Дело № 2а-2587/2021
УИД 75RS0001-02-2021-002585-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2021 года г. Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Марковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Верховод Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите административное дело по административному исковому заявлению Главы муниципального района «Оловяннинский район» Антошкина А.В. к МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора об освобождении от взыскания исполнительского сбора № 22907/13/31/75,
УСТАНОВИЛ:
Глава муниципального района «Оловяннинский район» Антошкин А.В. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении Администрации МР «Оловяннинский район» в адрес администрации не поступало. Со стороны администрации отсутствует виновное не исполнение в срок для добровольного исполнения исполнительного документа. В бюджете муниципального района финансовых средств для исполнения решения не имеется по причине дефицита источников финансирования. Исполнить решение самостоятельно, без финансовых средств в бюджете невозможно. Кроме того, 01.01.2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.02.20212 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» согласно, которому полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены к полномочиям субъекта РФ. Таким образом, внесенные изменения, дополнения федеральным законом распространяются на правоотношения, возникшие до его вступления в законную силу, то есть распространяются в отношении детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые не реализовали до настоящего времени свое право на предоставление жилого помещения. Приобретение и предоставление жилого помещения за счет средств бюджета муниципального района определяется как нецелевое использование бюджетных средств.
Представитель по доверенности администрации МР «Оловяннинский район» в зал суда не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие. Исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить в полном объеме.
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю, надлежаще извещенные в зал суда не явились, причину не явки не сообщили.
Межрайонный отдел по ОВИП УФССП по Забайкальскому краю, Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по ОВИП УФССП по Забайкальскому краю Феофанова С.С., заинтересованное лицо Х.М.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Согласно ст. 16 Кодекса административного судопроизводства РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 2, 4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Материалами дела установлено, что на исполнении в Межрайонном отделе по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю находятся исполнительное производство №22907/13/31/75, возбужденное в отношении Администрации МР «Оловяннинский район» на основании исполнительного документа, выданного на основании решения Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 27.10.2010г.
Предметом исполнения исполнительного производства №22907/13/31/75 является: обязать выделить из бюджета МР «Оловяннинский район» за счет средств субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края, денежные средства в размере 319628,1 руб., для приобретения жилого помещения Х.М.А. и направить указанные средства в бюджет сельского поселения «Безречинское».
Материалами дела также подтверждается, что 31.03.2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю в рамках исполнительного производства№ 22907/13/31/75 было вынесено постановление о взыскании с Администрации МР «Оловяннинский район» исполнительский сборов размере 5000 руб. в связи с неисполнением требований исполнительных документов в добровольном порядке в установленный срок; В соответствии с ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).
Частью 6 статьи 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом ч. 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
Как усматривается из содержания постановления судебного пристава-исполнителя, его принятие было вызвано тем, что административным истцом в добровольном порядке в установленный срок не было исполнено решение суда.
Факт неисполнения требований исполнительного документа административным истцом не оспаривался.
Довод административного истца о том, с января 2013 года полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и при отсутствии соответствующего финансирования обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, за счет средств местного бюджета на органах местного самоуправления не лежит, судом отклоняется, поскольку решением суда на Администрацию муниципального района возложена обязанность по выделению из бюджета муниципального образования за счет средств субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края.
Вместе с тем, как установлено материалами дела, решение суда Администрацией МР «Оловяннинский район» не исполнено по не зависящим от последнего обстоятельствам, так как денежные средства на обеспечение в жилье не выделялись. Исполнение требований исполнительного документа за счет перераспределения финансовых средств из других расходных статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, не допускается Бюджетным Кодексом РФ. В деле представлены доказательства тому, что кредиторская задолженность по местному бюджету муниципального района по состоянию на 1 марта 2021 года составляет 46730,8 тыс. руб.
Вышеизложенное указывает на отсутствие бездействия со стороны должника по исполнительным производствам.
Каких-либо доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требования исполнительных листов, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено, ответчиком не представлено.
При наличии вышеуказанных объективно непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленные сроки, суд приходит к выводу об отсутствии вины административного ответчика в неисполнении требования исполнительных документов в установленный срок, что дает основание для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Освободить Администрацию муниципального района «Оловяннинский район» от взыскания исполнительского сбора установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю от 31.03.2021 года в рамках исполнительного производства №22907/13/31/75 в размере 5 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Читы.
Судья О.А. Маркова