Решение по делу № 33-9494/2022 от 01.09.2022

Судья: Монастырная Н.В.

Докладчик:     Бутырин А.В.

Дело №2-1183/2022

Дело №33-9494/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д ЕЛ Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего       Зуевой С.М.,

судей                                Бутырина А.В., Плужникова Н.М.,

с участием прокурора             Федосеева С.С.,

при секретаре                Токаревой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке в городе Новосибирске 21 октября 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе АЮ на решение Ленинского районного суда г.Новосибирска от 30 июня 2022 года, которым оставлен без удовлетворения иск АЮ к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области, командующему Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации о признании приказа, действий незаконными, восстановлении на службе.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Бутырина А.В., выслушав объяснения представителя истца АЮРГ, представителя ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области – ЛГ, представителя ответчика командующего Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации Варакиной О.П., судебная коллегия

установила:

Первоначально АЮ ДД.ММ.ГГГГ обратился в Новосибирский гарнизонный военный суд с административным иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Новосибирской области об оспаривании приказа о расторжении контракта и увольнении с военной службы (т.1 л.д. 1-6), указав в обоснование своих требований, что ДД.ММ.ГГГГ ему, майору полиции Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Новосибирской области, была вручена выписка из приказа начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ л/с, о том, что с ним, с бывшим начальником связи и радиотехнического обеспечения - бортовым оператором штаба авиационного отряда специального назначения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области, находящимся в распоряжении Управления, по п.11 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ « О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в войсках национальной гвардии, замещаемой сотрудником), ДД.ММ.ГГГГ расторгнут контракт и он уволен со службы.

С приказом об увольнении он не согласен.

В данном приказе не указан закон, послуживший основанием для увольнения в связи с сокращением должности в войсках национальной гвардии, чем нарушено его право на получение информации законным способом.

В Указе Президента РФ от 19.06.2020 № 286дсп «О переводе сотрудников авиационных отрядов специального назначения Российской Федерации на военную службу в особом порядке» указано в первую очередь назначать сотрудников попадающих под организационно-штатные мероприятия (ОШM) на любую вакантную должность в подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации без аттестации, без проверок, о чем ДД.ММ.ГГГГ и повторно ДД.ММ.ГГГГ на личном приеме по вопросу прохождения военной службы на военных должностях войск национальной гвардии, он сообщил командующему Сибирским округом войск национальной гвардии РФ, который на основании его доводов о том, что имеются пять вакантных военных должностей, в том числе, военная должность в качестве помощника начальника службы ГСМ в <адрес>, а также в связи с его желанием служить на военных должностях в войсках национальной гвардии и подачей рапорта, дал поручение направить запросы и предоставить ответ в письменной форме по существу поставленных в обращении вопросов.

В связи с чем, за исх. от 18.06.2021 начальник отдела кадров Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации направил запрос об имеющихся вакантных должностях и о размещении находящегося в распоряжении сотрудника полиции без запроса об имеющихся вакантных военных должностях с учетом его опыта, стажа военной службы и специального образования.

При этом, несмотря на его обращения от 09.03.2021 и от 17.06.2021 на имя начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Новосибирской области о желании служить на военной должности, а также на должности сотрудника, с просьбой предложить должности в звании капитан в должности начальников служб, помощника начальника служб, начальников групп, в звании майора, он готов был к рассмотрению любых предложений в войсках национальной гвардии РФ с учетом большой продолжительности стажа службы (выслуги лет), специальности, приобретенной за время службы в МВД России, в Росгвардии, но не был переведен и не был назначен на вакантную должность в подразделении войск национальной гвардии Российской Федерации в строгом соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 286дсп от 19.06.2020.

Таким образом, нарушено его право на прохождение военной службы на военной должности или прохождение службы в качестве сотрудника в войсках национальной гвардии Российской Федерации с учетом его опыта военной службы, службы в МВД России, специального образования и желания служить в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ он был уведомлен о прекращении или расторжении контракта от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ, он зачислен в распоряжение Управления на срок не более двух месяцев, с ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Но в действительности с момента зачисления в распоряжении до момента увольнения он находился в распоряжении свыше семи месяцев.

При таких обстоятельствах была нарушена процедура увольнения, что является основанием для признания приказа о расторжении контракта и об увольнении со службы незаконным.

Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлено учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т. д.), обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.

Истец является многодетным отцом, что не было учтено начальником Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Новосибирской области при расторжении контракта и увольнении со службы в связи с сокращением должности в войсках национальной гвардии РФ.

При таких обстоятельствах приказ о расторжении контракта и об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ л/с является незаконным.

ДД.ММ.ГГГГ истец был уведомлен о прекращении или расторжении контракта от ДД.ММ.ГГГГ, но до ДД.ММ.ГГГГ, то есть свыше двух с половиной месяцев до момента нахождения в распоряжении с ним не была проведена беседа о разъяснении гарантий, праве на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, что подтверждает лист беседы от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, ему не было разъяснено право подать рапорт по команде, как увольняемому с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями не позднее десяти календарных дней с даты поступления приказа (выписки из приказа) о проведении организационно-штатных мероприятий в Управление (организацию) и ознакомления с ним военнослужащего.

При таких обстоятельствах был нарушен порядок оформления документов, что является основанием для признания приказа о расторжении контракта и об увольнении со службы незаконным.

Просил признать незаконным приказ начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ л/с «О расторжении контракта и увольнении со службы» майора полиции АЮ - бывшего начальника связи и радиотехнического обеспечения - бортового оператора штаба авиационного отряда специального назначения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации но Новосибирской области.

Определением Новосибирского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 81-82) административное дело по административному иску АЮ к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области об оспаривании приказа о расторжении контракта и увольнении с военной службы передано для рассмотрения в Ленинский районный суд г.Новосибирска.

Административному делу присвоен

Апелляционным определением 2-го Восточного окружного военного суда от 10.11.2021 указанное определение Новосибирского военного гарнизонного суда от 23.08.2021 оставлено без изменения (т.1 л.д. 116-119).

Кассационным определением Кассационного военного суда от 26.01.2022 (т.1 л.д. 161-164) определение Новосибирского гарнизонного военного суда от 23.08.2021, апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 10.11.2021 оставлены без изменения.

Определением Ленинского районного суда г.Новосибирска от 02.12.2021 (т.1 л.д. 126-127) осуществлен переход к рассмотрению настоящего дела в порядке гражданского судопроизводства.

Гражданскому делу присвоен .

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования (т.1 л.д. 249, т.3 л.д. 2-3), просил:

- отменить приказ начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ л/с «О расторжении контракта и увольнении со службы» майора полиции АЮ - бывшего начальника связи и радиотехнического обеспечения - бортового оператора штаба авиационного отряда специального назначения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области;

- обязать начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области восстановить его на службе в Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, выплатить ему денежное содержание в полном объеме за все время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на службе включительно.

Кроме того, АЮ ДД.ММ.ГГГГ обратился в Ленинский районный суд г.Новосибирска с иском к командующему Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации о признании бездействия, приказа незаконным, восстановлении на службе (т. 2 л.д. 2-9), указав в обоснование своих требований, что ДД.ММ.ГГГГ Федеральная служба войск национальной гвардии РФ в лице командующего Сибирским <адрес>ом войск национальной гвардии Российской Федерации и он заключили контракт о прохождении службы в Федеральной службе войск национальной гвардии в должности начальника связи и радиотехнического обеспечения - бортового оператора штаба авиационного отряда специального назначения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>, на неопределенный срок.

ДД.ММ.ГГГГ приказом Командующего Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации л/с он, майор полиции АЮ назначен на должность с 01.10.2016 в авиационный отряд специального назначения начальником связи и радиотехнического обеспечения - бортовым оператором штаба авиационного отряда специального назначения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области.

ДД.ММ.ГГГГ ему была вручена выписка из приказа начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ л/с о расторжении контракта и увольнении со службы на основании приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ с/ч.

Не согласившись с приказом о расторжении контракта и увольнении со службы, он подал жалобу командующему Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации об отмене приказа начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области о расторжении контракта и увольнении со службы, о восстановлении в должности в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и о переводе на военную службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации с присвоением соответствующего воинского звания.

Командующий Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации не отменил приказ начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области «О расторжении контракта и увольнении со службы» от ДД.ММ.ГГГГ л/с, не восстановил его в должности в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и не перевел на военную службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации с присвоением соответствующего воинского звания.

Бездействие командующего Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации является незаконным.

Согласно п.7 раздела 1 Приложения 2 к приказу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , увольнение сотрудников со службы в войсках национальной гвардии производится начальниками (руководителями), которым в соответствии с разделом II настоящего Порядка предоставлены полномочия по назначению на должности старшего начальствующего состава.

Согласно п.13 Положения командующий округом является прямым начальником личного состава оперативно-территориального объединения, подчиненных территориальных органов, подразделений и организаций.

Согласно п.8.3 раздела 2 приказа, командующий округом войск национальной гвардии назначает сотрудников, находящихся в его прямом подчинении, на должности старшего начальствующего состава.

Истец назначен на должность приказом командующего Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ л/с.

При этом из п.8.4 раздела 2 приказа следует, что начальник территориального органа Росгвардии назначает на должность, за исключением должностей, назначение на которые производится командующим округом.

Таким образом, нарушен порядок его увольнения.

В результате бездействия командующего Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации, выразившимся в отказе отменить приказ начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ л/с «О расторжения контракта и увольнении со службы» нарушены его права, свободы и законные интересы.

Служба в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации в указанной должности являлась основным местом службы, работы, основным источником дохода семьи и смыслом его жизни, поскольку службу он начал проходить с Суворовского военного училища.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ дсп «О переводе сотрудников авиационного отряда специального назначения Российской Федерации в особом порядке», начальник Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области с начальником отдела кадров Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области не назначили его в первую очередь на любую вакантную должность в подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации без аттестации, без проверок, а вместо этого неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) уведомляли о расторжении контракта и об увольнении со службы, а ДД.ММ.ГГГГ уведомили о переводе в распоряжение (через 1 год и 4 месяца после первого уведомления и через 2,5 месяца после второго уведомления о расторжении контракта и увольнении со службы).

ДД.ММ.ГГГГ командующий Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации издал распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ и направил в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области телеграмму от ДД.ММ.ГГГГ № НР.2335, в связи с планируемым переводом на военную службу сотрудников авиационных отрядов специального назначения войск национальной гвардии требовал проанализировать план использования основных и дополнительных отпусков личного состава данных подразделений в 2019 году, исключить создание задолженностей по отпускам.

ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела кадров Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области уведомил его о прекращении или расторжении контракта о прохождении службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации в связи с сокращением должности начальника связи и радиотехнического обеспечения - бортового оператора штаба авиационного отряда специального назначения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области, замещаемой сотрудником, на основании Распоряжения Командующего Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец не был переведен на военную службу.

ДД.ММ.ГГГГ его повторно уведомил начальник отдела кадров Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области о прекращении или расторжении контракта о прохождении службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации и увольнении со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, но уже по другим основаниям (приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

ДД.ММ.ГГГГ он был уведомлен о том, что выведен в распоряжение Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области.

ДД.ММ.ГГГГ и повторно ДД.ММ.ГГГГ он сообщил на личном приеме командующему Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации, что изъявляет желание служить в войсках национальной гвардии Российской Федерации на военных должностях, ДД.ММ.ГГГГ подал рапорт о переводе и назначении на воинскую должность, ответ на рапорт не получил, при этом, не переведен на военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и ему в установленном порядке не присвоено соответствующее воинское звание.

В результате он не получил ответы в письменной форме после личного приема командующим Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и на рапорт от ДД.ММ.ГГГГ о переводе и о назначении на воинскую должность.

ДД.ММ.ГГГГ с ним расторгнут контракт и он уволен со службы.

Просил признать незаконным бездействие командующего Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации, обязать командующего Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации отменить приказ начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ л/с «О расторжении контракта и увольнении со службы» майора полиции АЮ - бывшего начальника связи и радиотехнического обеспечения - бортового оператора штаба авиационного отряда специального назначения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области, восстановить его на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и выплатить денежное содержание с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, перевести его на военную службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и присвоить соответствующее воинское звание.

Гражданскому делу присвоен .

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования (т.2 л.д. 148), просил:

- признать незаконным решение командующего Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении жалобы от ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать командующего Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации отменить приказ начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ л/с «О расторжении контракта и увольнении со службы» с майором полиции АЮ - бывшим начальником связи и радиотехнического обеспечения - бортовым оператором штаба авиационного отряда специального назначения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области, перевести его на военную службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и присвоить соответствующее воинское звание.

ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело и гражданское дело объединены в одно производство, объединенному гражданскому делу присвоен (л.д. 41 оборот).

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился истец АЮ в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение.

В жалобе указал, что в нарушение ч.2 ст.195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд в обоснование своего решения сослался на доказательства, которые не были исследованы в судебном заседании, а именно – запросы Управления в отношении истца, которые истец просил истребовать у ответчиков. Вместе с тем, суд делает вывод о том, что такие запросы направлялись Управлением с приложением справки-объективки на истца.

Указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, отмечая, что в нарушение п.1 ч.3 ст.36 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» истцу предлагались вакантные должности без учета уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел и без его 20-летнего опыта работы по специальности или иные должности в органах внутренних дел, поскольку в представленных ответах из подразделений Центрального, Уральского округов и Главного управления авиации Росгвардии следует об отсутствии вакантной только сокращаемой должности, а о наличии иных должностей информация не предоставлена. Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ Главного управления кадров Росгвардии следует предложение прохождения службы с сохранением оклада по ранее замещаемой должности, но в данном ответе не указана вакантная должность с учетом уровня квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел.

Полагает, что судом не приведены мотивы, по которым суд отверг доводы и доказательства истца о том, что Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от ДД.ММ.ГГГГ подлежал официальному опубликованию, поскольку затрагивает права, свободы и обязанности человека гражданина, в связи с чем, нельзя признать законным Приказ начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О расторжении контракта и увольнении на службе». На основании изложенного, по мнению апеллянта, командующий Сибирским округом войск национальной гвардии РФ должен был отменить указанный приказ.

По мнению истца, судом не дана надлежащая оценка доводам иска о том, что в нарушение Указа Президента РФ от 19.09.2020 дсп начальник Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Новосибирской области не назначил истца в первую очередь на любую вакантную должность, а вместо этого неоднократно, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, уведомил истца о расторжении контракта, в результате чего ДД.ММ.ГГГГ контракт с истцом был расторгнут и истец был уволен со службы. Вместе с тем, Командующий Сибирским округом войск национальной гвардии РФ, имеющий соответствующие полномочия по отмене незаконного Приказа, его не отменил, что свидетельствует об его незаконном бездействии.

Отмечает, что ходатайствовал перед судом об истребовании текста Указа Президента РФ от 19.09.2020 №286дсп «О переводе сотрудников авиационного отряда специального назначения РФ в особом порядке», однако суд отказал в удовлетворении указанного ходатайства, что является нарушением ст.ст. 2, 12, 57 ГПК РФ.

Ссылаясь на доводы иска и отмечая, что ответчик при рассмотрении дела в суде первой инстанции отрицал факт поступления вышеуказанного Указа Президента РФ в Сибирский федеральный округ войск национальной гвардии, истец просит приобщить к материалам дела доказательство обратного – ответ от ДД.ММ.ГГГГ из Главного управления кадров Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.

Рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Подп. «б» п.9 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» предусмотрено, что до вступления в силу соответствующего федерального закона на лиц, имеющих специальные звания, переведенных в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, распространяются положения Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений, законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении распространяются положения Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за исключением положений ч.4 ст.10, п. 21 ч.1, ч.ч. 2 и 3 ст.11, ч.2 ст.12, ч.3 ст.13, ст.76 указанного Федерального закона.

В соответствии с разъяснениями, данными 15.11.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в п.14 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба), при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. В противном случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с п.11 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел.

Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения.

При этом сохраняются установленные данным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (ч.9 ст.36 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, после уведомления о сокращении и увольнении со службы решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в соответствии со ст. 30 Закона о службе либо о расторжении с ним контракта в соответствии со ст. 82 Закона о службе (ч.18 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Таким образом, контракт с сотрудником органа внутренних дел подлежит расторжению по п.11 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником), если сотрудник был уведомлен о расторжении контракта не позднее, чем за два месяца до увольнения, отсутствует возможность перевода сотрудника с учетом уровня его квалификации, образования, стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет), стажа (опыта) работы по специальности на другую должность или сотрудник органа внутренних дел отказался от перевода на другую должность.

При этом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальный орган или подразделение законом возложена обязанность предлагать сотруднику имеющиеся у него и отвечающие указанным выше требованиям вакантные равнозначные замещаемой сотрудником органов внутренних дел должности или нижестоящие должности.

Обязанности предлагать сотруднику органов внутренних дел, в случае сокращения замещаемой им должности, все имеющиеся в распоряжении органа внутренних дел вакантные должности, включая вышестоящие должности, законом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение не возложено, что соответствует положениям ст.75 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", закрепляющей принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел.

Перевод сотрудника органа внутренних дел на вышестоящую должность, в том числе в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности, является правом, а не обязанностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

При этом такой перевод осуществляется в порядке, предусмотренном ч.3 ст.30 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 1 марта 2017 года N 3-П и от 12 января 2018 года N 2-П, Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливая возможность сокращения должностей, замещаемых сотрудниками органов внутренних дел, определяет для таких случаев и особенности прохождения службы сотрудниками, должности которых подлежат сокращению.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 9 марта 2017 года N 357-О, в системе действующего правового регулирования обеспечивается возможность - при наличии соответствующих вакантных должностей - продолжения сотрудником органов внутренних дел, должность которого подлежит сокращению, службы на равноценной или нижестоящей должности, избранной с учетом его квалификации, образования и стажа (опыта) работы по специальности.

Конституционный Суд указал, что положения части 7 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ носят гарантийный характер, обеспечивая - при наличии соответствующих вакантных должностей - возможность продолжения сотрудником органов внутренних дел, должность которого подлежит сокращению, службы на должности, предоставленной ему с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности, т.е. на равноценной или нижестоящей должности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, майор полиции АЮ. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника связи и радиотехнического обеспечения - бортового оператора штаба АОСН Главного управления МВД России по Новосибирской области.

В соответствии с приказом Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ образовано Управление Росгвардии по Новосибирской области (далее Управление), в состав которого включен указанный авиационный отряд специального назначения.

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ л/с майор полиции АЮ с ДД.ММ.ГГГГ переведен для дальнейшего прохождения службы в распоряжение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а затем, в соответствии с приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ л/с (т.2 л.д. 15) назначен на должность начальника связи и радиотехнического обеспечения - бортового оператора штаба АОСН Управления, с ним заключен контракт о прохождении службы ы Федеральной службе войск национальной гвардии (т.2 л.д. 14).

ДД.ММ.ГГГГ АЮ на основании приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ был уведомлен о предстоящем прекращении или расторжении контракта прохождении службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации и увольнении со службы в соответствии с ч.1 ст.85 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закона о службе), согласно которой расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя и увольнение со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному п.п. 5, 8, 9, 11, 12 или 13 ч.2 ст. 82 Закона о службе, допускаются при условии уведомления об этом сотрудника органов внутренних дел в срок, установленный ч.2 ст.82 Закона о службе (не ранее, чем через два месяца со дня уведомления о расторжении контракта) (т.1 л.д. 15-16, л.д. 185).

Выписка из указанного приказа доведена до истца, что подтверждается его личной подписью в ведомости доведения личному составу приказа о проведении организационно-штатных мероприятий (т.1 л.д. 186-187).

В соответствии с абз.19 распоряжения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -Р «О реализации отдельных мероприятий по приему на военную службу» с истцом ДД.ММ.ГГГГ проведена беседа с предложением поступить на военную службу по контракту с назначением на воинскую должность начальника штаба авиационного отряда специального назначения (на вертолетах Ми-8) г.Омск 10 отдельной смешанной авиационной эскадрильи войск национальной гвардии Российской Федерации (предельное воинское звание по должности «старший лейтенант», 11 тарифный разряд), с присвоением воинского звания «майор», соответствующего имеющемуся специальному званию «майор полиции».

От предложенной воинской должности АЮ отказался, что подтверждается его личной подписью в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 191).

Кроме того, истец был уведомлен, что, в случае его отказа от перевода на военную службу, ему будут предложены иные должности, которые подлежат замещению сотрудниками, а в случае его отказа и от них – он будет зачислен в распоряжение Управления войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области для последующего увольнения в связи с сокращением замещаемой должности.

ДД.ММ.ГГГГ составлена беседа с АЮ, на которой ему разъяснены основания для расторжения контракта, социальные гарантии, положения нормативных актов о пенсионном обеспечении, истец письменно выразил свое несогласие с увольнением (т.1 л.д. 188-190).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес командующего Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации направлен запрос о наличии вакантных должностей с приложением справки-объективки в отношении АЮ (т.1 л.д. 192).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области истцу предложены следующие вакантные должности:

    - начальник группы материально-технического обслуживания авиационного отряда специального назначения (на вертолетах Ми-8) г.Кызыл, «капитан», 14 тарифный разряд;

    - начальник группы материально-технического обслуживания авиационного отряда специального назначения (на вертолете Ми-8) г.Абакан, «капитан», 14 тарифный разряд.

ДД.ММ.ГГГГ АЮ от предложенных должностей отказался (т.1 л.д. 193).

ДД.ММ.ГГГГ АЮ был уведомлен о зачислении в распоряжение Управления войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области (далее – Управление), с данным приказом АЮ ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ с истцом проведена беседа, в ходе которой ему разъяснены, как основания для зачисления в распоряжение Управления, срок нахождения в распоряжении, так и социальные гарантии (т.1 л.д. 14).

В тот же день АЮ были предложены следующие вакантные должности:

- инспектор отдела контроля за частной охранной деятельностью центра лицензионно-разрешительной работы Управления, «капитан полиции», 20 тарифный разряд (г. Новосибирск);

- инспектор отдела государственного контроля Управления, «капитан полиции», 20 тарифный разряд (г. Новосибирск);

- инспектор отделения лицензионно-разрешительной работы (по Каргатскому, Убинскому и Чулымскому районам) г.Каргат, «старший лейтенант полиции», 15 тарифный разряд (место дислокации г. Чулым Новосибирской области);

- инспектор отделения лицензионно-разрешительной работы (по Искитимскому, Маслянинскому, Сузунскому и Черепановскому районам) г. Искитим, «старший лейтенант полиции», 15 тарифный разряд (место дислокации г. Искитим Новосибирской области);

- инспектор отделения лицензионно-разрешительной работы отделения лицензионно-разрешительной работы (по Куйбышевскому, Барабинскому, Здвинскому и Северному районам) г.Куйбышев, «старший лейтенант полиции», 15 тарифный разряд (место дислокации с. Северное Новосибирской области).

АЮ от предложенных должностей отказался (т.1 л.д. 8, л.д. 194).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес командующего Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации направлен запрос о наличии вакантных должностей с приложением справки-объективки, копии дипломов в отношении АЮ ((т.1 л.д. 10-11, л.д. 195).

ДД.ММ.ГГГГ истец был ознакомлен со списком вакантных должностей подразделений Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации, подлежащих замещению сотрудниками, и уведомлением Управления Росгвардии по Новосибирской области об имеющихся вакантных должностях (т.1 л.д. 196-199), указал, что на момент ознакомления решение принять не может в связи с необходимостью обдумать данное предложение до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец рапортом на имя начальника Управления сообщил, что им принято решение об отказе от назначения на предложенные должности в связи с несоответствием звания и тарифного разряда имеющимся у него, а также его военно-учетным специальностям и специальности, приобретенной в период службы в органах внутренних дел Российской Федерации и войсках национальной гвардии Российской Федерации, указал, что рассмотрит должности военнослужащих и сотрудников, соответствующих его званию, что он желает служить в рядах войск национальной гвардии Российской Федерации, как на должностях военнослужащих, так и сотрудников с предельным званием не ниже «майор» (т.1 л.д. 13, л.д. 200).

ДД.ММ.ГГГГ истец представил рапорт с просьбой рассмотреть возможность его размещения, перевода на военную службу, в подразделения, соединения, воинские части, территориальные органы, расположенные на территории Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации, просил предложить имеющиеся вакантные должности в звании «капитан» из категории начальников служб и их помощников, а также начальников групп, указал, что готов рассмотреть любые должности с предельным воинским званием «майор», в звании «подполковник» готов рассмотреть должности на территории всей Российской Федерации (т.1 л.д. 12, л.д. 201).

В целях решения вопроса о возможности дальнейшего прохождения службы истцом Управлением в адрес командующего округом направлено письмо с соответствующим запросом (от ДД.ММ.ГГГГ ) (т.1 л.д. 202).

По итогам последующей работы, организованной Управлением во взаимодействии с Главным управлением кадров Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, на основании писем, поступивших от руководителей структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также командующих округов войск национальной гвардии Российской Федерации, АЮ предложены вакантные должности, от которых он отказался, объясняя это несоответствием предельных званий по этим должностям фактически имеющемуся у него.

Так, ДД.ММ.ГГГГ исх. Главным управлением связи Росгвардии, сообщено, что вакантные должности отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ АЮ с указанной информацией ознакомлен (т.1 л.д. 208).

ДД.ММ.ГГГГ исх. Главным управлением авиации предложена должность начальника связи и радиотехнического обеспечения авиационного отряда специального назначения по Республике Тыва войсковой части 3453 (г. Иркутск) Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ АЮ от предложенной должности отказался (т.1 л.д. 207).

ДД.ММ.ГГГГ исх. Управление Уральского округа войск национальной гвардии Российской Федерации сообщено, что вакантные должности отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ АЮ с указанной информацией ознакомлен (т.1 л.д. 206).

ДД.ММ.ГГГГ исх. Управлением Центрального Оршанско-Хинганского Краснознаменного округа войск национальной гвардии сообщено, что вакантные должности отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ АЮ с указанной информацией ознакомлен (т.1 л.д. 203).

ДД.ММ.ГГГГ исх. Управление Приволжского округа воск национальной гвардии Российской Федерации сообщено, что вакантные должности отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ АЮ с указанной информацией ознакомлен (т.1 л.д. 205).

ДД.ММ.ГГГГ исх. Департаментом техники и вооружения Росгвардии сообщено, что вакантные должности по направлению деятельности ДтиВ Росгвардии отсутствуют, были предложены вакантные должности в Управлении Росгвардии по Иркутской области:

- старший инспектор по особым поручениям отделения организационно-методического обеспечения ЦЛРР Управления Росгвардии по Иркутской области, «майор полиции», 24 тарифный разряд;

- старший инспектор по ОЛРР по г. Иркутску и Иркутскому району Управления Росгвардии по Иркутской области, «капитан полиции», 17 тарифный разряд (т.1 л.д. 209).

ДД.ММ.ГГГГ исх. Управлением Южного округа войск национальной гвардии предложена вакантная должность главного специалиста пункта централизованной охраны отдела вневедомственной охраны по г. Астрахань - филиала ФГУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Астраханской области», «майор полиции», 19 тарифный разряд.

От предложенных должностей АЮ отказался (т.1 л.д. 204).

ДД.ММ.ГГГГ исх. Управлением Северо-Западного ордена Красной Звезды округа войск национальной гвардии Российской Федерации сообщено, что вакантные должности отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ АЮ с указанной информацией ознакомлен (т.1 л.д. 211).

ДД.ММ.ГГГГ исх. Главным управлением кадров Росгвардии АЮ предложено дальнейшее прохождение службы в должности (с сохранением оклада по ранее замещаемой должности):

- старшего инспектора по особым поручениям отделения организаций методического обеспечения ЦЛРР Управления Росгвардии по Иркутской области, «капитан полиции», 24 тарифный разряд;

- старшего инспектора по ОЛРР по г. Иркутску и Иркутскому району Управления Росгвардии по Иркутской области, «капитан полиции», 17 тарифный разряд.

Предложено также рассмотреть вопрос приема на военную службу и назначения на воинскую должность начальника связи и радиотехнического обеспечения АОСН по <адрес> войсковой части 3453 Сибирского округа войск национал гвардии Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ от предложенных должностей АЮ отказался (т.1 л.д. 210).

ДД.ММ.ГГГГ истец ознакомлен с уведомлением Управления Росгвардии Новосибирской области, что срок его нахождения в распоряжении истекает ДД.ММ.ГГГГ.

Также АЮ были предложены вакантные должности:

- специалист отделения эксплуатации привязных аэростатов отдела эксплуатации беспилотных летательных аппаратов и привязных аэростатов, «старший лейтенант полиции», 20 тарифный разряд;

- старший инспектор отделения лицензионной работы отдела лицензионно-разрешительной работы (по г.Новосибирску и р.п. Кольцово) г.Новосибирск, «старший лейтенант полиции», 15 тарифный разряд;

- инспектор отделения лицензионной работы отдела лицензионно-разрешительной работы (по г.Новосибирску и р.п.Кольцово) г.Новосибирск, «старший лейтенант полиции», 15 тарифный разряд;

- старший инспектор отделения разрешительной работы отдела лицензионно-разрешительной работы (по г.Новосибирску и р.п.Кольцово) г.Новосибирск, «капитан полиции», 17 тарифный разряд;

- инспектор отделения лицензионно-разрешительной работы (по Искитимскому, Маслянинскому, Сузунскому и Черепановскому районам) г.Искитим, «старший лейтенант полиции», 15 тарифный разряд;

- инспектор отделения лицензионно-разрешительной работы (по Куйбышевскому, Барабинскому, Здвинскому и Северному районам) г. Куйбышев, «старший лейтенант полиции», 15 тарифный разряд;

- инженер отдела организации, внедрения и эксплуатации инженерно-технических средств охраны и безопасности ФГКУ «УВО ВНГ России по Новосибирской области», «старший лейтенант полиции», 20 тарифный разряд;

- старший инженер пункта централизованной охраны Октябрьского ОВО по г.Новосибирску - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Новосибирской области», «капитан полиции», 17 тарифный разряд;

- командир 2 взвода роты полиции Советского ОВО по г.Новосибирску - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Новосибирской области», «капитан полиции», 18 тарифный разряд;

- инженер направления организации, внедрения и эксплуатации инженерно- технических средств охраны и безопасности Черепановского ОВО - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Новосибирской области», «старший лейтенант полиции», 15 тарифный разряд.

ДД.ММ.ГГГГ АЮ от предложенных должностей отказался, от получения обходного листа отказался, в связи с тем, что не согласен с увольнением из рядов войск национальной гвардии (т.1 л.д. 212-213).

ДД.ММ.ГГГГ приказом Управления Росгвардии по Новосибирской области л/с контракт с майором полиции АЮ расторгнут, он уволен со службы по основанию, предусмотренному п.11 ч.2 ст.82 Закона о службе (в связи с сокращением должности в войсках национальной гвардии Российской Федерации, замещаемой сотрудником) (т.1 л.д. 7, л.д. 223-226).

ДД.ММ.ГГГГ с АЮ проведена беседа, в ходе которой ему разъяснены основания расторжения контракта, социальные гарантии, положения о пенсионном обеспечении (т.1 л.д. 214-215).

С копией приказа л/с от ДД.ММ.ГГГГ АЮ ознакомлен в тот же день, выписку из приказа на руки получил (т.1 л.д. 227).

ДД.ММ.ГГГГ АЮ обратился с жалобой к командующему Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации (т.2 л.д. 17-19), в которой просил приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ отменить, восстановить его на службе, перевести его на военную службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и присвоить соответствующее воинское звание.

ДД.ММ.ГГГГ АЮ подготовлен ответ на указанную жалобу (т.2 л.д. 20) об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении исковых требований АЮ о признании незаконным его увольнения, суд первой инстанции руководствовался вышеуказанными положениями закона, пришел к выводу о необоснованности указанных истцом доводов о нахождении АЮ в распоряжении Управления более 2-х месяцев, поскольку в указанный период АЮ неоднократно был освобожден от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью и находился в отпуске, установив обстоятельства направления запросов о наличии вакантных должностей с приложением справки-объективки на АЮ, содержащей полные сведения о его квалификации, образовании, стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет), стажа (опыта) работы по специальности, истцу неоднократно предлагались для замещения различные вакантные должности в службе войск национальной гвардии, разъяснялись последствия отказа от перевода на них. Суд пришел к выводу, что увольнение АЮ произведено с соблюдением требований действующего законодательства, незаконного бездействия командующим Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации допущено не было, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований АЮ в полном объеме.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования доказательств.

Оспариваемый приказ подписан уполномоченным лицом в пределах его компетенции, установленной приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от ДД.ММ.ГГГГ , с соблюдением требуемой процедуры, что подтверждается материалами дела.

Вопреки доводам апеллянта судом первой инстанции при исчислении срока нахождения АЮ в распоряжении обоснованно исключены периоды временной нетрудоспособности и отпуска, что прямо предусмотрено ч. 17 ст. 36 Федерального закона № 342-ФЗ.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о недоказанности надлежащего направления запросов о наличии вакантных должностей, которые могли бы быть предложены АЮ в связи с проведением оргштатных мероприятий, в материалах дела представлено письмо начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Командующему Сибирским <адрес>ом войск национальной гвардии РФ с просьбой дать указание направить список имеющихся в подразделениях Сибирского <адрес> ВНГ РФ вакантных должностей с учетом имеющегося образования и квалификации АЮ с приложением справки-объектики (т.2 л.д.192 оборот) Аналогичное письмо было направлено ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.195). На данные письма в Управление поступили ответы, в соответствии с которым АЮ были предложены вакантные должности, как было установлено выше.

Пунктом 1 ч. 1 и ч.4 ст.36 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 данного федерального закона.

Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено поименованным федеральным законом.

Должность в органах внутренних дел считается вышестоящей, если для нее предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий - более высокий должностной оклад (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Должность в органах внутренних дел считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

По смыслу Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", разъяснения, данные в п.14 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017), в случае сокращения должности, замещаемой сотрудником органов внутренних дел, на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение возложена обязанность предлагать такому сотруднику равноценную или нижестоящую должность.

Перевод сотрудника органа внутренних дел на вышестоящую должность, в том числе в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности, является правом, а не обязанностью органа внутренних дел.

Обязанности предлагать сотруднику органов внутренних дел в случае сокращения замещаемой им должности все имеющиеся в распоряжении органа внутренних дел вакантные должности, включая вышестоящие должности, законом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение не возложено, что соответствует положениям статьи 75 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, закрепляющей принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел.

Доводы апеллянта о том, что истцу не предлагались вакантные должности, соответствующие его званию и квалификации, не могут быть признаны обоснованными, материалами дела объективно подтверждено, что такие должности предлагались истцу неоднократно, в том числе, равнозначные должности (по званию «майор») и нижестоящие, но с сохранением оклада и звания, от которых истец отказался, при этом, обязанность предложить истцу все имеющиеся вакантные должности в соответствии с законом, на ответчика не возложена.

Ввиду изложенного ссылки апеллянта на то, что от подразделений ответчика не истребованы сведения о всех имеющихся у них вакантных должностях при установленных обстоятельствах правового значения не имеют.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С учетом вышеуказанного также не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что на ответчика была возложена обязанность назначить истца на любую вакантную должность в соответствии с Указом Президента РФ от 19.09.2020 №286дсп, поскольку доказательств наличия такой обязанности со стороны истца не представлено. Ответчик наличие такое обязанности не признал.

Вопреки доводам жалобы судом первой     инстанции, а также судебной коллегией апелляционной инстанции, были направлены запросы о предоставлении Указа Президента РФ от 19.09.2020 №286дсп, вместе с тем, из ответов Главного Управления кадров Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, Отдела комплектования Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Сибирскому округу следует, что такой Указ в перечисленные подразделения не поступал, что подтверждается соответствующими ответами на запросы суда.

В то же время судебная коллегия отмечает, что указанный нормативно-правовой акт устанавливает общий порядок перевода сотрудников авиационных отрядов специального назначения Российской Федерации на военную службу в особом порядке, а конкретный порядок устанавливается ведомственным приказом, которым и руководствуется служба при проведении организационно-штатных мероприятий.

Так, материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , приказом Управления Росгвардии по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ с/ч, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, авиационный отряд специального назначения, как структурное подразделение Управления Росгвардии по Новосибирской области, ликвидирован, штатная должность, замещаемая майором полиции АЮ, сокращена, что и явилось основанием к его увольнению.

При этом, соблюдение процедуры увольнения прямо урегулировано федеральным законом, как установлено судом, данная процедура соблюдена, истцу неоднократно предлагались вакантные должности воинской службы без условий прохождения дополнительных проверок и аттестаций.

Обоснованно судом первой инстанции не учтены и доводы АЮ, о том, что он, являясь многодетным отцом, имел предпочтительное прав на замещение вакантных должностей, поскольку реализации такого права не нарушена ответчиком, принявшим исчерпывающие меры к его дальнейшему трудоустройству, которые были отвергнуты истцом.

Доводы автора апелляционной жалобы о том, что Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от ДД.ММ.ГГГГ , как нарушающий его права и свободы, подлежит официальному опубликованию, являются надуманными, основаны на неверном толковании положений материального права, поскольку названный приказ, на основании которого АЮ был уведомлен о сокращении должности, относится к ведомственным документам, имеющим гриф секретности, о чем пояснено представителем ответчика в судебном заседании, вопреки доводам апеллянта, общедоступному опубликованию не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные выводы.

Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы связаны с неправильным толкованием норм материального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем, не могут повлечь отмену решения суда.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, дал им правильную оценку. Нарушений норм материального права коллегией не установлено.

Ссылок на какие-либо иные процессуальные нарушения, указанные в части 4 статьи 330 ГПК РФ, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, судебная коллегия не установила.

Иные доводы апелляционной жалобы правового значения для существа дела не имеют, выводов суда не опровергают, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены, изменения обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г.Новосибирска от 30 июня 2022 года оставить в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу АЮ – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-9494/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Александров Александр Юрьевич
Прокуратура НСО
Ответчики
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по НСО
Командующий Сибирскими округом войск национальной гвардии РФ
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
01.09.2022Передача дела судье
27.09.2022Судебное заседание
18.10.2022Судебное заседание
21.10.2022Судебное заседание
01.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2022Передано в экспедицию
21.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее