Дело №2-135/2021
УИД: 21RS0020-01-2021-000168-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2021 года село Яльчики
Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Викторова А.А.,
при секретаре судебного заседания Казаковой Т.Д.,
с участием представителя истца Турхина М.С. - помощника прокурора Яльчикского района Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску и.о.прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Путякова В.В. в защиту интересов Чувашской Республики и неопределенного круга лиц к Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Яльчикской центральной районной больнице» Министерства здравоохранения Чувашской Республики об обязании произвести ремонт/реставрацию,
установил:
И.о.прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Путяков В.В. в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов Чувашской Республики и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Яльчикской центральной районной больнице» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее Яльчикская ЦРБ) об обязании произвести ремонт/реставрацию указывая, что прокуратурой Яльчикского района Чувашской Республики (далее Прокуратура района) на основании поручения прокуратуры республики № проведена проверка деятельности Яльчикской ЦРБ на предмет исполнения законодательства при владении, использовании и содержании объекта культурного наследия регионального значения.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района в Яльчикском ЦРБ в 2020 был выявлен ряд нарушений законодательства в деятельности Яльчикской ЦРБ - собственника здания, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, с.Яльчики, ул. Восточная, дом 1 - «дом А.А.Буйновского 1887 г.», который распоряжением Совета Министров Чувашской АССР от 11.11.1986 №812-р признано объектом культурного наследия регионального значения. Статус объекта культурного наследия за зданием сохранен по сегодняшний день. Яльчикская ЦРБ является собственником данного здания с ДД.ММ.ГГ.
Согласно п.п.1.4, 1.5. Устава Яльчикского ЦРБ, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ №, учредителем и собственником имущества Яльчикского ЦРБ является Чувашская Республика.
Полномочия учредителя Яльчикского ЦРБ от имени Чувашской Республики осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Часть указанного здания передана Яльчикским ЦРБ во временное пользование АО «Чувашская медицинская страховая компания» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГ на срок до ДД.ММ.ГГ.
Министерством культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики ДД.ММ.ГГ для исполнения Яльчикскому ЦРБ оформлено охранное обязательство на данный объект культурного наследия, обязывающее собственника здания поддерживать его техническое состояние и первозданный архитектурно-художественный образ.
Установлено, что в нарушение ч.1 ст. 33, п.1 ст.47.3, ч.11 ст.47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указанный объект культурного наследия находится в неудовлетворительном техническом состоянии.
На объекте культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения «дом А.А.Буйновского 1887 г.» на момент проверки- июнь 2020 состояние отмосток не удовлетворительное; необходим текущий ремонт цоколя и отмостка по всему периметру здания; наружный водосток неорганизованный; требуется капитальный ремонт крыши; фасад здания выполнен из древесины, однако его обработка (покраска) в целях сохранения от воздействия факторов окружающей среды не производилась длительное время.
Проверкой также установлено, что ремонт здания - объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «дом А.А. Буйновского 1887 г.» не проводился около 20 лет.
Из изложенного следует, что Яльчикским ЦРБ не исполняются в полной мере требования законодательства по сохранению объекта культурного наследия, а также обязательства собственника здания, определенные охранным обязательством Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ.
По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГ № в адрес главного врача Яльчикского ЦРБ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия. Согласно ответу Яльчикского ЦРБ от ДД.ММ.ГГ № на представление прокуратуры района, допущенные нарушения ответчик не отрицает и в целях их устранения на совещании при главном враче рассмотрены меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих, составлен перечень планируемых работ.
В ходе проверки, проведенной в мае 2021 совместно с главным специалистом-экспертом отдела по охране объектов культурного наследия Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики прокуратурой района установлен факт бездействия Яльчикского ЦРБ - неисполнения требований прокурора района, изложенных в представлении от ДД.ММ.ГГ №, выразившихся в ненадлежащем содержании здания Яльчикского ЦРБ «дом А.А. Буйновского 1887 г.», расположенного по вышеуказанному адресу.
По состоянию на ДД.ММ.ГГ установлено неудовлетворительное состояние следующих внешних архитектурно-конструктивных элементов здания:
- фундаменты ленточные, каменные. Местами наблюдаются признаки деформаций и разрушений;
- цоколи и отмостки. Цоколь кирпичный с расшивкой швов. В соединении с отмосткой имеются щели. Асфальтовая отмостка имеется только вдоль тех фасадов, где размещены входные группы в здание. В цоколе наблюдается выпадение отдельных кирпичей, имеются трещины;
- стены бревенчатые, рубленные «в обло», обшиты тесом и окрашены. Требуется текущий ремонт деревянной обшивки памятника с учетом пропитки антисептиком и антипиреном в противопожарных и санитарных целях. Стены увенчаны профилированным карнизом;
- элементы декоративного оформления фасадов. Декоративные элементы требуют реставрации. Пилястры здания поражены гнилью;
- крыша двускатная, чердачная с покрытием из шифера, поверх металлических листов, по деревянным стропилам. Здание венчает расположенный в центре мезонин. Композиция дома симметричная. Мезонин имеет с восточной и западной сторон балкон с ажурными деревянными ограждениями. Мезонин требует реставрации. Образованный навесом кровли фронтон опирается на пару резных столбов балкона. Состояние удовлетворительное. Наблюдается разрушение подшивки карниза (поражена гнилью). Требуется восстановление водосточной системы кровли, а также оконного проема во фронтоне с южной стороны здания.
Неудовлетворительное состояние следующих внутренних архитектурно-конструктивных элементов:
- перекрытия деревянные, утепленные. Имеются признаки деформаций и разрушений потолков в помещениях мезонина;
- внутренние стены. Выявлены следы деформаций и разрушений стен помещений мезонина (имеются трещины в стенах). Также имеются следы замачивания потолка помещения мезонина вдоль печной трубы;
- двери и окна. Окна оформлены наличниками простой формы с круглым декоративным элементом в центре ступенчатого сандрика. Состояние удовлетворительное (требуется косметический ремонт). В помещения здания (дома) ведут два входа, через пристроенные сени. Вход, расположенный в центре главного фасада, ведет в коридор, соединенный с помещениями где устроена лестница в мезонин. Вход в правой боковой стене ведет в помещения, соединенные в анфиладном порядке. Дверные и оконные заполнения деревянные, окрашенные. Наблюдается нарушение окрасочного слоя (шелушение) откосов оконных блоков, обшивки фасадов. Двери входных групп здания заменены на металлические без проектно-разрешительной документации, согласованной в установленном законодательством порядке с органом, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
По результатам проверки установлено, что объект культурного наследия регионального значения - «дом А.А. Буйновского 1887 г.» содержится Яльчикским ЦРБ в ненадлежащем состоянии с нарушением требований, установленных ст.47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Бездействие Яльчикского ЦРБ - собственника указанного объекта культурного наследия, посягает на права и интересы субъекта Российской Федерации - Чувашской Республики, а также неопределенного круга лиц в части сохранения исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры регионального значения, в том числе их технического состояния и первозданного архитектурно-художественного образа.
И.о. прокурора, ссылаясь на положения ст.ст.12,45,212 ГПК РФ и ч.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» просил обязать Яльчикское ЦРБ (ОГРН 1022101830750, ИНН 212000545514), юридический адрес: Чувашская Республика, Яльчикский район, с.Яльчики, ул. Восточная, дом 1 в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести техническое состояние, а также архитектурно-художественный образ здания, расположенного по адресу: с.Яльчики, ул. Восточная, дом 1 - «дом А.А. Буйновского 1887 г.», являющегося объектом культурного наследия регионального значения (распоряжение Совета Министров Чувашской АССР от 11.11.1986 №812-р), в надлежащее состояние, соответствующее требованиям Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в частности, произвести ремонт/реставрацию:
- фундаментов ленточных и каменных (местами наблюдаются признаки деформаций и разрушений);
- цоколей и отмосток (в соединении с отмосткой имеются щели. Асфальтовая отмостка имеется только вдоль тех фасадов, где размещены входные группы в здание. В цоколе наблюдается выпадение отдельных кирпичей, имеются трещины);
- деревянной обшивки здания с учетом пропитки антисептиком и антипиреном в противопожарных и санитарных целях;
- декоративных элементов здания (пилястры здания поражены гнилью);
- мезонина (наблюдается разрушение подшивки карниза (поражена гнилью);
- водосточной системы кровли, а также оконного проема во фронтоне с южной стороны здания;
- потолков в помещениях мезонина (имеются признаки деформаций и разрушений);
- внутренних стен здания (выявлены следы деформаций и разрушений стен помещений мезонина (имеются трещины в стенах). Имеются следы замачивания потолка помещения мезонина вдоль печной трубы);
- дверей и окон (косметический ремонт);
- откосов оконных блоков, обшивки фасадов (наблюдается нарушение окрасочного слоя (шелушение);
-дверей входных групп здания в установленном законом порядке (заменены на металлические без проектно-разрешительной документации, согласованной в установленном законодательством порядке с органом, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия).
Представитель истца помощник прокурора района Турхин М.С. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме по изложенным в нем мотивам, и вновь приведя их суду, просил удовлетворить.
Ответчик Яльчикская ЦРБ извещался о месте и времени судебного разбирательства, в назначенное время участия своего представителя в судебном заседании не обеспечило. Просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В отзыве на иск указывает о своем согласии с иском, указывая, что в настоящее время ведется работа по составлению проектно-сметной документации для капитального ремонта здания.
Третьи лица, Министерство здравоохранения Чувашской Республики, Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, АО «Чувашская медицинская страховая компания» извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в назначенное время участия своих представителей в судебном заседании не обеспечили. Причина неявки суду не известна. Мотивированного отзыва на иск и ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявляли.
С учетом мнения представителя истца, положений ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, заключение помощника прокурора, полагающего заявленные требования подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
В силу ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с ч.3 ст.44 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В п.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон №73-ФЗ) установлено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статья 40 Закона №73-ФЗ определяет понятие «сохранение объекта культурного наследия» как меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Как предусмотрено в п.1 ст.45 Закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
В силу положений п.п.1, 7 п.1 ст.47.3, п.11 ст.47.6 Закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
При этом правообладатель объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст.45 Закона №73-ФЗ (п.п.3 п.3 ст.47.2 названного закона).
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм осуществление собственником объекта культурного наследия мер по его сохранению должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями, установленными законом и иными нормативными актами, в том числе регионального значения, поскольку собственник объекта культурного наследия несет обязанность по его содержанию и сохранению с момента государственной регистрации права собственности на такой объект.
В п.11 ст.47.6 Закона № 73-ФЗ определен круг лиц (собственников или иных законных владельцев объекта культурного значения), которые обязаны выполнять охранное обязательство: физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора; унитарные предприятия или учреждения, которым объект предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления; юридические лица, которым объект передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора; федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества, если объект не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование.
В названный перечень лиц, обязанных выполнять охранное обязательство, арендатор объекта культурного наследия не включен.
Согласно п.11 ст.48 Закона №73-ФЗ распределение обязанностей по выполнению требований, предусмотренных ст.47.2 настоящего Закона, между сторонами договора устанавливается указанным договором, если иное не предусмотрено статьей 47.6 настоящего Закона.
Пунктом 11 ст.47.6 Закона №73-ФЗ установлен, что если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с п.7 ст.47.6 Закона №73-ФЗ охранное обязательство утверждается актом федерального органа охраны объектов культурного наследия или актом регионального органа охраны объектов культурного наследия в зависимости от категории объекта (федерального, регионального или местного значения).
Таким образом, действующая редакция Закона №73-ФЗ лицом, на которое в первоочередном порядке возложена обязанность по выполнению охранного обязательства, указывает собственника такого объекта, в том числе и в случае, если указанный объект находится во владении или пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ №3 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (ред. от 26.12.2018).
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как видно из материалов дела, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГ (л.д.27-33), правообладателем здания административно-хозяйственного корпуса «Памятник и Дом А.А.Буйновского, 1887 г.» (объекта культурного наследия регионального значения), кадастровый №, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, с.Яльчики, ул. Восточная, дом 1, является Яльчикская ЦРБ.
В соответствии с охранным обязательством по недвижимому памятнику истории и культуры от ДД.ММ.ГГ (л.д.9-11), от ДД.ММ.ГГ (л.д.15-18) заключенному между Министерством культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики (далее Госорган) и собственником объекта культурного наследия Яльчикской ЦРБ, дом, в котором жил земский врач А.А.Буйновский, и где проходили встречи казанского комитета РСДРП», 1905-1907 гг., расположенный по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, с.Яльчики, ул. Восточная, дом 1, принятый под государственную охрану постановлением Совета Министров ЧАССР от 25.02.1974 №128, Яльчикская ЦРБ обязалась обеспечивать режим содержания памятника, а также проводить ремонтно-реставрационные, консервационные и реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния, составляющим неделимое целое с настоящим охранным обязательством, а также разовыми предписаниями Госоргана.
Согласно с охранным обязательством объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГ (л.д.15-18) заключенному между Министерством культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики (далее Госорган) и Яльчикским ЦРБ являющейся пользователем объекта культурного наследия регионального значения «Дома, в котором жил земский врач А.А.Буйновский, и где проходили встречи казанского комитета РСДРП», 1905-1907 гг., расположенного по вышеуказанному адресу, принимает на себя обязательства по соблюдению требований действующего законодательства по реставрации и использованию памятника, нести полную ответственность за сохранность памятника (п.1.1.). Проводит работы по сохранению памятника (консервацию, ремонт, реставрацию), на основании письменного разрешения и задания на проведение работ, выданных Госорганом (п.1.7.).
Согласно п.п.1.4, 1.5. Устава Яльчикского ЦРБ, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ № (л.д.97-105), учредителем Яльчикского ЦРБ является Чувашская Республика в лице Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Часть вышеуказанного здания передана Яльчикской ЦРБ во временное пользование АО «Чувашская медицинская страховая компания» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГ на срок до ДД.ММ.ГГ.
Прокуратурой района проведена проверка деятельности Яльчикского ЦРБ на предмет исполнения законодательства при владении, использовании и содержании объекта культурного наследия регионального значения.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района в Яльчикском ЦРБ в 2020, был выявлен ряд нарушений законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия.
По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГ № в адрес главного врача Яльчикской ЦРБ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия (л.д.38-40). Согласно ответу Яльчикского ЦРБ от ДД.ММ.ГГ № на представление прокуратуры района (л.д.41), допущенные нарушения Яльчикская ЦРБ не отрицает и в целях их устранения на совещании при главном враче рассмотрены меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих, составлен перечень планируемых работ.
На основании решения и.о.прокурора района о проведении проверки от ДД.ММ.ГГ (л.д.37) на основании поручения прокуратуры республики № от ДД.ММ.ГГ (л.д.34-36) проведена проверка деятельности Яльчикской ЦРБ на предмет соблюдения требований законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия.
В ходе проведенной проверки, согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГ (л.д.89-91) помощником прокурора совместно с главным специалистом-экспертом отдела по охране объектов культурного наследия Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики установлен факт бездействия Яльчикской ЦРБ - неисполнения требований прокурора района, изложенных в представлении от ДД.ММ.ГГ №, выразившихся в ненадлежащем содержании здания Яльчикской ЦРБ, расположенного по вышеуказанному адресу «дома А.А. Буйновского 1887 г.», непроведении ремонта данного здания в установленном законом порядке, а также условий охранного обязательства на данный объект культурного наследия ДД.ММ.ГГ с Яльчикским ЦРБ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГ установлено неудовлетворительное состояние следующих внешних архитектурно-конструктивных элементов здания:
- фундаменты ленточные, каменные. Местами наблюдаются признаки деформаций и разрушений;
- цоколи и отмостки. Цоколь кирпичный с расшивкой швов. В соединении с отмосткой имеются щели. Асфальтовая отмостка имеется только вдоль тех фасадов, где размещены входные группы в здание. В цоколе наблюдается выпадение отдельных кирпичей, имеются трещины;
- стены бревенчатые, рубленные «в обло», обшиты тесом и окрашены. Требуется текущий ремонт деревянной обшивки памятника с учетом пропитки антисептиком и антипиреном в противопожарных и санитарных целях. Стены увенчаны профилированным карнизом;
- элементы декоративного оформления фасадов. Декоративные элементы требуют реставрации. Пилястры здания поражены гнилью;
- крыша двускатная, чердачная с покрытием из шифера, поверх металлических листов, по деревянным стропилам. Здание венчает расположенный в центре мезонин. Композиция дома симметричная. Мезонин имеет с восточной и западной сторон балкон с ажурными деревянными ограждениями. Мезонин требует реставрации. Образованный навесом кровли фронтон опирается на пару резных столбов балкона. Состояние удовлетворительное. Наблюдается разрушение подшивки карниза (поражена гнилью). Требуется восстановление водосточной системы кровли, а также оконного проема во фронтоне с южной стороны здания.
Неудовлетворительное состояние следующих внутренних архитектурно-конструктивных элементов:
- перекрытия деревянные, утепленные. Имеются признаки деформаций и разрушений потолков в помещениях мезонина;
- внутренние стены. Выявлены следы деформаций и разрушений стен помещений мезонина (имеются трещины в стенах). Также имеются следы замачивания потолка помещения мезонина вдоль печной трубы;
- двери и окна. Окна оформлены наличниками простой формы с круглым декоративным элементом в центре ступенчатого сандрика. Состояние удовлетворительное (требуется косметический ремонт). В помещения здания (дома) ведут два входа, через пристроенные сени. Вход, расположенный в центре главного фасада, ведет в коридор, соединенный с помещениями где устроена лестница в мезонин. Вход в правой боковой стене ведет в помещения, соединенные в анфиладном порядке. Дверные и оконные заполнения деревянные, окрашенные. Наблюдается нарушение окрасочного слоя (шелушение) откосов оконных блоков, обшивки фасадов. Двери входных групп здания заменены на металлические без проектно-разрешительной документации, согласованной в установленном законодательством порядке с органом, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
По результатам проверки установлено, что объект культурного наследия регионального значения - «дом А.А. Буйновского 1887 г.» содержится Яльчикским ЦРБ в ненадлежащем состоянии с нарушением требований, установленных статьей 47.3 Закона №73-ФЗ.
Оценивая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ответчиком Яльчикским ЦРБ не исполняются обязанности по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, по выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия, а также нарушаются права граждан РФ на сохранность объектов культурного наследия, гарантированные Федеральным законом №73-Ф3.
В силу ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, выявленные в ходе проверки прокурором нарушения законодательства в области охраны культурного наследия со стороны ответчика создают угрозу для сохранности объекта культурного наследия, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных и.о.прокурором исковых требований к ответчику об обязании произвести ремонт/реставрацию здания – «Дома А.А. Буйновского 1887 г.», являющегося объектом культурного наследия регионального значения.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Суд считает возможным согласиться с необходимостью установлению сроков исполнения решения суда, отвечающих требованиям разумности и не оспоренных ответчиком 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного и.о.прокурора района иска.
Судебные расходы в соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом того, что ответчик является бюджетным учреждением здравоохранения, финансируемого из бюджета, в соответствии п.1 ч.1 ст.333.35 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Яльчикская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (ОГРН 1022101830750, ИНН 212000545514), юридический адрес: Чувашская Республика, Яльчикский район, с.Яльчики, ул. Восточная, дом 1 в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести техническое состояние, а также архитектурно-художественный образ здания - «Дом А.А. Буйновского 1887 г.», расположенного по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, с.Яльчики, ул. Восточная, дом 1, являющегося объектом культурного наследия регионального значения согласно распоряжению Совета Министров Чувашской АССР от 11.11.1986 №812-р, в надлежащее состояние, соответствующее требованиям Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в частности, произвести ремонт/реставрацию:
- фундаментов ленточных и каменных (местами наблюдаются признаки деформаций и разрушений);
- цоколей и отмосток (в соединении с отмосткой имеются щели. Асфальтовая отмостка имеется только вдоль тех фасадов, где размещены входные группы в здание. В цоколе наблюдается выпадение отдельных кирпичей, имеются трещины);
- деревянной обшивки здания с учетом пропитки антисептиком и антипиреном в противопожарных и санитарных целях;
- декоративных элементов здания (пилястры здания поражены гнилью);
- мезонина (наблюдается разрушение подшивки карниза (поражена гнилью));
- водосточной системы кровли, а также оконного проема во фронтоне с южной стороны здания;
- потолков в помещениях мезонина (имеются признаки деформаций и разрушений);
- внутренних стен здания (выявлены следы деформаций и разрушений стен помещений мезонина (имеются трещины в стенах). Имеются следы замачивания потолка помещения мезонина вдоль печной трубы);
- дверей и окон (косметический ремонт);
- откосов оконных блоков, обшивки фасадов (наблюдается нарушение окрасочного слоя (шелушение);
- дверей входных групп здания в установленном законом порядке (заменены на металлические без проектно-разрешительной документации, согласованной в установленном законодательством порядке с органом, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.
Судья А.А. Викторов
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 23.06.2021.