Решение по делу № 2-395/2023 (2-3772/2022;) от 27.10.2022

УИД 31RS0022-01-2022-006805-52

№ 2-395/2023(2-3772/2022)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2023 года г. Белгород

Свердловский районный суд города Белгорода в составе председательствующего судьи Москвитиной Н.И.,

при секретаре Висанбиевой Е.А.,

с участием представителя истца Кошмановой Я.В.,

представителя ответчика администрации г. Белгорода Чичуга С.А.

представителя ответчика МКУ «Управление капитального строительства» администрации г. Белгорода Кравченко А.В.,

представителя третьего лица МБУ «Белгорблагоустройство» Приходько Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Белгорода, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Белгорода, МКУ «Управление капитального строительства» администрации г. Белгорода о возложении обязанности,

установил:

Прокурор г. Белгорода обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором, с учетом заявления в порядке ст.ст. 39,40 ГПК РФ, просит обязать администрацию г. Белгорода, МКУ «Управление капитального строительства» администрации г. Белгорода организовать оборудование стационарного наружного освещения в районе строения «в» по <адрес> в соответствии с требованиями пункта 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

В обоснование требований истец указал, что прокуратурой г. Белгорода в ходе осуществления надзорной деятельности по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании автомобильных дорог местного значения в деятельности администрации г. Белгорода, МКУ «Управление капитального строительства» установлены нарушения Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст, выразившиеся в отсутствии стационарного наружного освещения в районе строения «в» по <адрес>. Нарушения закона до настоящего времени не устранены.

По мнению истца, в результате бездействия ответчиков нарушается право неограниченного круга лиц на безопасность дорожного движения, что в свою очередь, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, ущерб имуществу участников дорожного движения.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом последующих заявлений в порядке ст.ст.39, 40 ГПК РФ.

Представители ответчиков просили отказать в удовлетворении заявленных требований, представив письменные возражения.

Представитель третьего лица МБУ «Белгорблагоустройство» указала, что на данный момент работы по освещению не выполнены, внесена корректировка в перечень объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта городского округа «Город Белгород» на 2022-2024 годы.

Суд, исследовав представленные доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных
дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации,
регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации».

Статьёй 3 названного закона определено, что автомобильная дорога -
объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения
транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах
полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними
конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы); дорожная деятельность-деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению
транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при
выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надёжности и безопасности автомобильной дороги;
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию
надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её
технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 9 статьи 6 Федерального
закона № 257-ФЗ).

Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации (абз. 1 статьи 1).

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (статья 3).

Как указано в статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как установлено судом автомобильная дорога в районе строения «в», по <адрес> относится к автомобильным дорогам местного значения.

Представленная в материалы дела информация о выявленных недостатках при обследовании дорожных условий на территории г. Белгорода, а именно, отсутствие стационарного искусственного наружного освещения в районе строения «в» по <адрес> подтверждает несоответствие дороги требованиям Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 -ст.

Представители ответчиков не опровергли предоставленную информацию, не привели данные, что информация о принятии мер прокурорского реагирования является ненадлежащим доказательством.

Доказательств, подтверждающих соответствие дороги техническим регламентам и иным нормативным документам, в том числе требованиям ГОСТ Р 50597-2017 ответчиками не представлено. Отсутствие стационарного освещения на данном участке дороги, ответчиками не оспаривается и признается судом доказанным.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что безопасность дорожного движения - состояние процесса защищенности (степени защищенности) его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 , предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

На основании ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. -ст, с изменениями, утвержденными приказом Росстандарта от 9 декабря 2013 г. -ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по СНиПу 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. ).

ГОСТ Р 52766-2007 включен в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4 ноября 2017 г. -р.

Также, согласно пункту 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» определено, что средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766-2007.

Проведенной проверкой установлено, что в районе строения «В» по <адрес> в <адрес> отсутствует стационарное наружное освещение.

Сложившаяся ситуация с освещением автодороги местного значения не соответствует требованиям п. 2.5 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", в соответствии с которыми стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов.

Таким образом, отсутствие стационарного освещения на указанном в исковом заявлении участке является нарушением Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52766-2007 и СП 323.1325800.2017.

Как указано выше, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам, и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Несмотря на указанные нарушения лицами, осуществляющих содержание автомобильных дорог, меры, направленные на надлежащее обустройство и содержание автомобильных дорог не принимаются, что может привести к аварийной ситуации, а также создает угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся указанными дорогами.

Пунктами 3, 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона №196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. 3 ст. 15 Закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Статьей 9 Устава городского округа «Города Белгород», принятого решением Белгородского городского Совета депутатов от 29.11.2005 , дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения городского округа.

При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, относятся к элементам обустройства автомобильных дорог (пункты 5, 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ).

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности исполнения требований прокурора на администрацию г. Белгорода.

Вместе с тем, учитывая, что для исполнения решения суда необходимо формирование бюджета с учетом дополнительных расходов, выполнение проектно-сметной документации, разработка проекта, выполнение работ, с учетом благоприятных погодных условий, что предполагает необходимость ответчику дополнительного времени, суд приходит к выводу о целесообразности в порядке ст.203 ГПК РФ установления срока исполнения решения до 01.09.2023 года, с учетом ходатайств со стороны ответчика и отсутствия возражений со стороны истца. По мнению суда, указанного срока будет достаточно для исполнения решения.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Прокурора г. Белгорода (ИНН , ОГРН ), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Белгорода (ИНН , ОГРН ), МКУ «Управление капитального строительства» администрации г. Белгорода (ИНН , ОГРН ) о возложении обязанности, удовлетворить частично.

Возложить на администрацию г. Белгорода обязанность организовать оборудование стационарного наружного освещения в районе строения «в» по <адрес> в соответствии с требованиями пункта 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Установить срок исполнения судебного решения до 01.09.2023 года.

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Белгорода, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МКУ «Управление капитального строительства» администрации г. Белгорода, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца с момента составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд города Белгорода.

Решение судом в окончательной форме принято 24.03.2023 года.

Судья Н.И. Москвитина

УИД 31RS0022-01-2022-006805-52

№ 2-395/2023(2-3772/2022)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2023 года г. Белгород

Свердловский районный суд города Белгорода в составе председательствующего судьи Москвитиной Н.И.,

при секретаре Висанбиевой Е.А.,

с участием представителя истца Кошмановой Я.В.,

представителя ответчика администрации г. Белгорода Чичуга С.А.

представителя ответчика МКУ «Управление капитального строительства» администрации г. Белгорода Кравченко А.В.,

представителя третьего лица МБУ «Белгорблагоустройство» Приходько Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Белгорода, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Белгорода, МКУ «Управление капитального строительства» администрации г. Белгорода о возложении обязанности,

установил:

Прокурор г. Белгорода обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором, с учетом заявления в порядке ст.ст. 39,40 ГПК РФ, просит обязать администрацию г. Белгорода, МКУ «Управление капитального строительства» администрации г. Белгорода организовать оборудование стационарного наружного освещения в районе строения «в» по <адрес> в соответствии с требованиями пункта 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

В обоснование требований истец указал, что прокуратурой г. Белгорода в ходе осуществления надзорной деятельности по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании автомобильных дорог местного значения в деятельности администрации г. Белгорода, МКУ «Управление капитального строительства» установлены нарушения Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст, выразившиеся в отсутствии стационарного наружного освещения в районе строения «в» по <адрес>. Нарушения закона до настоящего времени не устранены.

По мнению истца, в результате бездействия ответчиков нарушается право неограниченного круга лиц на безопасность дорожного движения, что в свою очередь, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, ущерб имуществу участников дорожного движения.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом последующих заявлений в порядке ст.ст.39, 40 ГПК РФ.

Представители ответчиков просили отказать в удовлетворении заявленных требований, представив письменные возражения.

Представитель третьего лица МБУ «Белгорблагоустройство» указала, что на данный момент работы по освещению не выполнены, внесена корректировка в перечень объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта городского округа «Город Белгород» на 2022-2024 годы.

Суд, исследовав представленные доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных
дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации,
регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации».

Статьёй 3 названного закона определено, что автомобильная дорога -
объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения
транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах
полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними
конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы); дорожная деятельность-деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению
транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при
выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надёжности и безопасности автомобильной дороги;
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию
надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её
технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 9 статьи 6 Федерального
закона № 257-ФЗ).

Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации (абз. 1 статьи 1).

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (статья 3).

Как указано в статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как установлено судом автомобильная дорога в районе строения «в», по <адрес> относится к автомобильным дорогам местного значения.

Представленная в материалы дела информация о выявленных недостатках при обследовании дорожных условий на территории г. Белгорода, а именно, отсутствие стационарного искусственного наружного освещения в районе строения «в» по <адрес> подтверждает несоответствие дороги требованиям Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 -ст.

Представители ответчиков не опровергли предоставленную информацию, не привели данные, что информация о принятии мер прокурорского реагирования является ненадлежащим доказательством.

Доказательств, подтверждающих соответствие дороги техническим регламентам и иным нормативным документам, в том числе требованиям ГОСТ Р 50597-2017 ответчиками не представлено. Отсутствие стационарного освещения на данном участке дороги, ответчиками не оспаривается и признается судом доказанным.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что безопасность дорожного движения - состояние процесса защищенности (степени защищенности) его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 , предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

На основании ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. -ст, с изменениями, утвержденными приказом Росстандарта от 9 декабря 2013 г. -ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по СНиПу 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. ).

ГОСТ Р 52766-2007 включен в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4 ноября 2017 г. -р.

Также, согласно пункту 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» определено, что средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766-2007.

Проведенной проверкой установлено, что в районе строения «В» по <адрес> в <адрес> отсутствует стационарное наружное освещение.

Сложившаяся ситуация с освещением автодороги местного значения не соответствует требованиям п. 2.5 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", в соответствии с которыми стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов.

Таким образом, отсутствие стационарного освещения на указанном в исковом заявлении участке является нарушением Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52766-2007 и СП 323.1325800.2017.

Как указано выше, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам, и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Несмотря на указанные нарушения лицами, осуществляющих содержание автомобильных дорог, меры, направленные на надлежащее обустройство и содержание автомобильных дорог не принимаются, что может привести к аварийной ситуации, а также создает угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся указанными дорогами.

Пунктами 3, 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона №196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. 3 ст. 15 Закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Статьей 9 Устава городского округа «Города Белгород», принятого решением Белгородского городского Совета депутатов от 29.11.2005 , дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения городского округа.

При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, относятся к элементам обустройства автомобильных дорог (пункты 5, 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ).

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности исполнения требований прокурора на администрацию г. Белгорода.

Вместе с тем, учитывая, что для исполнения решения суда необходимо формирование бюджета с учетом дополнительных расходов, выполнение проектно-сметной документации, разработка проекта, выполнение работ, с учетом благоприятных погодных условий, что предполагает необходимость ответчику дополнительного времени, суд приходит к выводу о целесообразности в порядке ст.203 ГПК РФ установления срока исполнения решения до 01.09.2023 года, с учетом ходатайств со стороны ответчика и отсутствия возражений со стороны истца. По мнению суда, указанного срока будет достаточно для исполнения решения.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Прокурора г. Белгорода (ИНН , ОГРН ), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Белгорода (ИНН , ОГРН ), МКУ «Управление капитального строительства» администрации г. Белгорода (ИНН , ОГРН ) о возложении обязанности, удовлетворить частично.

Возложить на администрацию г. Белгорода обязанность организовать оборудование стационарного наружного освещения в районе строения «в» по <адрес> в соответствии с требованиями пункта 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Установить срок исполнения судебного решения до 01.09.2023 года.

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Белгорода, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МКУ «Управление капитального строительства» администрации г. Белгорода, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца с момента составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд города Белгорода.

Решение судом в окончательной форме принято 24.03.2023 года.

Судья Н.И. Москвитина

2-395/2023 (2-3772/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура г. Белгорода
Ответчики
Администрация г. Белгорода
МКУ "Управление капитального строительства" администрации г. Белгорода
Другие
МБУ "Управление Белгорблагоустройство"
Суд
Свердловский районный суд г. Белгород
Судья
Москвитина Наталия Ивановна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.blg.sudrf.ru
27.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2022Передача материалов судье
02.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2022Подготовка дела (собеседование)
19.01.2023Подготовка дела (собеседование)
19.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2023Судебное заседание
17.03.2023Судебное заседание
17.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее