работы в указанный период не засчитывается в стаж. Основание внесения записи в трудовую книжку - Пр.339/к от 03.03.1986г.; с 01.01.1991г. по 22.06.1993г., с 20.07.1994г. по 01.06.1998г., с 01.06.1998г. по 21.10.1998г., с 22.10.1998г. по 24.01.2008г., с 07.10.2008г. по 17.11.2008г. - работы; с 26.05.2008г. по 31.07.2008г., с 01.08.2008г. по 06.10.2008г.- получения пособия по безработице; 18.04.2008г. по 31.07.2008г. - переподготовки (обучения) (частично пересекается с периодом получения пособия по безработице), как периоды протекавшие на территории Украины после распада СССР, т. е. за пределами территории Российской Федерации. Международный договор в области пенсионного обеспечения между Украиной и Российской Федерацией отсутствует. Кроме того, включение в страховой стаж периодов обучения, протекавших после 01.01,2002г. действующим законодательством не предусмотрено.
Оценивая обоснованность заявленных требований, суд учитывает следующее.
Поскольку период обучения с 01.09.1980 по 15.07.1983 учтен ответчиком при повторном рассмотрении заявления истца, исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.
В соответствии с положениями статьи 66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 2 и ч. 3 ст. 8).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
20.12.2019 заключено Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, регулирующее отношение в сфере пенсионного обеспечения.
Статьей 12 данного Соглашения, установлено, что назначение и выплата пенсии осуществляется, в том числе следующем порядке: за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Так как спорные периоды с 09.08.1983 по 28.11.1983, с 26.12.1983 по 01.11.1987, с 01.11.1987 по 30.06.1988, с 01.07.1988 по 22.06.1993, 20.07.1994 по 01.06.1998, с 01.06.1998 по 21.10.1998, с 22.10.1988 по 24.01.2008, с 07.10.2008 по 17.11.2008 были отработаны до вступления настоящего Соглашения в силу, то в данном случае подлежат применению положения Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
13.03.1992 заключено Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту - Соглашение).
В силу ст. 5 настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
В соответствии со ст. 6 Соглашения, назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В случае если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Как указано ст. 11 Соглашения, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Как следует из Письма Министерства Социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.
С 30 июня 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 11.06.2022 N 175-ФЗ, который денонсировал Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное в городе Москве 13 марта 1992 года.
Переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако, вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Периоды работы истца подтверждаются данными трудовой книжки БТ-I №8686789. Записи в трудовые книжки внесены последовательно, без нарушения хронологии, исправлений не содержат, сомнений в подлинности не вызывают.
В связи с чем, периоды работы с 09.08.1983 по 28.11.1983, с 26.12.1983 по 01.11.1987, с 01.11.1987 по 30.06.1988, с 01.07.1988 по 22.06.1993, 20.07.1994 по 01.06.1998, с 01.06.1998 по 21.10.1998, с 22.10.1988 по 24.01.2008, с 07.10.2008 по 17.11.2008, указанные в трудовой книжке, подлежат включению в страховой стаж истца.
Согласно положениям п. 3 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 18 января 1996 года N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" лицам, обращающимся за назначением пенсии и имеющим наряду с регистрацией по месту жительства в России прописку по месту жительства на территории другого государства, назначение пенсии может быть произведено независимо от факта выписки с места жительства на территории другого государства. Однако при этом истребуются сведения о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства или о том, что пенсия не назначалась.
Мартыненко Е.В. имеет гражданство РФ, временную регистрацию с 15.06.2023 по 10.06.2028, что подтверждается данными свидетельства о регистрации по месту пребывания.
Учитывая, что ответчиком учтены периоды работы истца с 01.09.1980г. по 15.07.1983г. - учеба в городском профтехучилище №32 г.Кривой Рог (с применением части 8 статьи 13 Закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ); с 09.08.1983г. по 28.11.1983г. - работа с 26.12.1983г. по 29.02.1984г. - работа с 01.03.1986г. по 01.11.1987г. - работа с 02.11.1987г. по 30.06.1988г. - работа, с 01.07.1988г. по 31.12.1990г. - работа, как периоды работы на территории бывшего СССР, без истребования документа о периодах работы, учтенных при назначении пенсии на территории Украины, учитывая отсутствие возможности гражданам, являющимся получателями пенсии на территории Украины, самостоятельно представить документы, необходимые для назначения пенсии, а так же невозможность получения из компетентных органов Украины выплатных дел получателей пенсии, подлежат удовлетворению требования о включении следующих периодов работы: с 01.07.1988 по 22.06.1993, с 20.07.1994 по 01.06.1998, с 01.06.1998 по 21.10.1998, с 22.10.1988 по 24.01.2008, с 07.10.2008 по 17.11.2008.
Однако, периоды получения выплат по безработице с 26.05.2008 по 31.07.2008, с 01.08.2008 по 06.10.2008 не подлежат во включении в страховой стаж, поскольку установлено, что с 18.04.2008г. по 31.07.2008г. истец проходила переподготовку (обучение), период пересекается с периодом получения пособия по безработице), кроме того, периоды имели место на территории Украины после распада СССР, т. е. за пределами территории Российской Федерации. Международный договор в области пенсионного обеспечения между Украиной и Российской Федерацией в настоящее время отсутствует. Кроме того, включение в страховой стаж периодов обучения, протекавших после 01.01.2002г. действующим законодательством не предусмотрено.
Однако, в связи с тем, что истец является получателем пенсии на территории государства Украина, требования о признании решения незаконным не подлежат удовлетворению, как и не подлежат требования об обязании назначить пенсию.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Мартыненко Е. В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании решения об отказе в установлении незаконным, обязании включить периоды работы в страховой стаж и назначить страховую пенсию по старости - удовлетворить частично.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю обязанность включить в страховой стаж Мартыненко Е. В. периоды, приобретенные на территории Украины, указанные в трудовой книжке, а именно: периоды работы с 01.07.1988 по 22.06.1993, 20.07.1994 по 01.06.1998, с 01.06.1998 по 21.10.1998, с 22.10.1988 по 24.01.2008, с 07.10.2008 по 17.11.2008.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.
Судья К.М. Фойгель
Мотивированное решение изготовлено 26.01.2024.