Решение по делу № 2-156/2020 от 08.07.2020

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем     Российской Федерации

05 августа 2020 года                                                                  <адрес>       

Болховский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Воропаевой Н.А.,

при секретаре Усовой Р.И.

с участием

истца - помощника прокурора <адрес> Демкиной К.Е.,

истца- Антоновой Н.В.,

представителя ответчика-администрации <адрес> по доверенности Масловой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Болховского районного суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах Антоновой Н.В.,     к <адрес> о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

          <адрес> обратился в суд в интересах Антоновой Н.В. с иском к администрации <адрес> о понуждении к совершению действий.

В обоснование заявленного требования указано, что прокуратурой района по обращению Антоновой Н.В. проведена проверка по факту нарушения её жилищных прав. Установлено, что матерью Антоновой Н.В. является ФИО1, отцом - ФИО2. Антонова Н.В. имеет статус - «лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей», так как ДД.ММ.ГГГГ родители от неё отказались. Указанные отказы заверены Кузьминским сельским советом депутатов трудящихся <адрес>. В период с 1974 по 1990 годы она находилась в различных социальных учреждениях на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени Антонова Н.В. проживает в БСУ СО ОО «Болховский дом - интернат для престарелых и инвалидов». Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Антонова Н.В. признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда <адрес>. У Антоновой Н.В. отсутствует право на объекты недвижимости на территории Российской Федерации. До настоящего времени жильё ей предоставлено.

Ссылаясь на ст. 2,40 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 50, 57, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положение о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда <адрес> детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утверждено решением <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ -рс), прокурор <адрес> просил возложить на администрацию <адрес> обязанность предоставить Антоновой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес> на состав семьи один человек по норме предоставления в соответствии с положениями ч.3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа».

В судебном заседании прокурор и Антонова Н.В. иск поддержали.

Представитель ответчика по доверенности Маслова Т.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.

Третьи лица- Департамент финансов <адрес>, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> в судебное заседание не явились.

От третьего лица - Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес>- в суд поступили письменные пояснения по делу, согласно которым для решения вопроса о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма следует установить обстоятельства, подтверждающие право истца на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (является ли истец в настоящее время собственником, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; возможно ли его проживание в ранее занимаемом жилом помещении). Также в данных пояснениях содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

От третьего лица - Департамента финансов <адрес>- поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому иск не подлежит удовлетворению, поскольку в установленный законодательством срок (до достижения 23 лет) истец на учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, не встала, в связи с чем утратила право на получение благоустроенного жилого помещения, предусмотренного статьёй 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ. Также в отзыве содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

           Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

С ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей и детей -сирот, оставшихся без попечения родителей.

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

В связи с изменениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.

В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. В данной редакции указанный пункт действовал и на момент обращения истицы с заявлением в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и действует на момент рассмотрения дела.

Вместе с тем в силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо, оставшееся без попечения родителей.

По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В вышеприведенных нормах речь идет о сохранении права на обеспечение жилыми помещениями, возникшего у лиц указанной категории ранее.

Согласно п. 1 статьи 2 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее закон -ОЗ) формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в <адрес> (далее - список) осуществляется органом местного самоуправления <адрес>, уполномоченным в соответствии со статьей 6 настоящего Закона на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту жительства (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).

В силу п.3 ст.2 закона -ОЗ в соответствии с Правилами формирования списка в список включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Согласно Обзору практики рассмотрения дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями(утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Уважительной причиной, в частности, является установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

В судебном заседании установлено, что родителями Антоновой Н.В. являются ФИО2 и ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении I-ВО от ДД.ММ.ГГГГ. Мать истицы Антоновой Н.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти II-ВО от ДД.ММ.ГГГГ. Отец истицы отказался от ребенка ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается заявлением, в котором подпись ФИО2 заверена исполкомом Кузьминского сельского совета <адрес>. Отец истицы ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти II-ВО от ДД.ММ.ГГГГ (повторное).

Со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Антонова Н.В. являлась воспитанницей БСУ СО ОО «Болховский детский дом -интернат для детей с физическими недостатками», проживала в данном учреждении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Антонова Н.В. проживала в БСУ СО ОО «Богдановский дом -интернат для престарелых и инвалидов». С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Антонова Н.В. зарегистрирована и проживает в БСУ СО ОО ««Болховский дом - интернат для престарелых и инвалидов». Указанные обстоятельства подтверждаются справкой БСУ СО ОО «Болховский детский дом -интернат для детей с физическими недостатками» от ДД.ММ.ГГГГ , справкой БСУ СО ОО «Богдановский дом -интернат для престарелых и инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ , справкой БСУ СО ОО ««Болховский дом - интернат для престарелых и инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Антоновой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на объекты недвижимости. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГУП ОО «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объекты недвижимости за Антоновой Н.В. на территории <адрес> не зарегистрированы.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Антонова Н.В. была признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда <адрес> как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Обращаясь в суд с иском о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения в интересах Антоновой Н.В. истец полагал, то обладает указанным правом в силу вышеприведенных положений ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ.

Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При таком положении у истца на момент вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ (ДД.ММ.ГГГГ) должно иметься нереализованное право на обеспечение жилым помещением, как ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Пункт 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Аналогичная норма содержалась в положениях ст. 37 Жилищный кодекс РСФСР, действовавшего на момент достижения истцом совершеннолетия.

В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с ранее действовавшей редакцией абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (от ДД.ММ.ГГГГ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из положений ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

По смыслу приведенных норм права гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна была предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста.

В силу ст. ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете.

В соответствии с указанными нормами лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.

По достижении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, и не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, возможность для получения жилья во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, у такого лица утрачивалась.

В данном случае право на предоставление жилого помещения по договору социального найма реализовывалось при наличии к тому оснований в общем порядке.

В судебном заседании установлено, что Антонова Н.В. впервые обратилась в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения на льготных основаниях 2019 году в возрасте 47 лет. При этом суд учитывает, что возраста 18 лет истица достигла в 1990 году, возраста 23 лет- в 1995 году. На протяжении длительного времени своё право на обеспечение жильём не реализовала. Доказательств того, что Антонова Н.В. до достижения возраста 23 лет предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обращалась в уполномоченный орган, суду не представлено. Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки на учёт в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, суду не представлено. Таким образом, установлено, что на день вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ (ДД.ММ.ГГГГ) истец не имела права на предоставление однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку нереализованное право на обеспечение жильем истец утратила ДД.ММ.ГГГГ по достижении 23 лет, поскольку до достижении указанного возраста с заявлением о постановке на учет по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа" в установленном порядке не обращалась, как следствие, не была принята на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по указанной категории.

Довод Антоновой Н.В. о том, что до 2019 года она не обращалась с заявлением о постановке учёт нуждающихся в жилых помещениях по причине того, что ей никем не разъяснялась информация о её жилищных правах, является несостоятельным. Право состоять на учёте ограничено достижением 23-летнего возраста, то есть после прекращения опеки в силу достижения истцом совершеннолетия, на протяжении оставшихся 5 лет до достижения 23-летнего возраста истица не была лишена возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки её на учёт для получения жилья. Однако данного права не реализовала. Истец, являясь совершеннолетним дееспособным гражданином, могла воспользоваться нормативно -правовыми актами, находящимися в свободном доступе и не была лишена возможности также обратиться за любой консультацией в любой государственный орган.

В силу ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав не является уважительной причиной для их неиспользования. Соответственно, доводы прокурора <адрес> и Антоновой Н.В. несостоятельны.

Иных причин, которые можно посчитать уважительными, в том числе в соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), как то незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учёт, попытки встать на учёт нуждающихся были, но отказано в связи с отсутствием необходимых документов, истцом суду не представлено.

Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет при недоказанности уважительных причин, препятствующим такому обращению. В материалах дела не имеется доказательств наличия уважительных причин обращения Антоновой Н.В. с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицу, оставшемуся без попечения родителей, только в возрасте 47 лет.

Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что в настоящее время Антонова Н.В. не относится к категории лиц, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, что право на получение жилья вне очереди начала реализовывать только в возрасте 47 лет, до достижения возраста 23 лет с требованием о предоставлении ей жилого помещения или о постановке на учёт для получения жилого помещения в органы местного самоуправления не обращалась, соответственно по достижении возраста 23 лет утратила свой статус из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно утратила и право на внеочередное получение жилья, что уважительные причины пропуска срока на обращение с заявлением о постановке на учёт отсутствуют.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          Исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах Антоновой Н.В., к <адрес> о понуждении к совершению действий, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Болховский районный суд <адрес> в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:                                                   Н.А.Воропаева

2-156/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Антонова Надежда Владимировна
Прокурор Болховского района Орловской области
Ответчики
администрация Болховского района Орловской области
Другие
Департамент строительства, топливно- энергетического комплекса, жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области
Департамент финансов Орловской области
Департамент социальной защиты населения опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области
Суд
Болховский районный суд Орловской области
Судья
Воропаева Наталья Александровна
Дело на странице суда
bolhovsky.orl.sudrf.ru
08.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2020Передача материалов судье
14.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2020Подготовка дела (собеседование)
28.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2020Судебное заседание
12.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее