УИД: №
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
от ДД.ММ.ГГГГ по делу №
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Мартынюк Т.В., при секретаре Чачиновой Т.С.,
с участием представителя истца Левченко К.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Усть-Кулом гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к ИП Повышеву С.А. об обязании произвести сбор и вывоз отходов лесопиления в виде опилок и горбыля,
установил:
Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК – начальник Усть-Куломского районного отдела по охране окружающей среды управления государственного надзора Левченко К.А., действующий на основании доверенности №-по от ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с иском к ИП Повышеву С.А. о возложении обязанности произвести сбор и вывоз отходов лесопиления в виде опилок и горбыля, размещенных на территории <адрес> на площади около 3 270 м2, объемом около 1500 м3 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения мероприятия установлено, что в непосредственной близости от населенного пункта <адрес>, слева от заезда в поселок, обнаружены отходы лесопиления в виде горбыля, обложенные снаружи по периметру различными видами отходов. Общий размер свалки составляет приблизительно 45*6 метров, то есть площадь составляет 270 м2, объем около 540 м3. Координаты точек места размещения горбыля расположены в пределах следующих координат: №. Приблизительно в 100 метрах от данного места, зафиксированы размещенные древесные отходы в виде опилок в пределах координат: №. Участок размещения опилок спланирован и выровнен вдоль лесных насаждений. Размеры участка составляют 120*25 метров (площадь 3000 м2), объем не более 1000 м3. Из выписки Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ № ИП Повышев С.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. Основной вид деятельности - распиловка и строгание древесины (код ОКВЭД 16.1). Отходы производства включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов». Указанные отходы относятся к 5 классу опасности для окружающей природной среды. В ответе на претензионное письмо Отдела № от ДД.ММ.ГГГГ ИИ Повышев С.А. указывает, что ведется работа по заключению договоров по поставке отходов производителям брикетов <адрес>. Отрицательный ответ был получен только от ООО «ТБ Усть-Кулом». Непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, загрязнения подземных и поверхностных вод, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов. Представитель истца считает, имеется реальная опасность причинения вреда здоровью населения и экологическим правам граждан, тем самым нарушаются гарантированные государством права и законные интересы граждан, проживающих и временно находящихся на территории <адрес>, в частности на территории <адрес>, то есть неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Представитель истца Левченко К.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске.
Ответчик ИП Повышев С.А. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил в суд заявление с просьбой рассмотрения дела без его участия, указав, что с иском не согласен.
Заслушав сторону истца, исследовав материалы дела, дело №, суд приходит к следующему.
В ходе судебного следствия установлено, что на основании задания № на проведение выездного обследования без взаимодействия с контролируемыми органами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ проведено выездное обследование.
В результате проведения обследования территории сельского поселения «Кужба», МО МР «Усть-Куломский», выявлено, что в непосредственной близости от населенного пункта <адрес>, слева от заезда в поселок (местоположение: №), размещены отходы лесопиления в виде горбыля, обложенные снаружи по периметру различными видами отходов на площади 270 м2, объемом около 540 м3 (общий размер свалки приблизительно 45*6 метров). Также, приблизительно в 100 метрах от данного места, зафиксированы размещенные древесные отходы в виде опилок в пределах координат: № на участке размерами 120*25 метров (площадь 3000 м2), объемом не более 1000 м3.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № от ДД.ММ.ГГГГ, Повышев С.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, основной вид деятельности –02.20 -лесозаготовки.
Начальником отдела Усть-Куломского районного отдела по охране окружающей среды Левченко К.А. в адрес ИП Повышева С.А. направлено претензионное письмо № от ДД.ММ.ГГГГ с требованием о ликвидации несанкционированной свалки отходов лесопиления (опилок) и горбыля в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Требование до сегодняшнего дня ответчиком не исполнено.
Постановлением Усть-Куломского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ ИП Повышев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КРФоАП, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В мотивированной части постановления указано, что ответчик, являясь ответственным за сбор и транспортировку отходов лесопиления, в непосредственной близости от населенного пункта <адрес>, слева от заезда в поселок (местоположение: №) разместил отходы лесопиления в виде горбыля на площади около 270 м2, объемом 540 м3 на почве без изоляции и твердого покрытия. Так же приблизительно в 100 метрах от данного места разместил древесные отходы в виде опилок в пределах координат № на участке размерами 120*25 метров площадью 3000 м2, объемом не более 1000 м3, обнаруженные ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 14 часов 34 минут до 16 часов 15 минут заместителем главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Усть-Куломского района. Вина ответчика в указанном правонарушении подтверждено постановлением суда от ДД.ММ.ГГГГ №, которое вступило в законную силу, штраф ответчиком оплачен.
Постановление суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Административный штраф ответчиком оплачен ДД.ММ.ГГГГ.
Решая заявленный иск по существу, суд руководствуется следующими нормами закона.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В силу статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Как указано в статье 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Статья 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отходы производства включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», согласно которому, опилки и стружка из натуральной древесины несортированные, горбыль из натуральной чистой древесины относятся к 5 классу опасности.
В силу положений пункта 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Постановлением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № вина ответчика в размещении отходов лесопиления установлена; постановление суда вступило в законную силу.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что отходы лесопиления в виде опилок и горбыля образованы в результате деятельности ИП Повышева С.А.
Частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств того, что ответчиком приняты все необходимые и достаточные меры для устранения выявленных нарушений лесного законодательства, суду не представлено.
Доводы ответчика о том, что в настоящее время решается вопрос о возможности размещения отходов лесопиления на спорном участке, суд принимает во внимание, вместе с тем, данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме и возложении обязанности произвести сбор и вывоз отходов лесопиления в виде опилок и горбыля.
Исходя из требований пункта 1 статьи 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с ответчика в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к ИП Повышеву С.А. об обязании произвести сбор и вывоз отходов лесопиления в виде опилок и горбыля, удовлетворить.
Обязать ИП Повышеву С.А. (ОГРНИП №, ИНН №) произвести сбор и вывоз отходов лесопиления в виде опилок и горбыля, размещенных на территории сельского поселения «Кужба» <адрес>, в границах угловых точек с координатами: № на площади около 3 270 м2, объемом около 1500 м3 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ИП Повышеву С.А. (ОГРНИП №, ИНН №) государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Усть-Куломский» Республики Коми 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья – Т.В. Мартынюк
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.