Решение по делу № 2-3446/2024 от 27.06.2024

Дело №2-3446/2024

УИД 44RS0001-01-2024-006201-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 октября 2024 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Скрябиной О.Г., при секретаре Лебедевой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы в интересах неопределенного круга лиц к управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы о возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным домом,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Костромы обратился с вышеуказанным иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, свои требования мотивировал тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения Администрацией городского округа город Костромы земельного и жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> не сформирован и на государственном кадастровом учете не состоит. Непостановка на кадастровый учет земельного участка на территории муниципального образования городского округа г. Костромы приводит к неопределенности правового режима пользования, владения и распоряжения земельный участком. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за несформированными и непоставленными на кадастровый учет земельными участками в целях безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц. На основании изложенного просят суд обязать управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора г. Костромы Солдатова Д.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила возложить на ответчика обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, и осуществить действия по его постановке на государственный кадастровый учет.

Представитель административного ответчика управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы по доверенности Ушанов Д.А. полагал требования не подлежащими удовлетворению, полагал, что администрация вправе сама в зависимости от финансирования определять последовательность и сроки формирования земельных участков под многоквартирными домами г. Костромы. В настоящее время принимаются меры для формирования указанного земельного участка. С учетом времени, необходимого для проведения всех необходимых процедур по формированию спорного земельного участка и постановке его на кадастровый учёт (изготовление межевого плана, согласование границ земельного участка, постановка на кадастровый учёт), просил предоставить срок для исполнения требований иска – 6 месяцев.

Заинтересованное лицо администрация г. Костромы в судебное заседание своего представителя не направило, в письменном ходатайстве просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, прокуратурой г. Костромы в рамках осуществления надзорной деятельности установлено, что земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, не сформирован и на государственном кадастровом учете не состоит, что подтверждается информацией администрации <адрес>, и не оспаривается ответчиком.

Согласно информации ответчика, в настоящее время Управлением подготовлены схемы расположения земельных участков под МКД на кадастровом плане территории, в том числе по адресу: <адрес> (земельный участок площадью 889 кв.м.), имеется обращение УИЗО Администрации города Костромы <дата> к Начальнику инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Из содержания ч. 2 - 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" следует, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из искового заявления, до настоящего времени, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <адрес> на кадастровом регистрационном учете не состоит, что нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и не соответствует ч. ч. 1 и 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании ч. 4 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 №12-П).

Поскольку орган местного самоуправления, в данном случае, является органом, на который возложена обязанность по образованию земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах, он обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия меры по постановке земельного участка под многоквартирным домом на кадастровый регистрационный учет.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором г. Костромы требования к управлению имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы об обязании сформировать земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, и осуществить действия по постановке указанного земельного участка на государственный кадастровый учет подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Устанавливая указанный срок, суд должен исходить из того, что такой срок должен быть разумным, то есть достаточным для того, чтобы ответчик имел реальную возможность исполнить решение суда.

Прокурор просит установить срок исполнения решения суда в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Истребуемый прокурором срок для проведения необходимых мероприятий с учетом пояснений представителя ответчика и третьего лица о фактически необходимом сроке с учетом нормативно регламентированных сроков процедур по подготовке и утверждению документации по планировке территории по мнению суда является не достаточным и заведомо неисполнимым.

С учетом выше приведенных положений закона, принимая во внимание доводы стороны ответчика о разумном сроке исполнения решения суда, объем работ, которые необходимо выполнить ответчику для исполнения решения и предусмотренные законодательством обязательные процедуры в рамках формирования земельных участков под МКД, разрешая спор, суд полагает необходимым установить ответчику для исполнения возложенных судом обязанностей срок 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Костромы в интересах неопределенного круга лиц к управлению имущественных и земельных отношений администрации г. удовлетворить частично.

Возложить на управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> и осуществить действия по постановке указанного земельного участка на государственный кадастровый учет в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Разъяснить ответчику, что он вправе подать в Свердловский районный суд г. Костромы заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечение срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы.

Судья О.Г.Скрябина

Полный текст решения изготовлен 17 октября 2024 года.

2-3446/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Костромы
Ответчики
Управление имущественных и земельных отношений Администрации г.Костромы
Другие
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области
Администрация г.Кострома
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Скрябина Ольга Геннадьевна
Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
27.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2024Передача материалов судье
27.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2024Судебное заседание
03.10.2024Судебное заседание
17.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее