Решение по делу № 2а-1382/2018 от 29.06.2018

Дело № 2а-1382/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>

Белогорский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего Каспирович М.В.,

при секретаре Катеринич И.Г.,

с участием:

представителя административного истца – старшего помощника прокурора <адрес> Коньковой Д.А., административного ответчика М.Т.А. представителя заинтересованного лица ГАУЗ АО «<адрес>» Расновского В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределённого круга лиц к М.Т.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к М.Т.А. указав, что прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзора за безопасностью дорожного движения проведена проверка соблюдения требований ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». По результатам проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Т.А. выдано водительское удостоверение № <адрес> категории «В» на право управления транспортными средствами. Согласно информации ГАУЗ АО «<адрес>» филиал в <адрес> административный ответчик состоит на диспансерном учете у врача <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Дважды, в ДД.ММ.ГГГГ г.г.М.Т.А.. проходила курс лечения в стационаре ГАУЗ АО «АОНД» в <адрес> с диагнозом «<данные изъяты>».Просит прекратить действие права на управление транспортными средствами у М.Т.А. аннулировать водительское удостоверение № <адрес>, выданное ДД.ММ.ГГГГ, либо водительское удостоверение, выданное взамен; решение суда направить в ГУ МО МВД России «Белогорский» для розыска и изъятия водительского удостоверения и внесения сведений в Федеральную информационную систему ГИБДД-М об аннулировании водительского удостоверения.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Конькова Д.А. исковые требования поддержала по основаниям, приведенным в иске, на их удовлетворении настаивал.

Административный ответчик М.Т.А.. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ закодирована, ДД.ММ.ГГГГ уже не <данные изъяты>, когда она приходила лечиться, думала, что это будет <данные изъяты>, поэтому не знала о необходимости являться в диспансер для отметки,на проведении судебной экспертизы не настаивала.

Представитель заинтересованного лица ГАУЗ АО «<адрес>» Расновский В.А., действующий на основании прав по должности, поддержал заявленные требования и пояснил, что М.Т.А.. действительно <данные изъяты> около ДД.ММ.ГГГГ, однако стойкая <данные изъяты> наступит только по истечении 3 лет. В настоящее время <данные изъяты> у административного ответчика не наступила.

Всудебное заседание не явился представительзаинтересованного лица МО МВД России «Белогорский» - о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст. 289 КАС РФ суд находит возможным рассмотреть спор в отсутствие не явившихся.

Выслушав административного истца, административного ответчика, представителя заинтересованного лица,исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).

Регулируемые Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в связи с нарушением прав участников дорожного движения.

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.

Статьей 24 Федеральным закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

Согласно абзацу 9 статьи 5 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 23 Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В пункте 1 статьи 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Так, противопоказанием для управления транспортными средствами всех категорий является, в частности, эпилепсия, алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.

На основании Приказа Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.

В соответствии с приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года.

Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление).

Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего хроническим алкоголизмом, и предполагает наблюдение за психическим состоянием лица путем регулярных осмотров врачом-наркологом и оказание необходимой медицинской и социальной помощи. Решение о необходимости диспансерного наблюдения и его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией медицинского учреждения, оказывающего помощь.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.

Из материалов дела следует, что М.Т.А.., ДД.ММ.ГГГГ.р. ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение категории «В» серии<адрес>.

Прокуроратурой <адрес> проведена проверкасоблюдения требований в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлено, что административный ответчик состоит на диспансерном учете у врача <данные изъяты> с диагнозом «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Международной классификации болезней МКБ-10, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ имеют коды F10 - F19, к которым в частности относится заболевание: "Синдром зависимости. Хронический алкоголизм (F10.2).

В соответствии с перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1604, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболеваний F10 - F16), являютсямедицинскимипротивопоказаниями к управлению транспортным средством.

По сообщению ГАУЗ АО «АОНД» в <адрес> М.Т.А. ДД.ММ.ГГГГр., с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учете у врача <данные изъяты> с диагнозом «<данные изъяты> Лечилась стационарно дважды в ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: «<данные изъяты> После выписки врача не посещает, данных о пациентке нет. Учитывая длительное <данные изъяты>, сформированную психическую и физическую зависимость от <данные изъяты>, установлено, что М.Т.А.. страдает <данные изъяты> и на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1604 «О перечне медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» имеет медицинские противопоказанияу управлению транспортными средствами.

Из медицинской карты амбулаторного больного М.Т.А.. следует, что М.Т.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на лечении в <данные изъяты> отделении с диагнозом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ поставлена на «Д» учет. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на лечении с диагнозом «<данные изъяты>.Административный ответчик дважды была на приеме у врача <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (по вызову); ДД.ММ.ГГГГ (по направлению прокуратуры).

Таким образом, сведений о наличии у М.Т.А.ремиссии либо снятии последней с диспансерного учета материалы дела не содержат.

Поскольку М.Т.А..имеет заболевание, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает ее допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения ее права на управление транспортными средствами.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к М.Т.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами - удовлетворить.

Прекратить действие права М.Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на управление транспортными средствами, аннулировать водительское удостоверение № <адрес>, выданное ДД.ММ.ГГГГ, либо водительское удостоверение, выданное взамен.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: М.В. Каспирович

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2а-1382/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместиетель прокурора города Белогорска
Ответчики
Медведева Т.А.
Другие
ГАУЗ АО "Амурский областной наркологический диспаансер" в городе Белогорске
ГУ МО МВД России "Белогорский"
Суд
Белогорский городской суд Амурской области
Дело на странице суда
belogorskiygs.amr.sudrf.ru
29.06.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.06.2018[Адм.] Передача материалов судье
02.07.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
19.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2018[Адм.] Судебное заседание
20.07.2018[Адм.] Судебное заседание
25.07.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее