Дело № 12-40/2022
Решение
14 сентября 2022 года г. Сольцы
Судья Солецкого районного суда Новгородской области Кулёва Н.В., Новгородская область, г. Сольцы, ул. Почтовая, д. 14,
с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Алексеева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения Солецкая центральная районная больница на постановление по делу об административном правонарушении от 1 августа 2022 года начальника отделения, старшего судебного пристава ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов УФССП России по Новгородской области Потоцкой А.Н., которым ГОБУЗ Солецкая ЦРБ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
установил:
Двенадцатого июля 2022 года составлен протокол № 85 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, согласно которому ГОБУЗ Солецкая ЦРБ, будучи обязанным по решению суда в срок до 31 декабря 2016 года оборудовать здание поликлиники по адресу: Новгородская область, г. Сольцы, пл. Победы, д. 5 установкой автоматической пожарной сигнализации, обеспечить здание поликлиники системой оповещения управления эвакуацией людей, провести ремонт на путях эвакуации. 5 июня 2017 года ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов возбуждено исполнительное производство № 7871/17/53015. В связи с неисполнением требований в установленный законом срок для добровольного исполнения ГОБУЗ Солецкая ЦРБ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, который учреждением оплачен в полном объёме. 26 ноября 2020 года ГОБУЗ Солецкая ЦРБ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ; 24 марта 2022 года ГОБУЗ Солецкая ЦРБ привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ. 10 марта 2022 года учреждению установлен новый срок для исполнения решения суда до 31 марта 2022 года. В ходе исполнительских действий 7 апреля 2022 года в 11:00 осуществлён выход в здание поликлиники, в ходе которого установлено, что решение суда исполнено частично, в здании установлена автоматическая пожарная сигнализация, здание обеспечено системой оповещения и управления эвакуацией людей; ремонт на путях эвакуации не закончен.
Постановлением начальника отделения, старшего судебного пристава ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов УФССП России по Новгородской области Потоцкой А.Н. от 1 августа 2022 года признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ГОБУЗ Солецкая ЦРБ обратилось в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, считая его незаконным и необоснованным. Полагает, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку в него внесены исправления, которые не заверены надлежащим образом, при этом о дате, времени и месте внесения изменений ГОБУЗ Солецкая ЦРБ не было уведомлено. Каких-либо документов, свидетельствующих о передаче исполнительного производства Бабановой Т.В., представлено не было. В протоколе и постановлении неверно указано наименование юридического лица. Выход в здание осуществлён 7 апреля 2022 года, однако акт осмотра в ГОБУЗ Солецкая ЦРБ не поступал, учреждение не было уведомлено о проведении данного выхода. Кроме того, установлено, что датой совершения административного правонарушения является 1 апреля 2022 года без указания времени и места совершения административного правонарушения, а датой выявления административного правонарушения - 7 апреля 2022 года. Также сделанные исполняющим обязанности главного врача Солецкая ЦРБ замечания при составлении протокола об административном правонарушении не были рассмотрены при вынесении постановления.
В судебном заседании законный представитель юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Алексеев В.А. жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней.
Выслушав законного представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Алексеева В.А., изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Как следует из постановления начальника отделения, старшего судебного пристава ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов Потоцкой А.Н. от 1 августа 2022 года основаниями для привлечения ГОБУЗ Солецкая ЦРБ к административной ответственности явились выводы о том, что должником - ГОБУЗ Солецкая ЦРБ не исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебном приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов административного дела следует, что на основании решения Солецкого районного суд Новгородской области от 21 июля 2016 года по делу № 2-621/2016 ГОБУЗ Солецкая ЦРБ обязано в срок до 31 декабря 2016 года оборудовать здание поликлиники установками автоматической пожарной сигнализации, обеспечить здание поликлиники системой оповещения и управления эвакуацией людей, провести ремонт на путях эвакуации с заменой горючих материалов в соответствии с законодательством о пожарной безопасности. На основании данного решения выдан исполнительный лист.
5 июня 2017 года возбуждено исполнительное производство.
Постановлением начальника отделения, старшего судебного пристава ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов Потоцкой А.Н. от 26 ноября 2020 года ГОБУЗ Солецкая ЦРБ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановлением начальника отделения, старшего судебного пристава ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов Потоцкой А.Н. от 24 марта 2022 года ГОБУЗ Солецкая ЦРБ привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлением начальника отделения, старшего судебного пристава ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов Потоцкой А.Н. от 10 марта 2022 года ГОБУЗ Солецкая ЦРБ установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31 марта 2022 года.
В соответствии с актом совершения исполнительных действий от 7 апреля 2022 года установлено, что решение суда исполнено частично; в здании поликлиники ГОБУЗ Солецкая ЦРБ установлена автоматическая пожарная сигнализация, здание оснащено системой эвакуации людей; не закончен ремонт на путях эвакуации.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу требований части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Таким образом, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются в числе прочего должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.
Как видно из представленных материалов, ГОБУЗ Солецкая ЦРБ вручена копия протокола № 85 об административном правонарушении от 12 июля 2022 года, составленного начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов УФССП России по Новгородской области Потоцкой А.Н. и подписанного и.о. начальника ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов Бабановой Т.В. В протоколе законный представитель юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, выражает несогласие с протоколом, в том числе ссылаясь на то, что должностное лицо, составившее протокол, и подписавшее протокол, различны.
13 июля 2022 года в адрес ГОБУЗ Солецкая ЦРБ поступила копия протокола с внесёнными в него изменениями в части указания должностного лица, составившего протокол.
В постановлении об административном правонарушении от 1 августа 2022 года начальник отделения - старший судебный пристав ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов УФССП России по Новгородской области Потоцкая А.Н. указывает на факт внесения изменений, а также на факт направления копии протокола в ГОБУЗ Солецкая ЦРБ с внесёнными изменениями.
В соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трёх дней со дня составления указанного протокола.
В силу положений приведённый выше норм изменение, дополнение сведений, ранее отражённых в протоколе об административном правонарушении, могут быть внесены в данный протокол в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени внесения соответствующих изменений, дополнений.
Иное толкование приведённых выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Несоблюдение указанных требований может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Между тем из материалов дела следует, что ГОБУЗ Солецкая ЦРБ не извещалось должностным лицом о времени и месте решения вопроса о внесении изменений в протокол об административном правонарушении.
Требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при внесении изменений в протокол об административном правонарушении должностным лицом выполнены не были, возможность своевременно реализовать гарантии защиты ГОБУЗ Солецкая ЦРБ не обеспечена.
В соответствии с п. 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
При этом, исходя из приведённых положений и правовой позицией, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», возвращение протокола возможно только при подготовке дела и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 названного Кодекса не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, поставившему протокол, по результатам рассмотрения дела.
Протокол об административном правонарушении, составленный с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечёт признание его недопустимым доказательством по делу, а потому он не мог быть использован должностным лицом при вынесении постановления о назначении административного наказания.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Допущенное нарушение требований названного Кодекса является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого начальником отделения, страшим судебным приставом ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов постановления.
По смыслу статей 29.1 и 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке статьи 30.7 названного Кодекса состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания и возвращения дела на новое рассмотрение; устранение допущенных нарушений на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно. Такая возможность по данному делу утрачена.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При указанных выше обстоятельствах, учитывая что в протокол об административном правонарушении были внесены изменения, о которых не было уведомлено лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, что влечёт признание протокола недопустимым доказательством, постановление начальника отделения, старшего судебного пристава ОСП Солецкого Волотовского и Шимского районов Потоцкой А.Н. от 1 августа 2022 года в отношении юридического лица - ГОБУЗ Солецкая ЦРБ о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания подлежит отмене, производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения Солецкая центральная районная больница удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении от 1 августа 2022 года начальника отделения, старшего судебного пристава ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов УФССП России по Новгородской области Потоцкой А.Н. о признании ГОБУЗ Солецкая ЦРБ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и назначении административного наказания отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.В. Кулёва
Решение
14 сентября 2022 года г. Сольцы
Судья Солецкого районного суда Новгородской области Кулёва Н.В., Новгородская область, г. Сольцы, ул. Почтовая, д. 14,
с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Алексеева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения Солецкая центральная районная больница на постановление по делу об административном правонарушении от 1 августа 2022 года начальника отделения, старшего судебного пристава ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов УФССП России по Новгородской области Потоцкой А.Н., которым ГОБУЗ Солецкая ЦРБ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
установил:
Двенадцатого июля 2022 года составлен протокол № 85 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, согласно которому ГОБУЗ Солецкая ЦРБ, будучи обязанным по решению суда в срок до 31 декабря 2016 года оборудовать здание поликлиники по адресу: Новгородская область, г. Сольцы, пл. Победы, д. 5 установкой автоматической пожарной сигнализации, обеспечить здание поликлиники системой оповещения управления эвакуацией людей, провести ремонт на путях эвакуации. 5 июня 2017 года ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов возбуждено исполнительное производство № 7871/17/53015. В связи с неисполнением требований в установленный законом срок для добровольного исполнения ГОБУЗ Солецкая ЦРБ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, который учреждением оплачен в полном объёме. 26 ноября 2020 года ГОБУЗ Солецкая ЦРБ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ; 24 марта 2022 года ГОБУЗ Солецкая ЦРБ привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ. 10 марта 2022 года учреждению установлен новый срок для исполнения решения суда до 31 марта 2022 года. В ходе исполнительских действий 7 апреля 2022 года в 11:00 осуществлён выход в здание поликлиники, в ходе которого установлено, что решение суда исполнено частично, в здании установлена автоматическая пожарная сигнализация, здание обеспечено системой оповещения и управления эвакуацией людей; ремонт на путях эвакуации не закончен.
Постановлением начальника отделения, старшего судебного пристава ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов УФССП России по Новгородской области Потоцкой А.Н. от 1 августа 2022 года признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ГОБУЗ Солецкая ЦРБ обратилось в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, считая его незаконным и необоснованным. Полагает, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку в него внесены исправления, которые не заверены надлежащим образом, при этом о дате, времени и месте внесения изменений ГОБУЗ Солецкая ЦРБ не было уведомлено. Каких-либо документов, свидетельствующих о передаче исполнительного производства Бабановой Т.В., представлено не было. В протоколе и постановлении неверно указано наименование юридического лица. Выход в здание осуществлён 7 апреля 2022 года, однако акт осмотра в ГОБУЗ Солецкая ЦРБ не поступал, учреждение не было уведомлено о проведении данного выхода. Кроме того, установлено, что датой совершения административного правонарушения является 1 апреля 2022 года без указания времени и места совершения административного правонарушения, а датой выявления административного правонарушения - 7 апреля 2022 года. Также сделанные исполняющим обязанности главного врача Солецкая ЦРБ замечания при составлении протокола об административном правонарушении не были рассмотрены при вынесении постановления.
В судебном заседании законный представитель юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Алексеев В.А. жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней.
Выслушав законного представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Алексеева В.А., изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Как следует из постановления начальника отделения, старшего судебного пристава ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов Потоцкой А.Н. от 1 августа 2022 года основаниями для привлечения ГОБУЗ Солецкая ЦРБ к административной ответственности явились выводы о том, что должником - ГОБУЗ Солецкая ЦРБ не исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебном приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов административного дела следует, что на основании решения Солецкого районного суд Новгородской области от 21 июля 2016 года по делу № 2-621/2016 ГОБУЗ Солецкая ЦРБ обязано в срок до 31 декабря 2016 года оборудовать здание поликлиники установками автоматической пожарной сигнализации, обеспечить здание поликлиники системой оповещения и управления эвакуацией людей, провести ремонт на путях эвакуации с заменой горючих материалов в соответствии с законодательством о пожарной безопасности. На основании данного решения выдан исполнительный лист.
5 июня 2017 года возбуждено исполнительное производство.
Постановлением начальника отделения, старшего судебного пристава ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов Потоцкой А.Н. от 26 ноября 2020 года ГОБУЗ Солецкая ЦРБ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановлением начальника отделения, старшего судебного пристава ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов Потоцкой А.Н. от 24 марта 2022 года ГОБУЗ Солецкая ЦРБ привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлением начальника отделения, старшего судебного пристава ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов Потоцкой А.Н. от 10 марта 2022 года ГОБУЗ Солецкая ЦРБ установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31 марта 2022 года.
В соответствии с актом совершения исполнительных действий от 7 апреля 2022 года установлено, что решение суда исполнено частично; в здании поликлиники ГОБУЗ Солецкая ЦРБ установлена автоматическая пожарная сигнализация, здание оснащено системой эвакуации людей; не закончен ремонт на путях эвакуации.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу требований части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Таким образом, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются в числе прочего должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.
Как видно из представленных материалов, ГОБУЗ Солецкая ЦРБ вручена копия протокола № 85 об административном правонарушении от 12 июля 2022 года, составленного начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов УФССП России по Новгородской области Потоцкой А.Н. и подписанного и.о. начальника ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов Бабановой Т.В. В протоколе законный представитель юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, выражает несогласие с протоколом, в том числе ссылаясь на то, что должностное лицо, составившее протокол, и подписавшее протокол, различны.
13 июля 2022 года в адрес ГОБУЗ Солецкая ЦРБ поступила копия протокола с внесёнными в него изменениями в части указания должностного лица, составившего протокол.
В постановлении об административном правонарушении от 1 августа 2022 года начальник отделения - старший судебный пристав ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов УФССП России по Новгородской области Потоцкая А.Н. указывает на факт внесения изменений, а также на факт направления копии протокола в ГОБУЗ Солецкая ЦРБ с внесёнными изменениями.
В соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трёх дней со дня составления указанного протокола.
В силу положений приведённый выше норм изменение, дополнение сведений, ранее отражённых в протоколе об административном правонарушении, могут быть внесены в данный протокол в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени внесения соответствующих изменений, дополнений.
Иное толкование приведённых выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Несоблюдение указанных требований может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Между тем из материалов дела следует, что ГОБУЗ Солецкая ЦРБ не извещалось должностным лицом о времени и месте решения вопроса о внесении изменений в протокол об административном правонарушении.
Требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при внесении изменений в протокол об административном правонарушении должностным лицом выполнены не были, возможность своевременно реализовать гарантии защиты ГОБУЗ Солецкая ЦРБ не обеспечена.
В соответствии с п. 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
При этом, исходя из приведённых положений и правовой позицией, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», возвращение протокола возможно только при подготовке дела и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 названного Кодекса не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, поставившему протокол, по результатам рассмотрения дела.
Протокол об административном правонарушении, составленный с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечёт признание его недопустимым доказательством по делу, а потому он не мог быть использован должностным лицом при вынесении постановления о назначении административного наказания.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Допущенное нарушение требований названного Кодекса является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого начальником отделения, страшим судебным приставом ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов постановления.
По смыслу статей 29.1 и 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке статьи 30.7 названного Кодекса состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания и возвращения дела на новое рассмотрение; устранение допущенных нарушений на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно. Такая возможность по данному делу утрачена.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При указанных выше обстоятельствах, учитывая что в протокол об административном правонарушении были внесены изменения, о которых не было уведомлено лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, что влечёт признание протокола недопустимым доказательством, постановление начальника отделения, старшего судебного пристава ОСП Солецкого Волотовского и Шимского районов Потоцкой А.Н. от 1 августа 2022 года в отношении юридического лица - ГОБУЗ Солецкая ЦРБ о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания подлежит отмене, производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения Солецкая центральная районная больница удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении от 1 августа 2022 года начальника отделения, старшего судебного пристава ОСП Солецкого, Волотовского и Шимского районов УФССП России по Новгородской области Потоцкой А.Н. о признании ГОБУЗ Солецкая ЦРБ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и назначении административного наказания отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.В. Кулёва