Административное дело №2а-1133/19
публиковать
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2019 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,
при секретаре Шергиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цыпляшова ФИО8 к Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике о признании незаконным требования об уплате налога №842409 от 10.12.2019г, возложении обязанности его отменить,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился административный истец с иском к административному ответчику о признании незаконным требования об уплате налога №842409 от 10.12.2019г, возложении обязанности его отменить. В обоснование заявленных требований указано, что 17 октября 2018 года Цыпляшову А.Е. Межрайонная ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике (МИФНС России № 9 по УР) предъявила налоговое уведомление № 45530782 от 13.09.2018. В связи с частичным несогласием с уведомлением в части расчета налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом в размере 16 033 рубля 00 копеек, административный истец обратился в МИФНС России № 9 по УР с заявлением о неправомерности действий налогового органа, т.к. на основании заключенных договоров найма жилого помещения налоговым агентом является ООО «АмурПромСервис» (ИНН 1840019104). К заявлению приложил копии документов, подтверждающих этот факт. Дополнительно, руководствуясь налоговым законодательством, в адрес ООО «АмурПромСервис» направил требование о предоставлении в налоговый орган корректирующей справки по форме 2-НДФЛ, которое налоговым агентом было проигнорировано. В результате, на основании требования №842409 от 10.12.2018 г. Межрайонной ИФНС России № 9 по УР, за истцом числится общая задолженность в сумме 16041 рубль 02 копейки с учетом пени. В соответствии с письмом Минфина России от 05.08.2011г. № 03-04-06/3-179 000' «АмурПромсервис» признается налоговым агентом при выплате физическому лицу арендной платы за арендуемое у него помещение и, соответственно, должен исполнять обязанности, предусмотренные ст. 226 НК РФ. Следовательно, ООО «АмурПромСервис» (Наниматель - налоговый агент) не исполнил свои договорные обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц. Данное обстоятельство указывает на допущение правонарушений в виде сокрытия директором ООО «АмурПромСервис» Темниковой Е.А. факта заключенных договоров найма жилых помещений с целью недостоверного представления сведений в налоговый орган.
Административный истец просит признать требование № 842409 от 10.12.2018 г. Межрайонной ИФНС России № 9 по УР незаконным, отменить указанное требование.
Определением суда от 14.02.2019г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «АмурПромСервис».
В судебном заседании административный истец доводы административного искового заявления поддержал, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Белокрылова М.А., действующая на основании доверенности, указала, что в случае, если налоговый агент не удержал у налогоплательщика сумму НДФЛ, то такая сумма налога уплачивается налогоплательщиком - физическим лицом самостоятельно на основании налогового уведомления в срок до 1 декабря года, следующего за отчетным, поэтому оспариваемое требование является законным и прав административного истца не нарушает.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «АмурПромСервис» директор Темникова Е.А. административный иск считает необоснованным и удовлетворению не подлежащим.
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Настоящее административное дело подлежит рассмотрению судом в порядке главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве РФ (далее – КАС РФ) – производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что административное исковое заявление подано административным истцом в суд с соблюдением установленного ч.1 ст.219 КАС РФ срока.
Судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства, которые не оспариваются сторонами и не вызывают сомнений у суда.
Цыпляшов А.Е. ИНН № состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №9 по УР по месту регистрации.
Согласно налоговому уведомлению №45530782 от 13.09.2018г. расчет налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом ООО «АмурПромСервис» с налогоплательщика Цыпляшова А.Е. составляет 16033 рублей 00 копеек.
Между Цыпляшовым А.Е. (наймодатель) и ООО «АмурПромСервис» (наниматель) заключен договор найма жилого помещения от 01.11.2015г. о передаче во временное пользование (найм) двухкомнатной квартиры, находящейся в собственности наймодателя, по адресу: <адрес> на срок с 01.11.2015г. по 31.12.2015г. с ежемесячной платой в размере 17000 рублей. Согласно п.3.6 договора наниматель является налоговым агентом.
Между Цыпляшовым А.Е. (наймодатель) и ООО «АмурПромСервис» (наниматель) заключен договор найма жилого помещения от 01.11.2015г. о передаче во временное пользование (найм) двухкомнатной квартиры, находящейся в собственности наймодателя, по адресу: <адрес> на срок с 01.10.2015г. по 31.12.2015г. с ежемесячной платой в размере 17000 рублей. Согласно п.3.6 договора наниматель является налоговым агентом.
Согласно справке о доходах физических лиц (форма 2- НДФЛ) № 1 от 27.02.2018 от сдачи в наем вышеуказанных помещений ООО «АмурПромСервис», Цыпляшов А.Е. получил доход в сумме 123333,33 руб., сумма налога, не удержанная налоговым агентом, составила 16 033 рубля.
Не согласившись с указанным уведомлением, Цыпляшов А.Е. 19.10.2018г. обратился в МИФНС России №9 по УР с заявлением об исключении из уведомления расчета налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом за 2017г., т к. на основании заключенных договоров найма жилого помещения налоговым агентом является ООО «АмурПромСервис».
В ответ на обращение Цыпляшова А.Е. МИФНС России №9 по УР 26.10.2018г., 02.11.2018г. разъяснила расчет оспариваемого налога.
Цыпляшов А.Е. 20.11.2018г направил в адрес ООО «АмурПромСервис» требование о предоставлении в налоговый орган корректирующей справки по форме 2-НДФЛ
Административному истцу МИФНС России №9 по УР направлено требование № 842409 об уплате недоимки по НДФЛ, согласно которому по состоянию на 10.12.2018 г. за Цыпляшовым А.Е. числится задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ в размере 16033 рубля 02 копейки, пени в связи с неуплатой НДФЛ в установленный законодательством срок в размере 8 рублей 02 копейки. Данные обстоятельства следуют из текста административного искового заявления, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, сомнений у суда не вызывают и сторонами по существу не оспариваются.
Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ (далее также – НК РФ) налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
П.1 ст.45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со пп.4 ч.1 статьи 208 НК РФ для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся: доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Пунктом 5 статьи 226 НК РФ установлено, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога. Согласно п. 6 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 НК РФ уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога,
В связи с тем, что налоговым агентом ООО «АмурПромСервис» в налоговый орган представлена справка о доходах физических лиц (форма 2- НДФЛ) № 1 от 27.02.2018, согласно которой Цыпляшов ФИО8 получил доход в сумме 123 333,33 руб., а исчисленная сумма налога ООО «АмурПромСервис» 16 033 рубля не была удержана и соответственно в бюджет не перечислена, что соответствовало порядку, предусмотренному п. 5 ст. 226 НК РФ, сумма неудержанного и неперечисленного налога передана на взыскание налоговому органу.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (п.п.2, 3 ст.52 НК РФ).
В связи с чем, Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике правомерно в соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ и ст. п.п.2, 3 ст.52 НК РФ НК РФ направлено в адрес Цыпляшова А.Е. налоговое уведомление.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (п.1 ст.70 НК РФ).
На основании п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога, направленное по почте, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В связи с неуплатой сумм налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом, указанных в налоговом уведомлении в срок до 03.12.2018, налоговый орган в соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ выставил в адрес Цыпляшова А.Е. требования об уплате налога № 842409 по состоянию на 10.12.2018 г.
В соответствии с п.7 ст.226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен настоящим пунктом.
Довод административного истца о том, что ООО «АмурПромСервис» обязан как налоговый агент в соответствии с п.7 ст.226 НК РФ уплатить сумму НДФЛ, не может быть принят во внимание, поскольку в указанном пункте говорится об исчисленной и удержанной у налогоплательщика сумме, что противоречит справке 2НДФЛ № 1 от 27.02.2018, где указано, что сумма неудержанного и неперечисленного налога составляет 16033 рубля.
Кроме того, согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.
Таким образом, указание в п. 3.6. договоров найма жилого помещения от 01.10.2015 о том, что наниматель является налоговым агентом, не возлагает на ООО «АмурПромСервис» в случае невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога обязанность по уплате налога за свой счет, т.к. из положений приведенных выше норм главы 23 НК РФ к обязанностям налогового агента относятся обязанности по исчислению, удержанию и перечислению удержанного налога в бюджет, а в случае невозможности удержать налога у налогового агента возникает обязанность сообщить об этом в налоговый орган путем подачи справки по форме 2-НДФЛ.
В силу п. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В нарушение положений п. 1 ст. 62 КАС РФ, административный истец не представил суду никаких доказательств подтверждающих нарушение его прав как налогоплательщика административным ответчиком. Действия административного ответчика по выставлению оспариваемого требования, также как и само требование являются законными, соответствуют вышеуказанным нормам налогового законодательства, а, следовательно, прав административного истца не нарушают.
На основании вышеизложенного, требование об уплате налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом №842409 от 10.12.2019г. является законным и обоснованным, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований Цыпляшова А.Е. о признании незаконным требования об уплате налога №842409 от 10.12.2019г., возложении обязанности его отменить.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Цыпляшова ФИО8 к Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике о признании незаконным требования об уплате налога №842409 от 10.12.2019г, возложении обязанности его отменить – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.
Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2019 года.
Судья: Н.В. Дергачева