Дело № 2-2376/2023 11 июля 2023 года
УИД 29RS0014-01-2023-000782-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Свепарской Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Ануфриевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению заместителя Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Архангельский государственный музей – заповедник деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» об обязании исполнить условия охранного обязательства,
установил:
заместитель Приморского межрайонного прокурора Архангельской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Архангельский государственный музей – заповедник деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» (далее – Музей, Объект, музей – заповедник «Малый Корелы») об обязании исполнить условия охранного обязательства.
В обоснование иска указано, что Приморской межрайонной прокуратурой Архангельской области при проведении анализа состояния законности в сфере охраны объектов культурного наследия установлено невыполнение музеем – заповедником «Малые Корелы» работ по сохранения объекта культурного наследия «Никольская церковь (деревяная)», расположенного по адресу: Архангельская область, Приморский район, дер. Новинки, д. 10, указанных в охранном обязательстве, утвержденном распоряжением инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области от 10 сентября 2021 года №132-р. В состав необходимых работ по сохранению объекта культурного наследия входят: разработка научно – проектной документации для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в период 1 квартал 2022 года – 4 квартал 2022 года, проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (ремонтно– реставрационные работы) в период 1 квартал 2023 года по 4 квартал 2024 года, содержание, использование и текущий ремонт объекта культурного наследия – постоянно. Охранное обязательство получено ответчиков 21 сентября 2021 года. До настоящего времени Музеем не организовано выполнение работ по сохранению указанного объекта культурного наследия, а именно: разработка научно – проектная документация для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (срок истек в 2022 году), что влечет невозможность проведения ремонтно – реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия, угрозу его разрушения, в связи с чем заявлен настоящий иск.
Представитель истца А.Н. Рудный в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика музея – заповедника «Малые Корелы» Залывский Р.Н. в суде с требованиями прокурора не согласился, пояснив, что работы по сохранению объекта культурного наследия не производятся ввиду отсутствия денежных средств, Министерством культуры денежные средства не выделяются.
Представители третьих лиц в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Приморской межрайонной прокуратурой Архангельской области при проведении анализа состояния законности в сфере охраны объектов культурного наследия на поднадзорной территории установлено невыполнение музеем – заповедником «Малые Корелы» работ по сохранения объекта культурного наследия «Никольская церковь (деревяная)», расположенного по адресу: Архангельская область, Приморский район, дер. Новинки, д. 10, указанных в охранном обязательстве, утвержденном распоряжением инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области от 10 сентября 2021 года №132-р.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Частью 1 ст. 15 Закона № 73-ФЗ установлено, что в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
В соответствии со ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (ст. 6).
Пункт 1 ст. 47.3 указанного Федерального закона предусматривает, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 названного федерального закона, обязаны, в числе прочего, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Пунктом 2 ст. 47.2 Закона № 73-Ф3 установлено, что состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 7 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
Обеспечение сохранности объекта культурного наследия может осуществляться, в том числе в форме охранного обязательства, которое по смыслу п. 1 ч. 6 ст. 47.6 Закона № 73-Ф3 устанавливает обязанность собственника по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных, среди прочего, ст. 47.2 указанного Федерального закона.
В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-Ф3 обязанность по выполнению охранного обязательства в отношении спорного объекта лежит на физическом или юридическом лице, которому объект культурного наследия, принадлежит на праве собственности. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
На основании Постановления Совета Министров РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» от 30.08.1960 № 1327 в список памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, включен памятник – «Никольская церковь (деревяная), 1689 г.», расположенный по адресу: Архангельская область, Приморский район, с. Лявля.
В соответствии с п. 3 раздела 1 Приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, относятся исключительно к федеральной собственности.
Указанный объект культурного наследия внесен в Реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России (регистрационный № 291410146060006).
Распоряжением инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области от 10 сентября 2021 года №132-р в отношении памятника утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
В состав необходимых работ по сохранению объекта культурного наследия входят: разработка научно – проектной документации для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в период 1 квартала 2022 года – 4 квартала 2022 года, проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (ремонтно – реставрационные работы) в период 1 квартал 2023 года – 4 квартал 2024 года, содержание, использование и текущий ремонт объекта культурного наследия – постоянно.
В силу абз. 2 п. 11 ст. 47.6 Закона обязанность по выполнению охранного обязательства в отношении спорного объекта лежит на Музее.
До настоящего времени Музеем не организовано выполнение работ по сохранению указанного объекта культурного наследия, а именно: разработка научно – проектной документации для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (срок истек в 2022 году), что влечет невозможность проведения ремонтно – реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия, угрозу его разрушения.
Непринятие собственником объекта мер к сохранению памятника приводит к ухудшению состояния объекта, в результате чего нарушается право неопределенного круга лиц на доступ к объекту культурного наследия.
Согласно частям 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая характер предполагаемых работ и их объем, предполагаемые расходы, суд полагает установить разумный и достаточной срок для проведения работ до 31 декабря 2024 года.
Руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Архангельский государственный музей – заповедник деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» об обязании исполнить условия охранного обязательства удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Архангельский государственный музей – заповедник деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» (ОГРН 1022901495924) в срок до 31 декабря 2024 года организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Никольская церковь (деревяная)», расположенного по адресу: Архангельская область, Приморский район, дер. Новинки, д. 10, указанных в охранном обязательстве, утвержденном распоряжением инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области от 10 сентября 2021 года №132р, а именно: разработать научно – проектную документацию для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.Ю. Свепарская
Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2023 года