№2-88/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2021 г. с. Енотаевка
Енотаевский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Сызрановой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аджиглаевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования «Енотаевский район» Астраханской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области о снятии с кадастрового учета земельного участка,
установил:
Администрация МО «Енотаевский район» Астраханской области обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 30:03:030501:15, расположенного по адресу: Астраханская область, р-н Енотаевский, 2 км северо-восточнее с. Восток, на территории муниципального образования "Восточинский сельсовет", из категории земель сельскохозяйственного назначения, для выращивания сельскохозяйственной продукции.
Представитель истца Администрации МО «Енотаевский район» Астраханской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, согласно заявлению просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика - Управления Россреестра по Астраханской области в судебное заседание не явился, о дне слушания гражданского дела извещен надлежащим образом, от него поступило заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, не возражает против удовлетворения исковых требований.
Представитель заинтересованного лица – ФГБУ «ФКП Россреестра» по Астраханской области о дне слушания гражданского дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Кривошеев М.Ф. о дне слушания гражданского дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе, иными способами предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом,
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении при выделе образуются земельные участки.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственной кадастре недвижимости».
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона №221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
Согласно одному из принципов ведения государственного кадастра недвижимости (п. 9 ст. 4 Закона о кадастре) сведения, которые носят временный характер и внесены в государственный кадастр недвижимости, до утраты ими в установленном названным Законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Статья 5 Закона о кадастре в качестве особенности осуществления кадастрового учета земельного участка предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о нем при постановке на учет носят временный характер.
В силу положений статьи 7 Закона о кадастре, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе в отношении земельного участка кадастровый номер, описание местоположения границ, площадь, определенная, с учетом установленных в соответствии с Законом требований.
Исходя из положений части 5 статьи 4, статьей 16, 20, 22 Закона о кадастре, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Федеральным законом порядке документов, то есть кадастровый учет недвижимого имущества носит заявительный характер.
Частью 1 статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре, осуществляются, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с пункту 4 статьи 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости и если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Данная норма устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим законодательством не предусмотрены.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, администрация МО «Енотаевский район» является номинальным правообладателем земельного участка, сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет 06.12.2011 года, с присвоением кадастрового номера 30:03:030501:15 расположенного по адресу: Астраханская область, р-н Енотаевский, 2 км северо-восточнее с. Восток, на территории муниципального образования «Восточинский сельсовет», относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для выращивания сельскохозяйственной продукции; сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».
После проведения геодезических работ и сравнению с лесоустроительной картографии было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 30:03:030501:15, расположенный по адресу: Астраханская область, Енотаевский район, 2 км северо-восточнее с. Восток, на территории муниципального образования "Восточинский сельсовет", пересекает границы федеральных земель лесного фонда входящие в единое землепользование с кадастровым номером 30:03:000000:20, а именно квартал 115, выдел 4,5,6,7 Енотаевского участкового лесничества Правобережного лесничества, представленного по договору аренды № 299 от 31.10.2011 года Кривошееву Михаилу Федоровичу.
Согласно ранее действовавшему законодательству (Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ) такие участки ставились на учет с временным статусом, и орган местного самоуправления имел право до регистрации прав заявителя снять такой участок с учета по своему заявлению в любой момент, а через пять лет они так же снимались с учета автоматически.
Если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на распоряжение таким земельным участком.
Если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства.
Согласно Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который действует с 01.01.2017, участки в таких ситуациях ставятся на учет сразу с актуальным статусом, и орган местного самоуправления снять их с учета не может.
Основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах в совокупности с иными материалами дела, подтверждающими требования истца, оценив все представленные суду доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Администрации муниципального образования «Енотаевский район» Астраханской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области о снятии с кадастрового учета земельного участка – удовлетворить.
Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 30:03:030501:15, расположенный по адресу: Астраханская область, Енотаевский район, 2 км северо-восточнее с. Восток, на территории муниципального образования "Восточинский сельсовет" Енотаевского района Астраханской области.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда через Енотаевский районный суд Астраханской области в течение месяца.
Судья Т.Ю. Сызранова.