Дело №2а-480/2021 (УИД: 48RS0008-01-2021-000647-09)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июля 2021 года п.Добринка Липецкой области
Добринский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Наставшева О.А.,
при секретаре Сергиенко Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-480/2021 по административному иску прокурора Добринского района Липецкой области к Петрову Андрею о признании информации запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Добринского района Липецкой области обратился в суд с административным иском к Петрову Андрею о признании информации запрещенной к распространению. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района в порядке надзора за соблюдением Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» на предмет выявления информации, распространение которой запрещено на территории РФ. Проведенным мониторингом сети «Интернет» посредством услуг связи, оказываемых прокуратуре района установлено, что на интернет сайте с адресом ..., размещены сведения о продаже дистанционным способом снюса – жевательного табака, никотиносодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания. Вход на сайт является свободным, регистрация пользователей для доступа к ресурсам сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием интернет-сайта может любой пользователь. На момент проверки соответствующие сетевые адреса по поисковым системам размещенным на официальном сайте Роскомнадзора в сети «Интернет» отсутствует. В ходе проверочных мероприятий установлен правообладатель сайта с адресом: ... которым является Петров Андрей. Просит суд признать информацию, размещенную на сайте ..., информацией, распространение которой на территории РФ запрещено.
В судебном заседании административный истец – ст. помощник прокурора Добринского района Липецкой области Казельская В.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, сославшись на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, просила суд административный иск удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в судебное заседание не явился; о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Согласно отзыва на административный иск прокурора, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица. Не возражал против удовлетворения административного иска.
Ответчик Петров А. в судебное заседание не явился; о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Причины неявки суду неизвестны.
Представитель ответчика – адвокат Мешкова Л.В. оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда в зависимости от представленных истцом доказательств.
В силу ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица и административного ответчика.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Права и свободы человека и гражданина, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
В соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу п.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов.
Частью 8 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» запрещается оптовая и розничная торговля насваем, табаком сосательным (снюсом), пищевой никотинсодержащей продукцией, а также никотинсодержащей продукцией, предназначенной для жевания, сосания, нюханья.
За несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией, табачными изделиями, никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которую несут граждане, должностные и юридические лица.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с п.п. «а» п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Добринского района Липецкой области 11 мая 2021 года проведен мониторинг сети Интернет на предмет наличия информации, запрещенной к распространению на территории РФ, о чем составлен соответствующий акт №1 осмотра Интернет - страниц с URL-адресом: ...
По результатам осмотра установлено, что при открытии интернет-браузера «Firefox» и введении в поисковую строку слов «купить снюс», открывается список веб – сайтов и веб –страниц, одним из которых является веб-сайт с доменным именем ... котором содержатся предложения по купле-продаже снюса – жевательного табака, никотиносодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания.
Указанная информация на сайте предоставлена в свободном доступе, какой-либо регистрации для ее просмотра не требуется, ознакомиться с содержанием сайта может любой пользователь «Интернет», вследствие чего информация становится доступной для неограниченного круга лиц.
Таким образом, в ходе проверки Интернет – сайта выявлена страница с доменным именем http://snusi-moskva.xyz/snus, на которой размещена запрещенная информация, а именно информация о предложении приобрести снюс – жевательный табак, никотиносодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания.
Учитывая, что в нарушение требований федерального законодательства на сайте с электронным адресом: http://snusi-moskva.xyz/snus, распространяется информация для неопределенного круга лиц, указанную информацию необходимо признать запрещенной к распространению на территории РФ.
Статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно -телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. №1101.
Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В Единый реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.
Основанием для включения в реестр сведений, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 приведенного Закона).
С учетом приведенных правовых норм признание размещенной в сети «Интернет» информации запрещенной можно отнести к установлению правового состояния такой информации (факта), которое имеет юридическое значение, в том числе, является основанием для включения установленных сведений в указанный реестр.
На момент проверки и обращения в суд вышеназванный веб-сайт, на котором размещена запрещенная информация, в едином реестре отсутствует.
В рамках проведения проверки прокуратурой района было установлено, что администратором сайта с доменным именем ..., является административный ответчик Петров А.
Как следует из материалов дела, владелец сайта с адресом ... не был установлен, следовательно надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу является Петров А. Обоснованность данного вывода изложена в п.78 ППВС РФ №10 от 23.04.2019г.
В целях ограничения доступа к указанным прокурором сайтам в сети «Интернет», содержащим запрещенную информацию, необходимо внести указатели страниц сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора Добринского района Липецкой области о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст.175-180, 265.4 – 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Добринского района Липецкой области к Петрову Андрею о признании информации запрещенной к распространению - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-сайте с адресом ... информацией, распространение которой на территории РФ запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Добринский районный суд Липецкой области в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья О.А. Наставшева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02.07.2021г.