УИД: 66RS0003-01-2023-007043-68
дело № 33-18108/2024 (№ 2-826/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург |
05.11.2024 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Ершовой Т.Е., Мурашовой Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рамзаевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Коноваловой Оксаны Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании решения незаконным, включении периодов в стаж, назначении пенсии,
по апелляционным жалобам сторон на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 13.05.2024.
Заслушав доклад судьи Ершовой Т.Е., объяснения представителя истца Сумовской Н.Ю., судебная коллегия
установила:
Коновалова О.В. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, в котором просила признать незаконным решение Управления Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости № 962691/22 от 07.03.2023, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области включить Коноваловой О.В. в специальный педагогический стаж период работы в должности учителя начальных классов в средней школе №7 г. Каракол Кыргызской Республики с 01.09.1995 по 05.08.2002 и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической работой с момента обращения за ней, то есть с 19.11.2022.
В обоснование исковых требований указано, что 19.11.2022 истец обратилась в Управление Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность. Решением пенсионного органа истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях. Ответчик не засчитал истцу в стаж педагогической деятельности период работы на территории стран СНГ и бывшего СССР, а именно время работы учителем начальных классов с 01.09.1995 по 05.08.2002 в средней школе №7 г. Каракол Кыргызской Республики. Полагает невключение указанного периода незаконным.
Определением суда приняты уточнения исковых требований, согласно которым истец просит признать незаконным решение Управления Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости № 962691/22 от 07.03.2023, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области включить Коноваловой О.В. в специальный педагогический стаж период работы в должности учителя начальных классов в средней школе №7 г. Каракол Кыргызской Республики с 01.09.1995 по 05.08.2002, период работы с 01.09.2016 по 31.12.2016 в МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической работой с 01.09.2024.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 13.05.2024 исковые требования Коноваловой О.В. удовлетворены частично.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области возложена обязанность включить в специальный педагогический стаж Коноваловой Оксаны Викторовны периоды работы с 01.09.1995 по 31.12.2001 в должности учителя начальных классов в средней школе №7 г. Каракол Кыргызской Республики, с 01.09.2016 по 31.12.2016 в должности учителя начальных классов в МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов.
Признано незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области № 962691/22 от 07.03.2023, в части невключения в специальный стаж Коноваловой Оксаны Викторовны указанных периодов.
В удовлетворении остальных исковых требований отказано.
С указанным решением не согласились обе стороны.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований о включении периода работы с 01.01.2002 по 05.08.2002 отменить, удовлетворить заявленные требования полностью. Полагает, что судом нарушены нормы процессуального права, поскольку заявленное 13.05.2024 ходатайство об отложении судебного заседания с целью получения сведений об уплате страховых взносов из Социального фонда Кыргызской Республики было отклонено судом, что лишило истца возможности представить дополнительные доказательства, и привело к вынесению незаконного решения.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда в части удовлетворения требований о включении периода работы с 01.09.1995 по 31.12.2001 в должности учителя начальных классов в средней школе №7 г. Каракол Кыргызской Республики отменить, ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Указывает на неправильное применение и неправильное толкование судом положений законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании. Полагает, что судом сделан безосновательный вывод о том, что спорный период работы истца подлежит включению в стаж, поскольку компетентными органами Республики Кыргызстан спорный период работы не подтверждены. Суд необоснованно сделал вывод о том, что истцом оплачены страховые взносы в социальный фонд Кыргызской Республики за весь период. Согласно формуляру «О стаже работы» подтвержден стаж на досрочный выход на пенсию 4 года 4 месяца, однако суд включил период 6 лет 4 месяца 1 день. Полагает, что пенсионное законодательство не предусматривает возможности включения в стаж периодов работы не подтвержденных запросом-формуляром.
На стадии подготовки дела к рассмотрению судебной коллегией разъяснено стороне истца право представить дополнительные доказательства относительно уплаты страховых взносов за период работы, а также выполнение педагогической нагрузки, начиная с 01.09.2000 г.
Истцом в качестве дополнительных доказательств представлены уточняющая справка Социального Фонда Кыргызской Республики от 27.08.2024, из которой следует, что за период с 1996 по 2002 г. о полученного Коноваловой О.В. дохода были удержаны страховые и пенсионные взносы, архивная справка Каракольского городского государственного архива от 24.07.2024 о начислении заработной платы Гавриленко (Коноваловой) О.В. за период с сентября 1995 г. по январь 1998 г., архивная справка Иссык-Кульского регионального управления от 04.02.2024 о начислении заработной платы за период с января 1998 г. по июнь 2002 г.
Представитель истца Сумовская Н.Ю. в заседании судебной коллегии поддержала доводы жалобы истца, возражала против доводов апелляционной жалобы ответчика.
Истец Коновалова О.В., представитель ответчик, представитель третьего лица МАОУ СОШ № 140 с углубленным изучением отдельных предметов в суд апелляционной инстанции не явились. В материалах дела имеются сведения об извещении не явившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (истец посредством направления телефонограммы, ответчик, третье лицо путем направления извещения по электронной почте, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет».
С учетом изложенного, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб сторон, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 19.11.2022 Коновалова О.В. обратилась в Управление установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области № 962691/22 от 07.03.2023 отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно решению страховой стаж составляет 23 года 06 месяцев 04 дня, стаж на соответствующих видах работ – 19 лет 03 месяца 05 дней, ИПК-63, 143.
В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены периоды работы:
- с 01.09.1995 по 05.08.2002 в должности учителя начальных классов в средней школе №7 г. Каракол Кыргызской Республики,
- с 01.09.2016 по 31.12.2016 в МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов.
Разрешая заявленные требования истца о включении в специальный стаж периодов работы, суд первой инстанции руководствовался положениями Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения. Российская Федерация и Кыргызская Республика являются участниками Соглашения от 13 марта 1992 г., пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", проанализировав представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о доказанности работы истца учителем в период работы с 01.09.1995 по 31.12.2001 в должности учителя начальных классов в средней школе №7 г. Каракол Кыргызской Республики, с 01.09.2016 по 31.12.2016 в должности учителя начальных классов в МАОУ СОШ №140, и наличии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Разрешая заявленные истцом требования о возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию с 01.09.2022, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1.1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, пришел к выводу о том, что пенсия может быть назначена истцу не ранее, чем через 36 месяцев после приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости. Необходимый специальный стаж 25 лет выработан истцом на 02.09.2021, соответственно, с учетом переходных положений закона срок назначения пенсии не наступил, а действующим пенсионным законодательством не предусмотрено назначение досрочной страховой пенсии на будущее время, в связи с чем отказал в удовлетворении указанных требований.
Решение суда в части включения периода работы с 01.09.2016 по 31.12.2016 в должности учителя начальных классов в МАОУ СОШ №140 сторонами не обжалуется и в силу положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки судебной коллегии.
Оценивая доводы жалобы ответчика в части необоснованного удовлетворения требований о включении в специальный стаж истца периода работы с 01.09.1995 по 31.12.2001, судебная коллегия исходит из следующего.
Порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В силу статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон (часть 2). В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3). В случаях, предусмотренных данным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Статьей 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 1).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 г. Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения. Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения от 13 марта 1992 г.
В силу статьи 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Таким образом, Соглашение от 13 марта 1992 г. предусматривает территориальный принцип назначения пенсий, т.е. по законодательству того государства, на территории которого производится назначение пенсии, в том числе досрочной, с применением законодательства того государства, где указанная пенсия назначается.
Аналогичный порядок закреплен в пункте 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российской Федерации из государств, ранее входивших в состав СССР", согласно которому при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г.
Кроме того, распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
С 1 января 2021 г. вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. (ратифицировано Российской Федерацией 9 ноября 2020 г. Федеральным законом N 354-ФЗ) (далее - Соглашение ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения ЕАЭС назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.
Статьей 7 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений данного Соглашения (пункт 1).
В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2 статьи 7).
Статьей 8 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений данного Соглашения.
В силу статьи 10 Соглашения ЕАЭС уполномоченные органы и компетентные органы взаимодействуют друг с другом (в том числе с использованием интегрированной информационной системы ЕАЭС) по вопросам, связанным с реализацией данного Соглашения, на безвозмездной основе. Компетентные органы представляют друг другу по запросу или по собственной инициативе необходимые сведения об обстоятельствах, имеющих значение для применения данного Соглашения, а также принимают меры по установлению этих обстоятельств. Компетентные органы информируют друг друга об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. Документы, необходимые для установления инвалидности, определения права на пенсию, назначения и выплаты пенсии, выданные в соответствии с законодательством одного государства-члена, признаются другим государством-членом без проведения установленных законодательством этого другого государства-члена процедур признания таких документов. Компетентные органы вправе запросить у трудящегося (члена семьи) нотариально заверенный перевод документов на государственный язык государства-члена, назначающего (выплачивающего) пенсию, а также в случае необходимости в целях верификации документов направлять соответствующие запросы либо использовать сведения, полученные путем обращения к информационным базам данных. Реализация данного Соглашения осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами и Евразийской экономической комиссией по применению норм
Статья 12 Соглашения ЕАЭС содержит переходные положения, в соответствии с данной статьей назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
В целях реализации статьи 10 Соглашения ЕАЭС решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 г. N 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. (далее - Порядок взаимодействия).
Порядок взаимодействия определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза между собой, а также с Евразийской экономической комиссией в целях реализации норм Соглашения. Взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения. До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 данного Порядка взаимодействия, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.
Таким образом, в соответствии с переходными положениями, закрепленными в статье 12 Соглашения ЕАЭС, за стаж работы, приобретенный до вступления в действие данного Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от 13 марта 1992 г. Соответственно при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, право на указанный вид пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Кырзыстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В данном случае истец, обратившись в суд с иском, просила обязать пенсионный орган включить в ее специальный стаж период работы с 01.09.1995 по 05.08.2002, т.е. до вступления в силу Соглашения ЕАЭС, предусматривающего особый порядок подтверждения стажа и определения права на пенсию.
Как следует из записей в трудовой книжке, Коновалова О.В. 01.09.1995 принята учителем начальных классов в среднюю школу №7 г. Каракол (приказ 3.11 от 01.09.1995), присвоена первая квалификационная категория (приказ 28.8 от 29.06.1998), 05.08.2002 освобождена от занимаемой должности по статье 117 ТК КР в связи с выездом за пределы Республики (приказ 19.1 от 05.08.2002).
Согласно справке средней общеобразовательной школы №7 г. Каракол Кыргызской Республики от 27.02.2018 №17 Коновалова (Гаврилко) О.В. работает в средней общеобразовательной школе №7 г. Каракол учителем начальных классов с 01.09.1995 по 05.08.2002. В период работы с 01.09.1995 по 05.08.2002 Коновалова О.В. выполняла норму педагогической (учебной) нагрузки, установленную за ставку заработной платы в должности учителя начальных классов. В период работы не находилась в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за ребенком до 1 года, до 1, 5 и 3 лет, отпусках без сохранения заработной платы.
В соответствии с формуляром о стаже работы от 14.03.2023 Социальный Фонд Кыргызской Республики подтверждает сведения о стаже Коноваловой О.В. в период с 01.09.1995 31.12.2000, а также уплату страховых взносов в Социальный фонд Кыргызской Республики в периоды с 01.01.1996 по 31.12.1996, 01.01.1997 по 30.06.1997, 01.08.1997 по 31.12.1997, 01.01.1998 по 31.01.1998, 01.01.1999 по 31.12.1999, 01.01.2000 по 31.12.2000.
Из архивной справки № 04-4/19 от 26.01.2023 следует, что в книгах по начислению заработной платы с сентября 1995 по январь 1998 года значится Коновалова (Гаврилко) О.В. Приказы по личному составу и книги по начислению заработной платы с февраля 1998 года на хранение не поступали.
С учетом изложенного, судебная коллегия отклоняет доводы ответчика о том, что подтверждение стажа работы в спорные периоды на территории Кыргызской Республики возможно только на основании формуляра, предусмотренного Соглашением ЕАЭС, и полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о применении положений Соглашения от 13 марта 1992 г., в соответствии с которым к документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется в том числе Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 - за периоды педагогической деятельности, имевшей место с 01 января 2002 года, либо за весь период трудовой деятельности.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, подлежащими применению к спорным отношениям, предусмотрены должности - учитель, директор (начальник, заведующий), а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований, лицеи.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 данных Правил работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 01 сентября 2000 года засчитывается в специальный стаж независимо от ведения преподавательской работы. Данная работа за период, начиная с 01 сентября 2000 года засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год.
В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 года N 94, постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 603), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 года N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей общеобразовательных учреждений.
Из изложенных норм права следует, что право на досрочное назначение пенсии имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях, к которым, в том числе, отнесены лицеи. Периоды их работы после 01 сентября 2000 года по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы не менее 18 часов в неделю.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периодов работы, суд первой инстанции исходил из доказанности работы истца учителем начальных классов в спорные периоды.
Выполнение истцом нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), в период с 01.09.2000 подтверждается справкой работодателя (том 1 л.д. 20).
В материалы дела истцом представлена справка средней общеобразовательной школы №7 г. Каракол Кыргызской Республики от 27.02.2018 №17, согласно которой Коновалова (Гаврилко) О.В. в период работы с 01.09.1995 по 05.08.2002 выполняла норму педагогической (учебной) нагрузки, установленную за ставку заработной платы в должности учителя начальных классов.
С учетом изложенного при подтверждении работодателем истца выполнения ей педагогической нагрузки начиная с 1 сентября 2000 г., суд первой инстанции обоснованно включил периоды работы истца с 01.09.2000 по 31.12.2001 в специальный страховой стаж.
Доводы апелляционной жалобы ответчика в части необоснованности включения периода с 01.09.1995 по 31.08.2000 ввиду отсутствия сведений о начислении заработной платы и уплате страховых взносов, судебной коллегией отклоняются, поскольку факт приема истца учителем в Среднюю школу № 17 подтверждается записями в трудовой книжке, а также справкой средней общеобразовательной школы №7 г. Каракол Кыргызской Республики и формуляром Социального Фонда Кыргызской Республики.
Кроме того, из приобщенной в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации справки Социального Фонда Кыргызской Республики от 27.08.2024 следует, что страховой стаж Коноваловой О.В. составляет 6 лет 6 мес (период с 01.01.1996 по 31.07.2002), архивной справкой от 24.07.2024 подтверждается начисление заработной платы в период с сентября 1995 года по июнь 2002 года.
С учетом изложенного судебная коллегия находит несостоятельными доводы жалобы ответчика в части того, согласно формуляру «О стаже работы» подтвержден стаж на досрочный выход на пенсию 4 года 4 месяца, однако суд включил период 6 лет 4 месяца 1 день.
Судебная коллегия отмечает, что ответчиком в апелляционной жалобе не приведено доводов и правовых обоснований для исключения указанного периода из стажа истца.
При этом судебная коллегия отмечает, что сведения компетентным органом формируются на основании запроса, в котором запрашиваемой сторон указывается конкретный период.
Судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы истца в части необоснованного исключения их специального стажа периода работы с 01.01.2002 по 05.08.2002 в связи с отсутствием сведений об уплате страховых взносов в пенсионный фонд Кыргызской Республики за спорный период, исходя из следующего.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В соответствии с пунктом 5 Рекомендаций, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 N 99р, периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность по предоставлению доказательств в подтверждение периодов работы для включения их в специальный стаж возложена на гражданина, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии, а не на пенсионный орган.
На территории Кыргызской Республики уполномоченным органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов, является Социальный Фонд Кыргызской Республики.
Из приобщенной в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации справки Социального Фонда Кыргызской Республики от 27.08.2024 следует, что в период с 01.01.1996 по 31.07.2002 из заработной платы Коноваловой О.В. производились удержания страховых взносов.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцом представлены надлежащие доказательства уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в части периода работы с 01.01.2002 по 05.08.2002, а также в отношении периода работы до 01.01.2002 в связи, с чем у пенсионного органа отсутствовали основания для отказа во включении спорного периода в страховой стаж истца.
При изложенных обстоятельствах, судом необоснованно не был включен в специальный стаж истца период работы с 01.01.2002 по 05.08.2002, за который производилась уплата страховых взносов.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о включении в страховой стаж истца периода работы с 01.01.2002 по 05.08.2002 подлежит отмене с принятие нового решения об удовлетворении требований в указанной части.
При этом судебная коллегия не находит оснований для не включения в страховой стаж истца периода работы с 01.08.2002 по 05.08.2002, несмотря на отсутствие сведений Социального Фонда Кыргыской Республики, исходя из следующего.
Из справки средней общеобразовательной школы №7 г. Каракол Кыргызской Республики от 27.02.2018 №17 следует, что Коновалова (Гаврилко) О.В. работала в средней общеобразовательной школе №7 г. Каракол учителем начальных классов с 01.09.1995 по 05.08.2002.
Согласно архивной справки № 05-17/387 от 04.02.2024 начисление заработной платы производилось Коноваловой О.В. по июнь 2002 г., однако из анализа произведенных начислений следует, что в июне 2002 г. истцу производилось начисление в размере 1818 руб. 98 коп., тогда как в мае 2002 г. начислено всего 942 руб. 50 коп.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что начисление заработной платы произведено работодателем за весь период работы Коноваловой О.В. и оснований для исключения из страхового стажа периода с 01.08.2002 по 05.08.2002 г. не имеется.
При включении в стаж истца спорных периодов работы общая продолжительность стажа Коноваловой О.В. на момент ее обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии (19.11.2022) составил 26 лет 02 мес. 11 дн. С учетом включения спорных периодов 25-летний педагогический стаж отработан истцом 26.08.2021.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В силу приложения 7 к Закону № 400-ФЗ при возникновении права на страховую пенсию в 2021 году срок назначения пенсии – не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Таким образом, право истца на назначение пенсии наступило 27.08.2024.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 9), суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому, если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
С учетом изложенного, судебная коллегия в интересах законности, на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым выйти за пределы доводов жалобы истца, и признать за истцом право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 27.08.2024.
Решение суда в части отказа в удовлетворении иска Коноваловой О.В. о назначении пенсии подлежит отмене, с принятием нового решения.
Доводы жалобы истца о нарушении судом норм процессуального права, выразившихся в необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела, отклоняются судебной коллегий исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отложение разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных настоящимКодексом, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение дела в этом судебном заседании вследствие неявки кого-либо из участников процесса, возникновения у суда обоснованных сомнений относительно того, что в судебном заседании участвует лицо, прошедшее идентификацию или аутентификацию, либо относительно волеизъявления такого лица, предъявления встречного иска, необходимости представления или истребования дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле других лиц, совершенияиныхпроцессуальных действий, возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи либо системы веб-конференции. Суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий двух месяцев, по ходатайству сторон в случае их обращения за содействием к суду или посреднику, в том числе медиатору, судебному примирителю, а также в случае принятия сторонами предложения суда использовать примирительнуюпроцедуру.
Из материалов дела следует, что исковое заявление подано в суд 24.11.2023, при этом запрос в центральный аппарат Социального фонда Кыргызской Республики направлен только 26.01.2024.
Из материалов дела следует, что судебное заседание было назначено на 13.05.2024 на 14 час. 30 мин. При этом ходатайство об отложении рассмотрения дела было направлено представителем было направлено в суд представителем истца Сумовской Н.Ю. 13.05.2024 в 8 час. 20 мин. по московскому времени и было передано суду после окончания судебного заседания.
Ссылок на нарушения норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов жалоба истца не содержит.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционные жалобы сторон не содержат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 13.05.2024 в части отказа в удовлетворении требований Коноваловой Оксаны Викторовны о включении в специальный педагогический стаж периода работы с 01.01.2002 по 05.08.2002 в должности учителя начальных классов в средней школе №7 г. Каракол Кыргызской Республики отменить, принять новое решение, которым возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области обязанность включить в специальный педагогический стаж Коноваловой Оксаны Викторовны период работы с 01.01.2002 по 05.08.2002 в должности учителя начальных классов в средней школе №7 г. Каракол Кыргызской Республики.
Решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 13.05.2024 отменить в части отказа в удовлетворении требований Коноваловой Оксаны Викторовны о назначении пенсии с момента возникновения права, принять в отмененной части новое решение, которым возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области обязанность назначить Коноваловой Оксане Викторовне досрочную страховую пенсию по старости с 27.08.2024.
В остальной части решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 13.05.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий Колесникова О.Г.
Судьи Ершова Т.Е.
Мурашова Ж.А.