Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 17 февраля 2022 года по делу №А-497/2022
Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Ануфриевой Н.Ю., при участии в заседании прокурора Демочкиной А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юдиной Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рузского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Управлению Роскомнадзора по Центральному федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации
У С Т А Н О В И Л:
Рузский городской прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга, в том числе несовершеннолетних лиц обратился в суд с заявлением к Управлению Роскомнадзора по Центральному федеральному округу о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице с URL-адресом ... запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, внести страницу с URL-адресом: ... в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой запрещено.
Требования мотивированы тем, что Рузской городской прокуратурой Московской области проведен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления информации, находящейся в открытом доступе, которая противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
По результатам мониторинга установлено, что на интернет-странице, расположенной по сетевому адресу ... в свободном для неопределённого круга лиц доступе организован интернет-магазин по продаже, незаконному изготовлению, доставке дипломов о среднем, средне-специальном, высшем, послевузовском образовании, профессиональной переподготовке, аттестатов, справок и т.д. Лица, реализующие данные услуги на сайте, не указаны, установить владельца сайта возможным не представилось.
Административный истец в судебное заседание явился, на удовлетворении требований настаивал.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о чем имеются сведения в материалах дела.
Проверив материалы дела, выслушав административного истца, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Как указано в ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную ... определяется федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ).
При этом в силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или аспирантуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В соответствии с ч.5 ст.60 Федерального закона № 273-ФЗ, уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно п. 2 «Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.02.2014 № 112 (далее - Порядок), дипломы выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования: лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, - диплом бакалавра, диплом бакалавра с отличием (далее вместе - диплом бакалавра); лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы специалитета, - диплом специалиста, диплом специалиста с отличием (далее вместе - диплом специалиста); лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы магистратуры, - диплом магистра, диплом магистра с отличием (далее вместе - диплом магистра); лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, - диплом об окончании аспирантуры; лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, - диплом об окончании адъюнктуры.
В соответствии с п. 27 Порядка диплом выдается лицу, завершившему обучение по образовательной программе и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, на основании решения государственной экзаменационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации.
Согласно п.п. 23-24 Порядка бланки хранятся в организации как документы строгой отчетности и учитываются по специальному реестру. Передача полученных организацией бланков в другие организации не допускается.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом ... для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, являются преступлениями, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 324, 327 УК РФ.
Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретение и оборота документов (раздел 10 главы 32 УК РФ).
Так, последующее использование поддельных дипломов о высшем образовании открывает доступ и возможности для лиц, которые могут использовать данные документы в корыстных и/или коррупционных целях.
Таким образом, сведения, размещенные на указанном интернет-сайте, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения диплома об образовании за плату, а также его использования, что побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет»‚ содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 указанного Федерального закона включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 3 названной статьи, создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены «Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).
Согласно п.п. 2, 3 Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра – организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что круг лиц – посетителей ресурса персонально не определен, прокурор, в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, вправе обратиться в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц (в том числе несовершеннолетних), а также в защиту интересов Российской Федерации.
Установлено, что Рузской городской прокуратурой Московской области проведен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления информации, находящейся в открытом доступе, которая противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
По результатам мониторинга установлено, что на интернет-странице, расположенной по сетевому адресу: ... в свободном для неопределённого круга лиц доступе организован интернет-магазин по продаже, незаконному изготовлению, доставке дипломов о среднем, средне-специальном, высшем, послевузовском образовании, профессиональной переподготовке, аттестатов, справок и т.д. Лица, реализующие данные услуги на сайте, не указаны, установить владельца сайта возможным не представилось.
Ознакомиться с содержанием информации, указанной на сайте, может каждый Интернет - пользователь, вход на обозначенный сайт свободный, информация распространяется бесплатно, срок пользования ресурсом неограничен. Предоставление возможности по покупке дипломов об образовании с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства об образовании, о противодействии коррупции и подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на образование.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку действующим законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с предложениями приобрести за деньги аттестаты, свидетельства, справки, дипломы разного образца об образовании лицам, не прошедшим обучение, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность, фактически является распространением информации, подстрекающей к совершению преступления. Соответственно о распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175- 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Рузского городского прокурора удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице с URL-адресом: ... запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Внести страницу с URL-адресом: ...в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой запрещено.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Рузский районный суд.
В окончательной форме решение изготовлено 17 февраля 2022 года.
Судья Н.Ю.Ануфриева