88-1554/2023
2-5433/2022
УИД: 14RS0035-01-2022-009425-76
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 марта 2023 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К., Власенко И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Начевнова Романа Александровича к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о взыскании задолженности по пенсионному обеспечению,
по кассационной жалобе Начевнова Романа Александровича
на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2022 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., пояснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) Копырина М.Е., принимавшего участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, обеспечиваемой Якутским городским судом, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Начевнов Р.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о взыскании задолженности по пенсионному обеспечению, указав, что с мая 2004 года является пенсионером по выслуге лет. В июле 2021 года истец снят с регистрационного учета в Иркутской области, 3 сентября 2021 года зарегистрирован по месту постоянного жительства в п. Усть-Куйга Усть-Янского района Республики Саха (Якутия). С мая 2022 года районный коэффициент в размере 2,0 ответчиком не применяется. Считает, что место жительства истца подтверждается регистрацией, никаких иных доказательств пребывания по месту жительства законом не предусмотрено. Просил обязать ответчика произвести выплату задолженности по пенсионному обеспечению в размере 53 401 рубля 92 копеек.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия), в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Начевнов Р.А. просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, оспаривая выводы суда первой инстанции о том, что применение к пенсии за выслугу лет районного коэффициента связано с фактическим проживанием пенсионера МВД России в районах, где установлен такой коэффициент, а не с регистрацией истца по месту жительства в органах регистрационного учета. Ссылаясь на п. 5 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 249, указывает, отметка о регистрации по месту жительства в паспорте является достаточным основанием для применения к пенсии соответствующего районного коэффициента. Полагает, что пенсионный орган требует от него выполнения обязанностей лиц, которые обязаны подтвердить факт проживания в определенных местностях при отсутствии регистрации в районах Крайнего Севера. Между тем истец имеет регистрацию по месту жительства в п. Усть-Куйга Усть-Янского района Республики Саха (Якутия).
Представитель МВД по Республике Саха (Якутия) в письменных возражениях выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика просил оставить судебные постановления без изменения, кассационную жалобу истца без удовлетворения.
Начевнов Р.А. в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явился. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
К видам пенсий, назначаемых в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» относятся пенсии за выслугу лет (пункт "а" части 1 статьи 5 названного Закона).
Положениями частей 1, 9 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» установлено, что выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
В силу статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» - пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями, установлен Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 года № 7.
Работа по пенсионному обеспечению пенсионеров МВД России включает в себя, в том числе, своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию выплаты пенсий (пункты 4, 4.1 Инструкции).
Пересмотр пенсии производится в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие изменение размера пенсии, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации не установлено иное (пункт 51 Инструкции).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», исходил из того, что выплата пенсии с применением районного коэффициента производится при условии фактического проживания пенсионера на территории Усть-Янского района Республики Саха (Якутия). Несмотря на регистрацию в п.Усть-Куйга Усть-Янского района Республики Саха (Якутия), истец фактически там не проживает, в связи с чем отсутствуют основания для применения районного коэффициента.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что они соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Начевнова Р.А., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Начевнов Р.А. является получателем пенсии за выслугу лет, уволен из органов внутренних дел с должности заместителя командира 631 полка по работе с личным составом ВО ВВ МВД РФ с 29 мая 2004 года с выслугой в календарном исчислении 17 лет, в льготном – 24 года, стаж работы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях у истца отсутствует.
По заявлению Начевнова Р.А. от 16 февраля 2022 года ввиду регистрации по адресу: Республика Саха (Якутия), <адрес>, пенсия за выслугу лет с 01 марта 2022 года исчислена с применением коэффициента 2,0 и составила 55416,41 рублей, истцу также произведен перерасчет пенсии за период с 03 сентября 2022 года по 28 февраля 2022 года в сумме 135343,40 рублей.
Вместе с тем, 15 апреля 2022 года в адрес ОПО ЦФО был возвращен ввиду неполучения письменный ответ начальника ОПО ЦФО на заявление Начевнова Р.А. о пересмотре пенсии с учетом районного коэффициента, направленный по месту регистрации истца, с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу».
20 апреля 2022 года в ОПО ЦФО поступили сведения Отделения МВД России по Усть-Янскому району с приложением объяснений соседей о том, что Начевнов Р.А. по адресу: <адрес> не проживает. Из проведенного участковым уполномоченным полиции Отделения МВД России поУсть-Янкскому району ФИО6 опроса жителей п. Усть-Куйга ФИО7, ФИО8 проживающих по адресу: <адрес> установлено, что Начевнов Р.А., зарегистрированный по вышеуказанному адресу фактически не проживает, за время проживания опрошенные соседи Начевнова Р.А. не видели.
В связи с поступившей информацией ОПО ЦФО был произведен перерасчет пенсии истца с 01 мая 2022 года без применения районного коэффициента 2,0, что составило 27715,45 рублей.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к верному выводу об отказе в иске, поскольку пенсия с применением соответствующего районного коэффициента назначается и выплачивается пенсионерам МВД России в период их проживания в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, то есть применение к пенсии, в данном случае к пенсии за выслугу лет, районного коэффициента связано с фактическим проживанием пенсионера МВД России в районах, где установлен такой коэффициент, а не только с его регистрацией по месту жительства в органах регистрационного учета. Данные регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания пенсионера МВД России являются лишь одним из доказательств его фактического места нахождения. В случае регистрации лица по месту жительства в такой местности, но фактическом не проживании оснований для применения соответствующего районного коэффициента не имеется.
Отклоняя заявленные требования, суды обоснованно исходили из того, что при установленных обстоятельствах, истцом не представлено достоверных и достаточных доказательств фактического проживания в п. Усть-Куйга, Усть-Янского района Республики Саха (Якутия).
Доводы кассационной жалобы заявителя, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку кассационный суд общей юрисдикции при проверке законности судебных постановлений имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (статья 379.6, часть 3 статьи 390 ГПК РФ).
Нарушений норм процессуального законодательства при оценке судами обстоятельств дела и доказательств не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Начевнова Романа Александровича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи