Дело № 2а-6/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кыра 16 января 2018 года
Кыринский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Курсиновой М.И.,
при секретаре Батурине И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кыра административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кыринского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Кыринский район», Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «<адрес> средняя общеобразовательная школа», Комитету образования администрации муниципального района «Кыринский район» о признании действия незаконным и о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кыринского района Забайкальского края обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в том числе санитарно-эпидемиологического законодательства в МАОУ «<адрес> СОШ», расположенной по адресу: <адрес>, установлены нарушения требований законодательства Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также санитарно-эпидемиологического законодательства РФ. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. На основании требований пункта 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, в неканализованных районах здания общеобразовательной организации оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. При строительстве общеобразовательных организаций в неканализованных районах не допускается устройство надворных туалетов. К ранее построенным надворным (уборным) туалетам общеобразовательных организаций применяются требования Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 №983-72. На основании пункта 4 указанных Правил в сельских местностях уборные должны устраиваться с водонепроницаемым выгребом. Возможно также устройство неканализованных общественных уборных в виде люфт-клозетов. Согласно указанным правилам уборные в зависимости от их размещения должны иметь естественное или искусственное освещение и отапливаться, быть оборудованы вентиляцией, обеспечены мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой. Проведенной проверкой установлено, что надворный туалет образовательной организации не имеет отопления, искусственного освещения, вентиляции, полотенец, мыла, что не соответствует требованиям указанных санитарных Правил. Посещение детьми школьного возраста надворных туалетов в холодное время года негативно влияет на их здоровье, приводит к высокому риску переохлаждения. Факт переохлаждения в зимний период времени способствует обострению хронических заболеваний мочевыделительной системы у детей, состоящих на диспансерном учете, а также увеличивает риск развития первичных воспалительных заболеваний, как у мальчиков, так и у девочек. Таким образом, образовательной организацией не созданы безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, в соответствии с установленными нормами санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья, благоприятную окружающую среду, установленные ст.43 Конституции Российской Федерации. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам – в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с действующим законодательством финансирование образовательных учреждений является функцией органа местного самоуправления, кроме того, указанные функции и обязанности органа местного самоуправления содержатся и в Уставе образовательной организации. Поскольку для устранения выявленных нарушений закона в деятельности образовательной организации необходимо значительное количество денежных средств от учредителя учреждения требуются дополнительные меры по финансированию школы. Учащиеся МАОУ «<адрес> СОШ» являются многочисленной группой лиц, которая регулярно изменяется, кроме того, устранение выявленных нарушений закона повлияет на права несовершеннолетних, которые будут обучаться в образовательной организации в будущем, что в целом делает невозможным установление и привлечение в процесс каждого потенциального истца. МАОУ «<адрес> СОШ» является образовательным учреждением, которая по характеру своей деятельности обязана оказывать образовательные услуги каждому, кто обратится к ней с соблюдением установленного нормативными актами порядка. Предельная общая численность обучающихся в конкретной образовательной организации не предопределяет ни действительную общую численность таких обучающихся, ни их персональный состав. Оба эти элемента могут измениться в любой, произвольно взятый момент времени в результате поступления обучающегося в образовательную организацию или отчисления из нее. Просит признать действия Муниципального автономного образовательного учреждения «<адрес> СОШ» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными; обязать Муниципальное автономное образовательное учреждение «<адрес> СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение, обеспеченные мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой, путем производства соответствующих ремонтных (строительных) работ; обязать администрацию муниципального района «Кыринский район» профинансировать Муниципальное автономное образовательное учреждение «<адрес> СОШ» для устранения вышеуказанных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Комитет образования администрации муниципального района «Кыринский район».
Заместитель прокурора Кыринского района Цырендоржиев Т.Б. в судебном заседании административные исковые требования поддержал и суду пояснил, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства об образовании, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в МАОУ «<адрес> СОШ», в ходе которой было установлено, что у образовательной организации имеется надворный туалет, который не имеет отопления, освещения, вентиляции, полотенец, мыла, что не соответствует требованиям ч.1 ст.7 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в РФ», статьям 4,9 Федерального закона №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ст.2, ст.28 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.28 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ», п.8.5 и п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 и Санитарным правилам №987-72, согласно которым туалеты в образовательных учреждениях должны быть отапливаемые, с вентиляцией, освещением, мылом, полотенцами, туалетной бумагой. Данные требования образовательной организацией не исполняются, в связи с чем их деятельность незаконна, поскольку создает угрозу для здоровья несовершеннолетних обучающихся данного образовательного учреждения. Требования к Администрации района и Комитету образования администрации муниципального района «Кыринский район» обусловлены ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании». С учетом финансовой ситуации в бюджете района просит срок исполнения изменить до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика директор МАОУ «<адрес> СОШ» Сазонов А.С. в судебном заседании административные исковые требования не признал и суду пояснил, что в учебное время не разрешаются ремонтно-строительные работы, поэтому до 28 февраля невозможно оборудовать теплые туалеты, а также в школе нет финансирования. <адрес> СОШ построена в ДД.ММ.ГГГГ году, проектно-сметная документация не предусматривала в здании школы туалетов, здание школы не оборудовано канализацией. Возможности оборудования отапливаемого туалета в <адрес> СОШ не имеется. В <адрес> школе имеются три надворных деревянных туалета без отопления, водоснабжения, водоотведения, вентиляции и освещения. В школе обучаются 107 детей, учредителем школы является Администрация Кыринского района.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального района «Кыринский район», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что требования административного истца не признает и представил возражения на административное исковое заявление.
В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик указал, что требования п.8.25 СанПин 2.4.2.2821-10 распространяются на вновь строящиеся здания образовательных учреждений, пунктом 4.1 СанПин 2.4.2.2821-10 определено, что ранее построенные здания общеобразовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, аналогичные по смыслу нормы, устанавливающие необходимость использования зданий образовательных учреждений в соответствии с проектными решениями, также закреплены в пунктах 4.21, 4.25 СанПин 2.4.2.2821-10. Проектом здания МАОУ «<адрес> СОШ» отапливаемый туалет не предусмотрен. Обеспечить отапливаемый туалет в соответствии с требованиями действующего СанПин путем переоборудования существующего в МАОУ «<адрес> СОШ» надворного туалета невозможно, это можно сделать только путем строительства нового туалета, встроенного в здание, что повлечет за собой необходимость перепланировки старого здания, оборудование внутренней канализацией и в целом значительные финансовые расходы, неподъемные для районного бюджета. Состояние бюджета муниципального района в настоящее время не позволяет покрыть даже первоочередные потребности, лицевые счета 15 образовательных учреждений района заблокированы. Заявленные требования также невыполнимы в указанные сроки и противоречат пункту 4.32 СанПин 2.4.2.2821-10.
Представитель административного ответчика Комитета образования администрации муниципального района «<адрес>», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и представил возражения на административное исковое заявление, в которых указал, что требования п.8.25 СанПин 2.4.2.2821-10 распространяются на вновь строящиеся здания образовательных учреждений, пунктом 4.1 СанПин 2.4.2.2821-10 определено, что ранее построенные здания общеобразовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, аналогичные по смыслу нормы, устанавливающие необходимость использования зданий образовательных учреждений в соответствии с проектными решениями, также закреплены в пунктах 4.21, 4.25 СанПин 2.4.2.2821-10. Проектом здания МАОУ «<адрес> СОШ» отапливаемый туалет не предусмотрен. Требования СанПин 2.4.2.2821-10 не являются обязательными применительно к зданию данного учреждения, проектным решением которого не предусмотрен теплый туалет и внутренняя канализация, неисполнимы путем переоборудования существующего туалета, а также не могут быть исполнены в указанные сроки, так как это противоречат п. 4.32 СанПин 2.4.2.2821-10.
Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ст.42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения определено как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В статье 2 указанного Федерального закона предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу ч.3 ст.39 указанного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которые направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к зданию общеобразовательной организации.
Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации. Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня (п. 1.3 Санитарных правил (в ред. Изменений №3 от 24.11.2015)).
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся. Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для обучающихся общеобразовательных организаций, направленных на сохранение и укрепление их здоровья. (п. 1.4 Санитарных правил (в ред. Изменений №2 от 25.12.2013)).
В соответствии с пунктом 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред. Изменений №2 от 25.12.2013) на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на одного обучающегося.
Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек.
В ранее построенных зданиях общеобразовательных организаций допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением. Для ранее построенных зданий общеобразовательных организаций рекомендуется оборудовать кабины личной гигиены в туалетных комнатах.
В пункте 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред. Изменений №3 от 24.11.2015) предусмотрено, что в неканализованных районах здания общеобразовательной организации оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений; при строительстве общеобразовательных организаций в неканализованных районах не допускается устройство надворных туалетов.
Согласно п.4 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных, утвержденных заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 19 июня 1972 года №983-72, общественные уборные должны быть канализованными путем присоединения к общей канализационной сети, в населенных пунктах, где нет централизованной сети канализации, общественные уборные должны иметь подводку воды со спуском на местные очистные сооружения, в сельских местностях уборные должны устраиваться с водонепроницаемым выгребом, возможно также устройство неканализованных общественных уборных в виде люфт-клозетов.
Из пунктов 7 и 8 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных №983-72 от 19 июня 1972 года следует, что общественные уборные в зависимости от их размещения должны иметь естественное или искусственное освещение и отапливаться, должны быть оборудованы вентиляцией.
Судом установлено, что прокуратурой Кыринского района Забайкальского края проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а также соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<адрес> СОШ», в ходе которой установлено, что в МАОУ «<адрес> СОШ», расположенном по адресу <адрес>, имеется надворный туалет, в котором отсутствуют отопление, искусственное освещение, вентиляция, мыло, полотенца.
Из объяснений представителя МАОУ «<адрес> СОШ», кадастрового и технического паспортов здания школы, приложенной к административному иску информации следует, что здание школы построено в ДД.ММ.ГГГГ году, в школе обучается 107 детей, на территории образовательного учреждения «<адрес> СОШ» установлены три надворных туалета без отопления, вентиляции, искусственного освещения, полотенец, водоснабжения, водоотведения.
Допрошенная в качестве свидетеля начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в с.Кыра Апарина И.В. суду показала, что туалеты в образовательных учреждениях должны быть отапливаемыми, с подведением водоснабжения, с водоотведением, с искусственным и естественным освещением, с вытяжной вентиляцией для создания благоприятных условий. Отсутствие отапливаемого туалета влияет на состояние здоровья несовершеннолетних. В <адрес> СОШ имеется надворный туалет, в котором отсутствует водоснабжение и водоотведение, отсутствует вентиляция и освещение, что является нарушением Санитарных правил от 2010 года и Санитарных правил по содержанию уборных от 1972 года. Отсутствие отапливаемого туалета с освещением, вентиляцией, водоотведением, водоснабжением это нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства. Роспотребнадзором в отношении <адрес> СОШ предписание для устранения указанных нарушений в отношении туалетов не выносилось в связи с финансовым положением образовательного учреждения.
Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что здание МАОУ «<адрес> СОШ» в нарушение пунктов 4.25, 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» не оборудовано туалетами для мальчиков и девочек, внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. К имеющемуся на территории школы надворному туалету в нарушение пункта 8.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в нарушение пунктов 4,7,8 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных №983-72 не обеспечена подводка отопления, беспрерывная подача холодной воды, в туалете отсутствуют искусственное освещение.
Статьей 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплен приоритет охраны здоровья детей как одного из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
В соответствии со статьями 4 и 9 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
В соответствии со ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно ст.28 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Требования СанПиН 2.4.2.2821-10, как это следует из п.1.3 СанПиН, распространяются не только на проектируемые, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации, но и на действующие. Это означает, что содержащиеся в указанных Санитарных правилах требования, касающиеся текущей эксплуатации зданий образовательных учреждений, носят обязательный характер независимо от времени возведения таких зданий.
Как указано выше здание МАОУ «<адрес> СОШ» в нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства не оборудовано туалетами для мальчиков и девочек.
Из пояснений представителя административного истца следует, что выбор способа исполнения заявленных административных исковых требований административный истец предоставляет административному ответчику.
В сельской местности возможно обустройство уборных в соответствии с Санитарными правилами устройства и содержания общественных уборных, утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 19 июня 1972 года № 983-72.
К тому же административными ответчиками в подтверждение своих возражений не представлены суду доказательства, свидетельствующие о реальной технической невозможности оборудования отвечающего нормам санитарно-эпидемиологического законодательства туалета в общеобразовательном учреждении «<адрес> СОШ». Представленные суду административным ответчиком МАОУ «<адрес> СОШ» кадастровый и технический паспорта здания школы не подтверждают доводы административных ответчиков о невозможности оборудования отапливаемого туалета и не опровергают доводы административного истца.
Доводы административных ответчиков Администрации муниципального района «Кыринский район» и Комитета образования администрации муниципального района «Кыринский район» о том, что СанПин 2.4.2.2821-10 не распространяют свое действие на ранее построенные здания общеобразовательных учреждений, суд признает несостоятельными, поскольку в силу п. 1.3 указанных СанПин данные санитарные правила распространяются не только на проектируемые, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации, но и на действующие.
Ссылка указанных административных ответчиков на п.4.1 СанПин 2.4.2.2821-10 также несостоятельна, поскольку исходя из текста документа в целом, а не его фрагментарного изучения, данный пункт распространяется на архитектурно-планировочные решения здания, указанные в нем, а не на требования по оборудованию в здании общеобразовательной организации туалетов для мальчиков и девочек.
К тому же, пункт 4.25 СанПин 2.4.2.2821-10, предусматривающий наличие туалетов для мальчиков и девочек в зданиях общеобразовательных организаций, не содержит исключений для ранее построенных зданий общеобразовательных организаций, лишь допускает отступление по количеству санитарных узлов в ранее построенных зданиях общеобразовательных организациях в соответствии с проектным решением.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в деятельности Муниципального автономному общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа» нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в части отсутствия в общеобразовательном учреждении отапливаемого туалета, отвечающего требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем, считает, подлежащими удовлетворению заявленные требования в части признания действий МАОУ «<адрес> СОШ» незаконными и возложении обязанности на МАОУ «<адрес> СОШ» обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, установив при этом, с учетом требований разумности и обоснованности срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно Уставу Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, МАОУ «<адрес> СОШ» является муниципальным бюджетным учреждением, учредителем учреждения является Муниципальный район «Кыринский район», функции и полномочия учредителя Учреждения возложены на Администрацию муниципального района «Кыринский район», от имени которой функции и полномочия учредителя в части определения принципов управления и финансирования, осуществления бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств осуществляет Комитет образования Администрации муниципального района «Кыринский район». Собственником имущества Учреждения является муниципальный район «Кыринский район», от имени которого выступает Администрация муниципального района «Кыринский район». Учреждение является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности.
В части 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
В соответствии с частью 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание учредителем и приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходы на оплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством финансирование образовательных учреждений является функцией органа местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым возложить на учредителя Администрацию муниципального района «Кыринский район» и на Комитет образования администрации муниципального района «Кыринский район», выполняющего функции и полномочия учредителя в части финансирования и осуществления бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, обязанность профинансировать МАОУ «<адрес> СОШ» для устранения указанных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Доводы административных ответчиков об отсутствии денежных средств в местном бюджете для исполнения требований прокурора и представленная суду в подтверждение данных доводов справка председателя Комитета по финансам К.Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ судом во внимание не принимаются, поскольку отсутствие денежных средств у общеобразовательного учреждения, равно как и у его учредителя, основанием для освобождения лица от возложенной на него санитарно-эпидемиологическим законодательством обязанности оборудовать отапливаемый туалет для мальчиков и девочек не является, отсутствие финансовой возможности на выполнение возложенных на них законом обязанностей не может являться основанием для освобождения от них, иное привело бы к нарушению требований закона, а также прав обучающихся в общеобразовательном учреждении.
На день вынесения решения суда нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства не устранены. Доказательств обратного административными ответчиками не представлено.
В соответствии с ч.3 ст.227 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, предложенный административным истцом в судебном заседании – до ДД.ММ.ГГГГ, отвечает принципам разумности, обоснованности и достаточности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации МАОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» не освобождено от взыскания государственной пошлины. Вместе с тем, суд, принимая во внимание доводы административных ответчиков, справку председателя Комитета по финансам К.Т.В. о финансовой несостоятельности общеобразовательного учреждения и финансового состояния бюджета муниципального района, считает возможным освободить административного ответчика МАОУ «<адрес> СОШ» от уплаты государственной пошлины на основании п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Кыринского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Кыринский район», Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «<адрес> средняя общеобразовательная школа», Комитету образования администрации муниципального района «Кыринский район» о признании действия незаконным и о возложении обязанности удовлетворить.
Признать действия Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, не соответствующими Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральному закону от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральному закону от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральному закону от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и нарушающими права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.
В целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «<адрес> средняя общеобразовательная школа» не позднее ДД.ММ.ГГГГ обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение, обеспечение мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой.
Возложить на Администрацию муниципального района «Кыринский район» и Комитет образования администрации муниципального района «Кыринский район» обязанность профинансировать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «<адрес> средняя общеобразовательная школа» для устранения вышеуказанных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в сроки, обеспечивающие возможность школе выполнить указанные требования.
Возложить на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «<адрес> средняя общеобразовательная школа», Администрацию муниципального образования «Кыринский район» и Комитет образования администрации муниципального района «Кыринский район» обязанность сообщить об исполнении решения суда в суд и лицу, которое явилось административным истцом, не позднее истечения месячного срока со дня исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кыринский районный суд Забайкальского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья: М.И.Курсинова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.