Дело №2-1364/2021
УИД 22RS0067-01-2021-001470-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2021 года г. Барнаул
Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Шмидт Ю.С.,
при секретаре Товпышка Е.Ю.,
с участием представителя процессуального истца Громадиной Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барнаульского транспортного прокурора в интересах Нестеренко Евгения Владимировича к Алтайской таможне о взыскании компенсации при увольнении,
УСТАНОВИЛ:
Барнаульский транспортный прокурор, действуя в интересах Нестеренко Е.В. обратился в суд с иском к Алтайской таможне о взыскании компенсации при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 5737 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 1517,47 руб., а также компенсации за задержку выплаты заработной платы при увольнении за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 328,87 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что приказом начальника Алтайской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № Нестеренко Е.В. был освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы в связи с сокращением. При увольнении истцу произведена выплата, причитающаяся ему в связи с сокращением должности государственной гражданской службы в виде компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – 132154,40 руб., а также выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск (31 календарный день) в размере 34995,52 руб. Однако ответчиком при расчете не были учтены выплаты материального стимулирования, что, по мнению истца, противоречит действующему законодательству.
В судебном заседании представитель процессуального истца Громадина Г.В. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Материальный истец Нестеренко Е.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, в которых просит оставить исковые требования без удовлетворения, поскольку все полагающиеся Нестеренко Е.В. выплаты были произведены, при этомисходит из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации.
С учетом изложенного и на основании ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя процессуального истца, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Нестеренко Е.В. до ДД.ММ.ГГГГ состоял на государственной гражданской службе в Алтайской таможне в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров.
Приказом начальника Алтайской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № Нестеренко Е.В. освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно данному приказу в пользу Нестеренко Е.В. подлежали выплате денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" и компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 31 календарный день.
Из представленных Алтайской таможней сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при увольнении Нестеренко Е.В. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 132154,40 руб. и компенсация за неиспользованный отпуск в размере 34955,52 руб.
Кроме того, Нестеренко Е.В. выплачивалось материальное стимулирование исчисленное за 12 месяцев, предшествующих увольнению в размере 17211 руб.
Сторона истца утверждает, что ответчик не произвел окончательный расчет при увольнении, так как не выплатил в полном объеме компенсации, которые должны были быть рассчитаны с учетом выплаченного истцу материального стимулирования.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Минфин России ежегодно разрабатывает в вносит в установленном порядке в Правительство РФ проект постановления о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих.
Правительством РФ принимались постановления о выделении федеральным государственным органам, в том числе ФТС России, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты труда, в том числе в 2019 году – постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, в 2020 году – постановление от ДД.ММ.ГГГГ №.
В постановлениях предусмотрены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФТС России в общем годовом объеме, без распределения между управлениями ФТС, а также без распределения по категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской службы.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Как следует из материалов дела, в судебном заседании стороной ответчика не оспаривался факт того, что материальное стимулирование выплачивалось истцу, однако расчет оплаты за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении в связи с сокращением, производился без учета материального стимулирования.
Таким образом, поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу, что выплаченное Нестеренко Е.В. в соответствии с Приказом Алтайской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации за нарушение сроков осуществления выплат, суд, руководствуясь ст. 236 ТК, учитывая, что истцу недоначислены и не выплачены денежные средства в размере 7254,47 руб. приходит к выводу об их удовлетворении и взыскании в пользу истца денежной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 328,87 руб.
Расчет недоплаченной суммы компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации за нарушение срока их выплат согласно ст.236 ТК РФ, представленный истцом, проверен судом и признан арифметически правильным.
С учетом вышеизложенного, исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, суд находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Ссылку ответчика на единовременную выплату за 3 квартал 2020 года, произведенную гражданским служащим на основании приказа Алтайской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть после увольнения Нестеренко Е.В. и невозможность ее учета на момент увольнения, суд во внимание не принимает, поскольку размер данной выплаты не включен в расчет и не заявлен истцом ко взысканию.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Барнаульского транспортного прокурора в интересах Нестеренко Евгения Владимировича к Алтайской таможне о взыскании компенсации при увольнении удовлетворить.
Взыскать с Алтайской таможни в пользу Нестеренко Евгения Владимировича компенсацию при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 5737 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 1517,47 руб., а также компенсацию за задержку выплаты заработной платы при увольнении за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 328,87 руб., всего 7583 рубля 34 копейки.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Барнаула.
Председательствующий Ю.С. Шмидт