Решение по делу № 3а-142/2021 от 18.06.2021

3а-142/2021

10OS0000-01-2021-000141-60

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2021 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

при секретаре Сафоновой М.В.

с участием прокурора Волковой Е.А., представителя административного истца Молодежникова В.В., представителя административного ответчика Даниленко Т.С., представителя заинтересованного лица Паукова П.Н. - Горепекина А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-142/2021 по административному исковому заявлению Трифонова М. А. о признании не действующим в части решения Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010г. №26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа»,

УСТАНОВИЛ:

иск предъявлен по тем основаниям, что решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 №26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами установлена территориальная зона многофункциональной общественно-деловой застройки районного значения. При этом согласно Генеральному плану г.Петрозаводска вышеуказанные земельные участки отнесены к функциональной рекреационной зоне спортивных сооружений. Положениями Градостроительного кодекса РФ установлен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территории и содержащего долгосрочные ориентиры из развития перед правилами землепользования и застройки. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права административного истца на комфортную среду проживания и отдых.

Административный истец, уточнив исковые требования, просил признать оспариваемое решение недействующим в части установления территориальной зоны многофункциональной общественно-деловой застройки районного значения для земельных участков с кадастровыми номерами .

Административный ответчик в письменных объяснениях по существу заявленных требований возражал, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в установленном законом порядке в пределах компетенции Петрозаводского городского Совета. Спорные земельные участки были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером , приобретенного по договору купли-продажи от ХХ.ХХ.ХХ (...). Спорные земельные участки принадлежат Паукову П.Н. В картографическом материале – выкопировке из схемы планируемых границ функциональных зон Генерального плана г.Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа – указано, что территория земельных участков, обозначенных в иске, расположена в 117 квартале Пригородного участкового лесничества. Решением Петрозаводского городского Совета от 24.11.2016 №28/02-34 на основании определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации №75-КГ16-5 от 27.07.2016, Генеральный план г.Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденный решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 №XXVI/XX-361в части включения в границы населенного пункта лесных участков, в том числе, в кварталах 113-120 Пригородного участкового лесничества признан недействующим с 27.07.2016. Тем самым, Генеральный план г.Петрозаводска является недействующим в отношении указанных территорий с 27.07.2016. В иске просят отказать.

Заинтересованное лицо - администрация Петрозаводского городского округа - в отзыве на иск указала, что оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает прав административного истца в связи с тем, что Правилами землепользования и застройки для спорных земельных участков определена зона многофункциональной общественно-деловой застройки районного значения (Ор) (ст.43), градостроительный регламент для которой предусматривает в числе основных видов разрешенного использования – обеспечение занятий спортом в помещениях (п.5.1.2), в числе вспомогательных видов использования - площадки для занятий спортом (5.1.3).

В судебном заседании представитель административного истца Молодежников В.В., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал. Дополнил, что установлением Правилами землепользования и застройки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами территориальной зоны многофункциональной общественно-деловой застройки районного значения нарушены права административного истца на законность, отдых, комфортную городскую среду, поскольку Генеральным планом установлена функциональная зона – рекреационная зона спортивных сооружений. На спорной территории начато строительство торгового центра, его параметры превышают параметры рядом возведенного фитнес-центра.

Представитель административного ответчика Даниленко Т.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании по иску возражала по изложенным в отзыве доводам. Дополнила, что Генеральный план г.Петрозаводска в отношении оспариваемых земельных участков признан недействующим, указанные территории были неправомерно включены в границы территории Петрозаводского городского округа. Фактически юрисдикция органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа на данную территорию не распространяется. Новый Генеральный план г.Петрозаводска планируется к утверждению в 2025 году.

Представитель заинтересованного лица Паукова П.Н. действующий на основании доверенности Горепекин А.И. в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска Трифонову М.А. отказать. Пояснил, что в отношении спорной территории имеется план долгосрочного развития, планируется возведение не только торгового центра, но и школы, спортивного объекта. В действиях административного истца содержатся признаки злоупотребления правом.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с Уставом Петрозаводского городского округа
(далее - Устав) представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является Петрозаводский городской Совет, к которым в числе прочего отнесено и утверждение правил землепользования и застройки (статьи 14, 15 Устава).

Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010
26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее - Правила землепользования и застройки).

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу статьи 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Оспариваемые Правила землепользования и застройки регулируют вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности жителей г. Петрозаводска, в связи с чем административный истец как его житель обладает правом на обращение в суд с настоящим административным иском.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии в оспариваемой части Правил землепользования и застройки нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

В силу части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ, пунктов 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил застройки и землепользования, внесение в них изменений относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Исходя из положений пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

ГрК РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 части 1 статьи 1 ГрК РФ).

Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

В части 3 статьи 9, частях 9 и 10 статьи 31, пункте 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.

Данная правовая позиция выражена и в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.09.2018 № 81-АПГ18-11.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.02.2016 №242-О, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Судом установлено, что 08.09.2014 в ЕГРН внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью (...) кв.м., местоположение: (.....), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства объектов физкультурно-оздоровительного назначения (многофункциональные спортивные сооружения). Указанный земельный участок был предоставлен на основании договора от ХХ.ХХ.ХХ в аренду (...). На основании дополнительного соглашения от ХХ.ХХ.ХХ права и обязанности по договору аренды переданы (...). Арендатору ХХ.ХХ.ХХ администрацией Петрозаводского городского округа выдано разрешение на ввод в эксплуатацию физкультурно-оздоровительного комплекса (кадастровый номер ). Дополнительным соглашением от ХХ.ХХ.ХХ изменена площадь арендуемого земельного участка с (...) кв.м. на (...) кв.м. По договору купли-продажи от ХХ.ХХ.ХХ указанный земельный участок передан в собственность (...) для эксплуатации физкультурно-оздоровительного комплекса.

На основании договора купли-продажи от (...) индивидуальный предприниматель Пауков П.Н. приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером с расположенным на нем зданием физкультурно-оздоровительного комплекса с кадастровым номером .

В последующем путем раздела земельного участка с кадастровым номером образованы земельные участки с кадастровыми номерами , площадью (...) кв.м., соответственно (сведения в ЕГРН внесены ХХ.ХХ.ХХ).

ХХ.ХХ.ХХ путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами на основании заявления Паукова П.Н. и межевого плана был образован земельный участок с кадастровым номером площадью (...) кв.м. ХХ.ХХ.ХХ от Паукова П.Н. поступило заявление о государственной регистрации прав с приложением межевого плана, подготовленного в связи с образованием трех земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером . Вновь образованные земельные участки имеют кадастровые номера , площадь (...) кв.м., соответственно, на которые за Пауковым П.Н. ХХ.ХХ.ХХ зарегистрировано право собственности.

В отношении земельного участка с кадастровым номером действует разрешение на строительство спортивных площадок для физкультурно-оздоровительного комплекса. Государственным Комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору в ХХ.ХХ.ХХ в ходе выездного проверочного мероприятия выявлена самовольная постройка на земельном участке с кадастровым номером . Из материалов дела, в том числе представленного в судебном заседании представителем Паукова П.Н. проекта планировки территории следует, что на земельном участке с кадастровым номером возводится магазин-склад «(...)».

Согласно Генеральному плану г.Петрозаводска, утвержденному решением Петрозаводского городского Совета № XXVI/XX-361 от 11.07.2008, земельные участки с кадастровыми номерами находятся в функциональной зоне «Рс. Рекреационная зона спортивных сооружений».

К основным видам разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне «Рс» отнесены спортивные и спортивно-зрелищные сооружения и объекты, объекты физкультурно-оздоровительного назначения, зеленые насаждения, здания вспомогательного и административного назначения, гостиницы, к вспомогательным видам использования - складские помещения спортинвентаря, хозяйственные площадки, общественные туалеты, пункты проката спортивного инвентаря, площадки для отдыха, малые архитектурные формы, элементы благоустройства, скульптурные композиции, объекты транспортной и инженерной инфраструктуры. Минимальный процент озеленения земельных участков – 40%. Максимальный процент застройки в границах земельных участков для объектов, размещаемых в границе зоны - в соответствии с требованиями нормативов градостроительного проектирования Республики Карелия, иного законодательства Российской Федерации и Республики Карелия, но не более 40%.

Соответственно, Генеральным планом предусматривалось развитие данной территории с учетом указанной установленной функциональной зоны.

Согласно Правил землепользования и застройки указанные земельные участки размещаются в территориальной зоне «Ор. Зона многофункциональной общественно-деловой застройки районного значения»

К основным видам разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне «Ор» отнесены объекты торговли, общественного питания, учреждений и организаций органов государственной власти и местного самоуправления, детского дошкольного воспитания, начального и среднего образования, высшего, среднего и начального профессионального образования, кредитно-финансовых организаций, административные, офисные объекты, объекты организаций СМИ, печати, научно-исследовательских, проектных, конструкторских, творческих, медиа-организаций, культурно-просветительских и зрелищных учреждений, учреждений дополнительного образования и досугово-развлекательного назначения, учреждений бытового и коммунального обслуживания, спортивные и спортивно-зрелищные сооружения и объекты, объекты физкультурно-оздоровительного назначения, учреждений здравоохранения первой необходимости, гостиницы. К условно разрешенным видам отнесены культовые объекты, к вспомогательным видам использования – зеленые насаждения (парки, скверы, бульвары), малые архитектурные формы, открытые детские, спортивные площадки, площадки для отдыха, паркинги, наземные открытые стоянки автотранспорта, объекты транспортной и инженерной инфраструктуры. Максимальный процент застройки в границах земельных участков не ограничен.

Таким образом, территориальная зона, установленная в Правилах землепользования и застройки в отношении спорных земельных участков, не соответствует функциональной зоне, определенной в схемах территориального планирования Генерального плана.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2016 №75-КГ16-5 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденный решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска», в части включения в границы населенного пункта лесных участков в кварталах 118, 120, 137, 138, 262, 263 Петрозаводского участкового лесничества, 1, 3, 4, 9, 24 - 26, 32 - 36, 49, 50, 109 - 111, 113 - 120, 123 - 131, 134, 138 - 141, 149, 150 Пригородного участкового лесничества, 201 - 203 Орзегского участкового лесничества, 22, 222 Лососинского участкового лесничества, 67 - 70, 78 - 80 Заозерского участкового лесничества Прионежского центрального лесничества Прионежского района Республики Карелия.

Решением Петрозаводского городского Совета от 24.11.2016 признан недействующим с 27.07.2016 Генеральный план г.Петрозаводска в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков. Тем самым, указанные земельные участки находятся вне границ Петрозаводского городского округа.

Спорные земельные участки расположены в 117 квартале Пригородного участкового лесничества, относятся к землям лесного фонда, а не к землям населенных пунктов.

По смыслу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, требования которого обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно положениям частей 1, 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, части 2 и 6 статьи 30 ГрК РФ).

Вместе с тем в соответствии с частью 6 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда.

Частью 7 статьи 36 ГрК РФ установлено, что использование земель или земельных участков из состава земель лесного фонда, земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий определяется соответственно лесохозяйственным регламентом, положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с лесным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Виды использования лесов указаны в части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

Оценивая вышеуказанное в совокупности, суд приходит к выводу о несоблюдении административным ответчиком при установлении территориальной зоны в отношении спорных земельных участков вышеуказанных положений градостроительного, земельного и лесного законодательства, учитывает, что отнесение спорных земельных участков к территориальной зоне «Ор. Зона многофункциональной общественно-деловой застройки районного значения» нарушает права и законные интересы административного истца, проживающего в микрорайоне Кукковка г.Петрозаводска, на комфортную среду обитания и благоприятные условия проживания. Суду не представлено отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств злоупотребления административным истцом правом.

При таких обстоятельствах административные исковые требования Трифонова М.А. подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку установлено применение оспариваемого нормативного правового акта, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений пункта 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ в пользу Трифонова М.А. подлежат взысканию с административного ответчика расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Трифонова М. А. удовлетворить

Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010г. №26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части установления территориальной зоны многофункциональной общественно-деловой застройки районного значения для земельных участков с кадастровыми номерами .

Обязать Петрозаводский городской Совет опубликовать сообщение о решении суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном органе Петрозаводского городского Совета.

Взыскать с Петрозаводского городского Совета в пользу Трифонова М. А. расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Е. Иванова

Мотивированное решение составлено 30.08.2021

3а-142/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Трифонов Михаил Анатольевич
Ответчики
Петрозаводский городской Совет
Другие
Пауков Павел Николаевич
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия
Молодежников Виктор Викторович
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Иванова Наталья Евгеньевна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
18.06.2021Регистрация административного искового заявления
18.06.2021Передача материалов судье
21.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.06.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2021Судебное заседание
03.08.2021Судебное заседание
24.08.2021Судебное заседание
30.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее