УИД 74RS0030-01-2023-004153-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Магнитогорск 28 марта 2024 года
Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Фадеевой О.В.,
при помощнике судьи Зайнуллиной Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Репникова А.В. к Управлению социальной защиты населения администрации г. Магнитогорска Челябинской области о признании права на государственную социальную помощь,
УСТАНОВИЛ
Репников А.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации г. Магнитогорска Челябинской области (далее - УСЗН) о признании права на государственную социальную помощь.
В обоснование иска указано, что истец является <данные изъяты> имеет право на получение государственных социальных услуг. Справкой из стоматологической поликлиники подтверждается нуждаемость истца в протезировании частичными съемными пластинчатыми протезами на верхнюю и нижнюю челюсть, для осущесмтвления своего права он обратился в УСЗН, ответчиком было отказано ему в бесплатном медицинском протезировании. Считает отказ неправомерным, просит признать за ним право на социальную помощь в виде бесплатного медицинского протезирования частичными пластинчатыми протезами на верхнюю и нижнюю челюсть.
Истец Репников А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель УСЗН Садельян А.Г., действующая на основании доверенности, при надлежащем извещении участия в рассмотрении дела не принимала, представила письменные возражения, где просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку по обращению истца выплата компенсации или предоставление мер социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования не предусмотрено, Репникову А.В. разъяснен порядок проведения протезирования в рамках оказания бесплатной медицинской помощи.
Представитель третьего лица ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника № 2" г. Магнитогорска, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области Гриб О.А., действующая на основании доверенности, в рассмотрении дела участия не принимала, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменном отзыве указала, что в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи на территории Российской Федерации реализуется программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которой установлено, что при болезнях полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования) гражданин имеет право на оказание бесплатной стоматологической помощи. Выплата компенсации за зубопротезирование или предоставление мер социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования в рамках действующего законодательства не предусмотрено.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Репников А.В. является <данные изъяты> <данные изъяты> установлена бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2021 № (л.д.4).
ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника № 2" г. Магнитогорска Репникову А.В. 28 декабря 2022 года выдана справка в том, что он нуждается в протезировании частичными съемными пластинчатыми протезами на верхнюю и нижнюю челюсть (л.д.5).
30 декабря 2022 года истец Рапников А.В. обратился в УСЗН с заявлением об оказании социальной помощи в виде бесплатного медицинского протезирования в соответствии с вышеуказанной справкой (л.д.16). К заявлению были приложены справка МСЭ, паспорт, СНИЛС, справка из стоматологии.
12 января 2023 года УСЗН дан ответ Репникову А.В. о том, что выплата за зубопротезирование или предоставление мер социальной поддержкив виде бесплатного зубопротезирования действующим законодательством не предусмотрено (л.д.23).
Полагая отказ незаконным, Репников А.В. обратился в суд с настоящим иском.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7 Конституции Российской Федерации); Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено право инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (пункт 8 статьи 6.1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов и порядки формирования таких перечней.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Зубные протезы не включены в указанные перечни при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Кроме того, Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" меры социальной поддержки инвалидам в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов отменены.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Репникова А.В. о признании права на бесплатное медицинское протезирование частичными съемными пластинчатыми протезами на верхнюю и нижнюю челюсти.
Поскольку Репников А.В. не обращался к ответчику с заявлением о предоставлении социальной помощи в виде денежной выплаты, необходимой для оплаты изготовления зубных протезов, оснований для возложения на ответчика обязанности по оказанию истцу указанной социальной помощи не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российсчкой Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Репникова А.В. к Управлению социальной защиты населения администрации г. Магнитогорска Челябинской области о признании права на государственную социальную помощь в виде бесплатного медицинского протезирования частичными съемными пластинчатыми протезами на верхнюю и нижнюю челюсти оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 20 мая 2024 года.