УИД: 91RS0002-01-2024-005737-35
дело № 5-794/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 мая 2024 года город Симферополь
Судья Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым Цыкуренко А.С., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Азаматовой Эвелины Игоревны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
26 апреля 2024 года в Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым поступил административный материал о привлечении Азаматовой Э.И. к административной ответственности, предусмотренной в отношении ч.1 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При решении вопроса о принятии к производству данного административного дела, судом установлено следующее.
В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 года № 623-О-П и от 15.01.2009 года № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки ч. 1 ст. 47 и ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В силу пункта 1 статьи 29.1. КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 18.15 настоящего кодекса рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Согласно части 1 статьи 18.15 КоАП РФ, привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В соответствии с ч. 1. ст. 29.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту его совершения.
Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения.
Аналогичное правовое регулирование приведено в п.п. «з» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Согласно протоколу об административном правонарушении №754 от 08.04.2024 года в 17 час. 00 мин. по адресу: <адрес> на территории строительного объекта установлен факт привлечения Азаматовой Э.И., к незаконной трудовой деятельности в качестве разнорабочего гражданина <данные изъяты> Алимова Хамида Ураловича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., который осуществлял монтаж опалубки под фундамент строящегося здания по вышеуказанному адресу, при отсутствии у него разрешения для работы в РФ – патента.
Таким образом, местом совершения, вменяемого Азаматовой Эвелине Игоревне административного правонарушения, находится вне границ территориальной подсудности Киевского районного суда г. Симферополя.
Исключительную территориальную подсудность, предусмотренную частями 1.1,2,3,5,6 статьи 29.5 КоАП РФ, суд не установил.
В силу ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
При ознакомлении с материалами дела установлено, что 17.03.2024 года должностным лицом ОИК УВМ МВД России по Республике Крым принято определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту совершения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 3 п. «а» ч. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2015 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Вместе с тем, каких-либо процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, должностным лицом административного органа не осуществлялось, что свидетельствует о том, что административное расследование фактически не проводилось.
Так, все юридически значимые документы были составлены до вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту возможного совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, дело подлежит рассмотрению мировым судьей, поскольку в силу абз. 6 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ именно к подсудности мирового судьи отнесено рассмотрение дел, указанных, в том числе, в ч. 2 данной статьи, и не перечисленных в абз. 1 - 5 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ. Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.03.2005 N5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (пп. «г» п. 3).
Согласно п. 5 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ судья выносит определение при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.
С учетом вышеизложенного, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении Азаматовой Эвелины Игоревны подлежит направлению мировому судье судебного участка №76 Симферопольского судебного района Республики Крым.
На основании изложенного, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 29.4, п. 2 ч. 2 ст.29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,-
определил:
материалы дела об административном правонарушении в отношении Азаматовой Эвелины Игоревны в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направить для рассмотрения мировому судье судебного участка №76 Симферопольского судебного района Республики Крым.
Судья А.С. Цыкуренко