Дело № 2-4160/2023
51RS0001-01-2023-003608-87
Изготовлено 05 декабря 2023 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 ноября 2023 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего судьи Матвеевой О.Н.,
при помощнике судьи Саакян Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского округа г. Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Мурманская областная станция скорой медицинской помощи», Министерству здравоохранения Мурманской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности медицинских учреждений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа г.Мурманска, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГОБУЗ «Мурманская областная станция скорой медицинской помощи», Министерству здравоохранения Мурманской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности медицинских учреждений.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Октябрьского административного округа г.Мурманска проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитерростической защищенности медицинских учреждений.
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главным врачом ГОБУЗ «Мурманская областная станция скорой медицинской помощи» утвержден акт обследования и категорирования подстанции СМП №, расположенной по адресу: <адрес>.
Разделом 8 указанного акта утверждены выводы и рекомендации, в соответствии с которыми объекту присвоена четвертая категория антитеррористической защищенности.
Медицинской организации рекомендовано оборудовать объект системой видеонаблюдения с сохранением информации не менее тридцати суток, а также заключить договор с отделом вневедомственной охраны на установку кнопки тревожной сигнализации.
ДД.ММ.ГГГГ главным врачом ГОБУЗ «МОССМП» утверждён паспорт безопасности подстанции СМП №.
Из раздела VIII «Выводы и рекомендации» следует, что медицинской организации необходимо оборудовать объект системой видеонаблюдения с сохранением информации не менее 30 суток.
Вместе с тем проверка показала, что в настоящее время объект ГОБУЗ «МОССМП», расположенный по адресу: г.Мурманск, <адрес>, не оборудован системой видеонаблюдения с сохранением информации не менее 30 суток.
Кроме того, к четвертой категории антитеррористической защищенности относятся: пост СМП подстанции № (<адрес>); подстанция СМП № (<адрес>); пост СМП подстанции СМП № (<адрес>); пост СМП подстанции СМП № (<адрес>); подстанция СМП № (<адрес>); пост СМП подстанции СМП №, (<адрес>); пост СМП подстанции СМП № (<адрес>); пост СМП подстанции СМП № (<адрес>); подстанция СМП № (ЗАТО <адрес>); подстанция СМП № (<адрес>); пост СМП подстанции № (<адрес>, г.Мурманск); подстанция СМП № (<адрес>, пост СМП подстанции СМП № (<адрес>), подстанция СМП № (<адрес>) что подтверждается паспортами безопасности объектов.
Вместе с тем, мероприятия, установленные для присвоенной четвертой категории антитеррористической защищенности не исполнены на объектах:
- подстанция СМП № (<адрес>) - отсутствует система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца.
- подстанция СМП № (<адрес>) - отсутствует система видеонаблюдения с сохранением информации не менее 30 суток; отсутствует система управления контроля доступом; отсутствует кнопка тревожной сигнализации; не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
- пост СМП подстанции СМП № (<адрес>) - отсутствует система контроля и управления доступом (видеодомофон); система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца;
- пост СМП подстанции СМП № (<адрес>) - отсутствует система видеонаблюдения с сохранением информации не менее 30 суток; отсутствует система управления контроля доступом, отсутствует кнопка тревожной сигнализации; не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
- подстанция СМП № (<адрес>) - отсутствует система видеонаблюдения с сохранением информации не менее 30 суток, отсутствует кнопка тревожной сигнализации; не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
- пост СМП подстанции СМП № (<адрес>) - отсутствует система контроля и управления доступом (видеодомофон); система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца, отсутствует кнопка тревожной сигнализации; не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
- пост СМП подстанции СМП № (<адрес>) - система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца; отсутствует кнопка тревожной сигнализации; не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
- пост СМП подстанции СМП № (<адрес>) - отсутствует система контроля и управления доступом (видеодомофон); система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца, отсутствует кнопка тревожной сигнализации; не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта. при помощи тревожной сигнализации.
- подстанция СМП № (ЗАТО <адрес>) - отсутствует система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества г - камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не "менее одного месяца; отсутствует кнопка тревожной сигнализации; не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
- подстанция СМП № (<адрес>) - не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
- пост СМП подстанции № (<адрес>, г. Мурманск) – отсутствует система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества камер и мест их v размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально: опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца; отсутствует кнопка тревожной сигнализации; не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
- подстанция СМП № (<адрес>, г. Мурманск) - отсутствует система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца; отсутствует кнопка тревожной сигнализации; не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
- пост СМП подстанции СМП № (<адрес>) - отсутствует система видеонаблзоденйя, позволяющая с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца.
- подстанция СМП № (<адрес>) - не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
Кроме того, проверкой установлено, что ГОБУЗ «МОССМП» для обеспечения транспортными услугами учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения <адрес> учреждена Автобаза, расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно паспорту безопасности на основании акта обследования и категорирования автобазы от ДД.ММ.ГГГГ объекту присвоена 3 категория антитеррористической защищенности.
Вместе с тем, согласно паспорту безопасности на объекте отсутствует система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца (пп. «б» п.16 Требований), а также отсутствует договор с отделом вневедомственной охраны на установку кнопки тревожной сигнализации (пп. «г» п.16(1) Требований).
Согласно п.1.3 Устава организации учредителем и собственником имущества Учреждения является <адрес>. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения.
В силу п.5.20 Устава учредитель осуществляет контроль, координацию и регулирование деятельности Учреждения, оказывает организационную и методическую помощь.
По информации, представленной ГОБУЗ «МОССМП» в Министерство здравоохранения <адрес> неоднократно, а именно: ДД.ММ.ГГГГ (письмо №), ДД.ММ.ГГГГ (письмо №) направлялась информация о потребностях в финансовых средствах на оснащение инженерно-техническими средствами охраны и защиты, предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объекты ГОБУЗ «МОССМП».
Однако, до настоящего времени мероприятия по антитеррористической защите указанных выше объектов не исполнены.
С учетом уточнения исковых требований просит суд обязать ГОБУЗ «МОССМП» в срок до ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать объекты:
подстанция СМП № (<адрес>) системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца;
подстанция СМП № (<адрес>) системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца; системой управления контроля доступом; кнопкой тревожной сигнализации; заключить договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации;
пост СМП подстанции СМП № (<адрес>) системой контроля и управления доступом (видеодомофон); системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца;
пост СМП подстанции СМП № (<адрес>) системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца; системой управления контроля доступом, отсутствует кнопка тревожной сигнализации; заключить договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации;
подстанция СМП № (<адрес>) - системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца;
пост СМП подстанции СМП № (<адрес>) системой контроля и управления доступом (видеодомофон); системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца; кнопкой тревожной сигнализации; заключить договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации;
пост СМП подстанции СМП № (<адрес>) - системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца; кнопкой тревожной сигнализации; заключить договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации;
пост СМП подстанции СМП № (<адрес>) - системой контроля и управления доступом (видеодомофон); системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца; кнопкой тревожной сигнализации; заключить договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации;
подстанция СМП № (ЗАТО <адрес>) - системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца;
пост СМП подстанции № (<адрес>) - системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца; кнопкой тревожной сигнализации; заключить договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации;
подстанция СМП № (<адрес>) -системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца;
пост СМП подстанции СМП № (<адрес>) - системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца;
Обязать Министерство здравоохранения Мурманской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению указанных выше объектов ГОБУЗ «МОССМП» системами видеонаблюдения, кнопкой тревожной сигнализации; заключению договоров с отделом вневедомственной охраны на охрану объектов при помощи тревожной сигнализации; системой контроля и управления доступом (видеодомофон).
Представитель истца помощник прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска Савина Т.М. в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГОБУЗ «МОССМП» Мирошникова О.А. в судебном заседании, не оспаривая оснований заявленного иска, с заявленными требованиями не согласилась, указав, что ответчиком были проанализированы паспорта технических объектов, где указаны определенные критерии. Полагает, что не на всех объектах необходимо устанавливать видеонаблюдение. Также указала, что выводы, изложенные в паспортах безопасности, носят рекомендательный характер. Для оборудования объектов системами тревожных сигнализаций и систем видеонаблюдения требуются значительные объемы денежных средств. Финансирование на данные цели не выделялось. Кроме того, полагала, что требования по установке системы видеонаблюдения являются обоснованными в отношении объектов: подстанции СМП № (<адрес>), подстанции СМП № (<адрес>), поста СМП подстанции СМП № (<адрес>), подстанции СМП № (ЗАТО <адрес>), пост СМП подстанции СМП № (<адрес>).
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Мурманской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором указал, что Министерством неоднократно направлялись обращения в Минфин о выделении средств на мероприятия по антитеррористической защищенности объектов учреждений здравоохранения, в том числе на финансирование мероприятий в ГОБУЗ «МОССМП». Однако положительных решений по данному вопросу принято не было.
Представитель третьего лица Министерства финансов Мурманской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором указал, что в ДД.ММ.ГГГГ году в ходе исполнения областного бюджета в 24 медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Мурманской области, в рамках мероприятий по антитеррористической защищенности выполнены работы по монтажу систем видеонаблюдения, систем контроля доступа, монтажу охранной сигнализации, установке ограждений территории, установке шлагбаумов, металлодетекторов, средств обнаружения запрещенных предметов, а также работы по восстановлению сети уличного освещения на общую сумму 83 миллиона рублей. Информацией о распределении денежных средств по подведомственным учреждениям Министерства здравоохранения Мурманской области Министерство не располагает. Просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Федеральной службы войск национальной гвардии в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, мнения относительно заявленных требований не представил.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу пункта11 части 1 статьи 2. Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
В силу подпункта «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» закреплено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий (далее – Требования).
Указанные Требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Пунктом 4 Требований установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с пунктом 5 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится их категорирование.
Для проведения категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее – комиссия) (п.7 Требований).
В ходе своей работы комиссия: проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности; изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории); определяет возможные последствия совершения террористического акта; определяет потенциально опасные участки объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) критические элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых приведет к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем; определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию; определяет мероприятия, необходимые для приведения антитеррористической защищенности объекта (территории) в соответствие с настоящими требованиями с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.
Пунктом 14 Требований установлено, что в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом возможных последствий совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
В силу пункта 16 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия: б) оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца; е) своевременное выявление попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ); ж) поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории).
Пунктом 16(1) Требований предусмотрено, что на объектах (территориях), которым присвоена третья категория, помимо мероприятий, предусмотренных пунктом 16 настоящих требований, дополнительно осуществляются следующие мероприятия: а) организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования; б) разработка и реализация комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию); в) своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера; г) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны; д) применение к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера; е) организация санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию); ж) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); з) контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений; и) создание резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта.
В соответствии с пунктом 17 Требований на объектах (территориях), которым присвоена вторая категория, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 16 и 16(1) настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; б) периодический обход и осмотр объекта (территории), его помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, а также периодическая проверка складских помещений.
В силу пункта 18 Требований на объектах (территориях), которым присвоена первая категория, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 16, 16(1) и 17 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) обеспечение особого порядка доступа на объект (территорию); б) разработка организационно-распорядительных документов органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), по особому порядку доступа на объект (территорию); в) оснащение объекта (территории) техническими средствами обнаружения запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Октябрьского административного округа г.Мурманска проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитерростической защищенности медицинских учреждений.
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главным врачом ГОБУЗ «Мурманская областная станция скорой медицинской помощи» утвержден акт обследования и категорирования подстанции СМП №, расположенной по адресу: <адрес>.
Разделом 8 указанного акта утверждены выводы и рекомендации, в соответствии с которыми объекту присвоена четвертая категория антитеррористической защищенности.
Медицинской организации рекомендовано оборудовать объект системой видеонаблюдения с сохранением информации не менее тридцати суток, а также заключить договор с отделом вневедомственной охраны на установку кнопки тревожной сигнализации.
ДД.ММ.ГГГГ главным врачом ГОБУЗ «МОССМП» утверждён паспорт безопасности подстанции СМП №.
Из раздела VIII «Выводы и рекомендации» следует, что медицинской организации необходимо оборудовать объект системой видеонаблюдения с сохранением информации не менее 30 суток.
Вместе с тем проверка показала, что в настоящее время объект ГОБУЗ «МОССМП», расположенный по адресу: <адрес>, не оборудован системой видеонаблюдения с сохранением информации не менее 30 суток.
Кроме того, к четвертой категории антитеррористической защищенности относятся: пост СМП подстанции № (<адрес>); подстанция СМП № (<адрес>); пост СМП подстанции СМП № (<адрес>); пост СМП подстанции СМП № (<адрес>); подстанция СМП № (<адрес>); пост СМП подстанции СМП №, (н.п.Ёнский, <адрес>); пост СМП подстанции СМП № <адрес>); пост СМП подстанции СМП № (<адрес>); подстанция СМП № (ЗАТО <адрес>); подстанция СМП № (<адрес>); пост СМП подстанции № (<адрес>, <адрес>); подстанция СМП № (<адрес>, пост СМП подстанции СМП № (<адрес>), подстанция СМП № (<адрес>) что подтверждается паспортами безопасности объектов.
Вместе с тем, мероприятия, установленные для присвоенной четвертой категории антитеррористической защищенности, не исполнены на объектах:
- подстанция СМП № (<адрес>) - отсутствует система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца.
- подстанция СМП № (<адрес>) - отсутствует система видеонаблюдения с сохранением информации не менее 30 суток; отсутствует система управления контроля доступом; отсутствует кнопка тревожной сигнализации; не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
- пост СМП подстанции СМП № (<адрес>) - отсутствует система контроля и управления доступом (видеодомофон); система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца;
- пост СМП подстанции СМП № (<адрес>) - отсутствует система видеонаблюдения с сохранением информации не менее 30 суток; отсутствует система управления контроля доступом, отсутствует кнопка тревожной сигнализации; не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
- подстанция СМП № (<адрес>) - отсутствует система видеонаблюдения с сохранением информации не менее 30 суток, отсутствует кнопка тревожной сигнализации; не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
- пост СМП подстанции СМП № (<адрес>, <адрес>) - отсутствует система контроля и управления доступом (видеодомофон); система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца, отсутствует кнопка тревожной сигнализации; не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
- пост СМП подстанции СМП № (<адрес>) - система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца; отсутствует кнопка тревожной сигнализации; не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
- пост СМП подстанции СМП № (<адрес>) - отсутствует система контроля и управления доступом (видеодомофон); система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца, отсутствует кнопка тревожной сигнализации; не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта. при помощи тревожной сигнализации.
- подстанция СМП № (ЗАТО <адрес>) - отсутствует система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества г - камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не "менее одного месяца; отсутствует кнопка тревожной сигнализации; не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
- подстанция СМП № (<адрес>, <адрес>) - не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
- пост СМП подстанции № (<адрес>, <адрес>) – отсутствует система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально: опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца; отсутствует кнопка тревожной сигнализации; не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
- подстанция СМП № (<адрес>, <адрес>) - отсутствует система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца; отсутствует кнопка тревожной сигнализации; не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
- пост СМП подстанции СМП № (<адрес>) - отсутствует система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца.
- подстанция СМП № (<адрес>) - не заключен договор с отделом вневедомственной охраны на охрану объекта при помощи тревожной сигнализации.
Кроме того, проверкой установлено, что ГОБУЗ «МОССМП» для обеспечения транспортными услугами учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Мурманской области учреждена Автобаза, расположенная по адресу<адрес>
Согласно паспорту безопасности на основании акта обследования и категорирования автобазы от ДД.ММ.ГГГГ объекту присвоена 3 категория антитеррористической защищенности.
Вместе с тем, согласно паспорту безопасности на объекте отсутствует система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее одного месяца (пп. «б» п.16 Требований), а также отсутствует договор с отделом вневедомственной охраны на установку кнопки тревожной сигнализации (пп. «г» п.16(1) Требований).
В ходе рассмотрения дела по существу ГОБУЗ «МОССМП» представлены следующие сведения относительно постов и подстанций с учетом уточнения прокурором исковых требований.
Согласно паспорту безопасности СМП № (<адрес>) в помещении подстанции имеется потенциально опасный участок (комната хранения наркосодержащих веществ) и критический элемент (распределительный щит). Комната хранения наркосодержащих веществ оснащена кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт ООО «Защита».
На подстанции СМП № (<адрес>), на посту СМП подстанции СМП № (<адрес>), на посту СМП подстанции СМП № (<адрес>), на посту СМП подстанции СМП № (<адрес>), на посту СМП подстанции СМП № (<адрес>), на посту СМП подстанции СМП № (<адрес>), на подстанции СМП № (г<адрес>) согласно паспорту безопасности отсутствуют потенциально опасный участок и критический элемент.
Согласно паспорту безопасности подстанции № (<адрес>) в помещении подстанции имеются потенциально опасный участок (комната хранения наркосодержащих и спиртосодержащих веществ). Кроме того, установлена кнопка тревожной сигнализации и заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ №-М на оказание услуг по охране объекта с использованием тревожной кнопки.
Согласно паспорту безопасности поста СМП подстанции СМП № (<адрес>) в помещении имеется потенциально опасный участок (комната хранения наркосодержащих и спиртосодержащих веществ). Указанная комната оснащена кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт ООО «<данные изъяты>».
Согласно паспорту безопасности подстанции СМП № (ЗАТО <адрес>) в помещении подстанции имеются критические элементы (электрощитовая и тепловой пункт), а также установлена кнопка тревожной сигнализации, заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ с ЧОО «<данные изъяты>» на оказание охранных услуг.
На подстанции СМП № (г.Мурманск, <адрес>) установлена кнопка тревожной сигнализации и заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ с ЧОО «<данные изъяты>» на оказание охранных услуг.
Согласно паспорту безопасности поста СМП подстанции СМП № (<адрес>) в помещении имеется потенциально опасный участок (комната хранения наркосодержащих средств). Комната оснащена кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт ООО «Защита».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ответчиками не принято необходимых мер по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности указанных выше объектов здравоохранения. Указанное может способствовать совершению противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 1.3 Устава ГОБУЗ «МОССМП» учредителем и собственником имущества Учреждения является Мурманская область. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Мурманской области.
В силу пункта 5.20 Устава учредитель осуществляет контроль, координацию и регулирование деятельности Учреждения, оказывает организационную и методическую помощь.
По информации, представленной ГОБУЗ «МОССМП» в Министерство здравоохранения Мурманской области неоднократно, а именно: ДД.ММ.ГГГГ (письмо №), ДД.ММ.ГГГГ (письмо №) направлялась информация о потребностях в финансовых средствах на оснащение инженерно-техническими средствами охраны и защиты, предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объекты ГОБУЗ «МОССМП».
Вместе с тем, порядок и сроки финансирования не могут влиять на соблюдение обязанностей, возложенных на ответчиков в силу закона.
Согласно пункту 3.7 Устава финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется путем предоставления субсидий из бюджета Мурманской области.
Являясь непосредственно подчиненным Министерству здравоохранения Мурманской области, ГОБУЗ «МОССМП» не располагает соответствующими полномочиями, финансовыми средствами и иными возможностями для самостоятельного исполнения требования прокуратуры.
В связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по организации финансирования устранения нарушений требования законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов ГОБУЗ «МОССМП» на Министерство здравоохранения Мурманской области.
Имущественная ответственность медицинского учреждения по своим обязательствам не освобождает Министерство здравоохранения Мурманской области как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Оценивая доводы сторон относительно срока выполнения работ и совершения определённых действий, суд полагает, что срок: в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу – для ГОБУЗ «МОССМП», и в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу – для Министерства здравоохранения мурманской области, является разумным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
░░░░░░░░░░ ░░░ № (<░░░░░>) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░;
░░░░░░░░░░ ░░░ № (<░░░░░>) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № (<░░░░░>) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░); ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░;
░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № (<░░░░░>) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
░░░░░░░░░░ ░░░ № (<░░░░░>) - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░;
░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № (<░░░░░>) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░); ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № (<░░░░░>) - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № (<░░░░░>) - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░); ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
░░░░░░░░░░ ░░░ № (░░░░ <░░░░░>) - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░;
░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ № (<░░░░░>) - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
░░░░░░░░░░ ░░░ № (<░░░░░>) -░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░;
░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № (<░░░░░>) - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░;
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░»:
░░░░░░░░░░ ░░░ № (<░░░░░>);
░░░░░░░░░░ ░░░ № (<░░░░░>);
░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № (<░░░░░>);
░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № (<░░░░░>);
░░░░░░░░░░ ░░░ № (<░░░░░>);
░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № (<░░░░░>);
░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № (<░░░░░>);
░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № (<░░░░░>);
░░░░░░░░░░ ░░░ № (░░░░ <░░░░░>);
░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ № (<░░░░░>);
░░░░░░░░░░ ░░░ № <░░░░░>;
░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № (<░░░░░>);
░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░