Решение от 03.04.2019 по делу № 2-2948/2019 от 19.12.2018

Дело № 2-2948/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

[ 00.00.0000 ]                                                         г.Нижний Новгород

Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Кучеровой Ю.В., при секретаре Грязнове Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихоновой Н. Г. к администрации города Нижний Новгород о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к администрации города Нижний Новгород о признании права собственности на жилой дом.

В обоснование заявленных требований истец указал, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером: [ № ], расположен по адресу: [ адрес ], что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от [ 00.00.0000 ] . Данный участок имеет категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, согласно свидетельству о государственной регистрации права, что позволяет истцу строительство жилого дома и ведение личного подсобного хозяйств на данном: участке.

В [ 00.00.0000 ] году истицей был возведен жилой дом, право на него не зарегистрировано ввиду отсутствия разрешения на строительство.

Для получения разрешения на строительство истец обратилась в Департамент градостроительного развития и архитектуры г.Н.Новгорода.

[ 00.00.0000 ] истцом был получен Градостроительный план земельного участка. В п.2.2 указана информация о видах разрешенного использования, а также размещение объектов капитального строительства осуществляется при условии обязательной подготовки документации по планировке территории, подготовленным в установленном законом порядке, чего истец никак не может сделать.

Истец указывает, что для получения разрешения на строительство, истцу необходимо предоставить несуществующие документы по садовому товариществу « Маяк».

[ 00.00.0000 ] истец подала уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, приложив все необходимые документы, в чем ей было отказано ввиду нахождения земельного участка в территориальной зоне П*ТЖсм и отсутствия разработанного проекта планировки и межевания территории в границах территории садоводческого товарищества «Маяк».

В настоящее время истец желает документально оформить свое право собственности на указанный жилой дом, для чего необходимо судебное решение.

Согласно техническому плану жилой дом состоит из двух этажей, в том числе подземных - 0 этажей. Общая площадь 99,5 кв.м. Данная постройка является самовольной, т.к. построена без соответствующею разрешения.

Согласно техническому заключению ООО «Волговяткран» о соответствии жилого дома требованиям строительных и санитарных норм и правил при возведении данного домовладения и вышеперечисленных строений соблюдены требования строительных норм и правил: санитарно-гигиенические, противопожарные требования, основные конструктивные элементы жилого дома находятся в работоспособном состоянии и опасность для жизни и здоровья граждан не представляют.

Согласно позиции Европейского суда по нравам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.

Концепция собственности или имущества толкуется Европейским судом по правам человека очень широко и включает в себя широкий спектр экономических интересом субъектов права, которые могут быть нарушены при деятельности органов государственной власти, вводящих ограничения права собственности.

Как следует из ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

На основании ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной: постройкой является жилой дом,. другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Кроме того, согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6 Пленума ВАС РФ № 8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", рассматривая иски о признании нрава собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил. создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, право собственности на жилой дом, возведенный гражданином без необходимых разрешений, на принадлежащем ему земельном участке, может быть признано, если жилое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Гражданским кодексом РФ в соответствии с Конституцией РФ, в том числе с ее статьей 35 предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лип (пункты 1 и 2 статьи 209) в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам: количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункты 1 и 2 статьи 213).

Согласно статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и. строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет признаки самовольной постройки, то есть постройки, совершенной с нарушением установленных законодательных норм, и последствия такой постройки.

Так, под самовольной постройкой понимается здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса).

В силу п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и. застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах: если сохранение постройки не нарушает нрава и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Следовательно, одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению судами при рассмотрении дел о признании права собственности на самовольные постройки, является наличие у лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, права собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором возведена постройка. Лица, не обладающие одним из указанных в законе прав на земельный участок, не вправе претендовать па обращение возведенной на нем самовольной постройки в свою собственность.

Право собственности граждан на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

Так, исходя из положений ст. 8 Гражданского кодекса и ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, в качестве оснований могут выступать: акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены в качестве оснований возникновения прав на землю; договоры и другие сделки. предусмотренные законом; приобретение земельного участка по основаниям, установленным законом.

Истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: [ адрес ] обшей площадью 549 кв.м., с кадастровым номером [ № ].

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на [ 00.00.0000 ] , земельный участок с кадастровым номером [ № ] имеет разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

В [ 00.00.0000 ] году истцом на вышеуказанном земельном участке был возведен жилой дом площадью 99,5 кв.м.

Согласно техническому заключению ООО «Волговяткраи» о соответствии жилого лома требованиям строительных и санитарных норм и правил, техническое состояние возведенного жилого дома, расположенного по адресу: [ адрес ] оценивается, как работоспособное.

При визуальном осмотре основных конструктивных элементов жилого дома прогрессирующих сквозных трещин, ослабления несущих стен - не обнаружено. Провисов перекрытий не выявлено.

При возведении данного домовладения и вышеперечисленных строений соблюдены требования строительных норм и правил: санитарно-гигиенические, противопожарные требования, за исключением:

- объемно-планировочные:

- внутренняя высота помещений первого и второго этажей обследуемого дома составляет – 2,45 м, что не соответствует требованиям СП не менее 2,5 м.

Выявленное несоответствие требованиям строительных норм и правил не является существенным и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, при взаимном согласии проживающих.

Строительство дома произведено на участке заказчика с соблюдением правил противопожарных разрывов и не затрагивает права третьих лиц. Дом допускается использоваться в качестве жилого помещения.

Сохранение построенного дома не создает угрозы жизни и здоровья граждан.

Более того, намерения истца по использованию объекта соответствуют градостроительному регламенту. Сохранение объекта не противоречит требованиям Градостроительного регламента. Отсутствие разрешения на строительство является единственным признаком самовольных построек.

Правопритязания третьих лиц на данный земельный участок в Управлении Росреестра не зарегистрированы, требований к истцу об истребовании земельного участка, прекращении или сносе строения до настоящего времени никем не предъявлялось.

Жилой дом размещен на данном земельном участке согласно его использованию, размещение на данном участке жилого дома его разрешенному использованию - для индивидуального жилищного строительства.

В "Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19 марта 2014 года, указано, что наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении пекл о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений.

Истец просит суд признать за Тихоновой Н. Г. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: [ адрес ]. общей площадью 99,5 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером [ № ], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Истец Тихонова Н.Г. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомила, об отложении слушания дела не просила.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Представитель СТ «Маяк» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не просил.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, согласно статьям 12, 55, 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 25 и 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ № 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).

Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Согласно ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, созданием условий для привлечения инвестиций.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые согласно ч. 1 ст. 38 данного Кодекса могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь (п. 1); минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (п. 2); предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений (п. 3); максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (п. 4); иные показатели (п. 5).

Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом при наличии одновременно нескольких условий, а именно: земельный участок должен принадлежать лицу, осуществившему самовольную постройку на каком-либо вещном праве, земельный участок соответствует виду целевого использования; лицо, принимало меры к ее легализации в административном порядке; самовольная постройка не содержит существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, не создает угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушает права третьих лиц.

Как следует из материалов дела, Тихонова Н.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером: [ № ], расположенного по адресу: [ адрес ], что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от [ 00.00.0000 ] . Земельный участок имеет категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.

Обращаясь в суд с данными требованиями, истец указал, что в [ 00.00.0000 ] году Тихоновой Н.Г. был возведен жилой дом, право на него не зарегистрировано ввиду отсутствия разрешения на строительство. Для получения разрешения на строительство истец обратилась в Департамент градостроительного развития и архитектуры г.Н.Новгорода.

[ 00.00.0000 ] истцом был получен Градостроительный план земельного участка. В п.2.2 указана информация о видах разрешенного использования, а также размещение объектов капитального строительства осуществляется при условии обязательной подготовки документации по планировке территории, подготовленным в установленном законом порядке.

[ 00.00.0000 ] истец подала уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, приложив все необходимые документы, в чем ей было отказано ввиду нахождения земельного участка в территориальной зоне П*ТЖсм и отсутствия разработанного проекта планировки и межевания территории в границах территории садоводческого товарищества «Маяк».

Согласно техническому плану жилой дом состоит из двух этажей, в том числе подземных - 0 этажей. Общая площадь 99,5 кв.м.

Согласно техническому заключению ООО «Волговяткран» о соответствии жилого дома требованиям строительных и санитарных норм и правил при возведении данного домовладения и вышеперечисленных строений соблюдены требования строительных норм и правил: санитарно-гигиенические, противопожарные требования, основные конструктивные элементы жилого дома находятся в работоспособном состоянии и опасность для жизни и здоровья граждан не представляют.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером [ № ], расположен в Садоводческом товариществе «Маяк».

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от [ 00.00.0000 ] , разрешенное использование земельного участка: для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на [ 00.00.0000 ] вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: [ адрес ] – для индивидуального жилищного строительства.

[ 00.00.0000 ] Тихонова Н.Г. направила администрации города Нижнего Новгорода уведомление о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового домика.

Как следует из уведомления Администрации г.Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] указанные в уведомлении параметры не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: [ адрес ], (кадастровый [ № ]) по следующим основаниям.

Земельный участок с кадастровым номером [ № ] расположен: - в территориальной зоне П*ТЖсм (зона реорганизации застройки в смешанную многоквартирную и общественную застройку). В территориальной зоне П*ТЖсм вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство отсутствует.

Градостроительные регламенты территориальной зоны П*ТЖсм установлены статьей 36.9 Правил, землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде, утвержденных приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30.03.2018 № 07-01-06/22 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода», согласно которым размещение объектов капитального строительства в указанной территориальной зоне осуществляется при условии обязательной подготовки документации по планировке территории, при этом подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами территориальной зоны ТЖсм. Параметры объектов капитального строительства территориальной зоны П*ТЖсм не установлены. Установление параметров возможно путем разработки и утверждения проекта планировки территории в соответствии с градостроительными регламентами территориальной зоны ТЖсм.

Параметры планируемого к строительству объекта - индивидуального жилого дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилам землепользования и застройки для территориальной зоны ТЖсм. В перечне основных видов разрешенного использования территориальной зоны ТЖсм вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство отсутствует;

- в границах территории садоводческого товарищества «Маяк», проект планировки территории садоводческого товарищества «Маяк» отсутствует.

В соответствии со ст.ст. 32, 34 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшим до 01.01.2019, то есть на дату строительства истцом объекта индивидуального жилищного строительства на территории с/т «Маяк», предусматривалось, что организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории. Организация территории огороднического некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта межевания территории. Подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных).

    Аналогичная норма предусмотрена и в ч.4 ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 01.01.2019.

    Согласно ст. 45 Градостроительного кодекса РФ 1.1. Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно: садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.

    1.2. В случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы указанных лиц на подготовку документации по планировке территории не подлежат возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    8. Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

    Согласно ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.

В силу части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса генеральный план города содержит карту функциональных зон, а правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, устанавливающую границы территориальных зон в соответствии с частями 2 и 4 статьи 30 Градостроительного кодекса. Градостроительные регламенты устанавливаются в пределах соответствующей территориальной зоны.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса.

    Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.

    Таким образом, генеральный план города является основополагающим документом территориального планирования, определяющим стратегию градостроительного развития территории в целом и правила землепользования и застройки не должны ему противоречить.

По обращению от [ 00.00.0000 ] в установленном порядке истцом получен Градостроительный план земельного участка, в котором указано, что земельный участок расположен в территориальной зоне ТЖсм (зона реорганизации застройки в смешанную многоквартирную и общественную застройку). Вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство.

Установлено, обстоятельством, по которому истцу не выдано разрешение на строительство, является отсутствие проекта планировки и межевания территории СТ «Маяк».

Земельный участок с кадастровым номером [ № ], находящийся в собственности истца, расположен в границах садоводческого товарищества «Политехник». Соответственно, на указанный земельный участок распространяются нормы Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

В соответствии со ст.ст. 32, 34 вышеуказанного закона организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также градостроительным регламентом.

Аналогичная норма установлена в ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой в целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества. Подготовка и утверждение проекта планировки территории в отношении территории огородничества не требуются. Установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории огородничества осуществляются в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Указанный Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2019.

Требования наличия документации по планировке территории для строительства жилых домов установлены также положениями СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*. СП 11-106-97. Порядок разработки, согласования, утверждения и состава проектно-планировочной документации на застройку территорий садоводческих объединений граждан.

В силу ст. 41 Градостроительного кодекса РФ видами документации по планировке территории являются проект планировки и проект межевания территории.

В соответствии со ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.

Согласно ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

При этом под объектами капитального строительства понимаются здания, строения, сооружения, в том числе линейные объекты -линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Соответственно, территория садоводческого товарищества, предусматривающая строительство индивидуальных жилых домов, должна быть обеспечена системой коммунальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры, необходимая для проживания граждан на постоянной основе.

На территорию садоводческого товарищества «Маяк» документация по планировке территории, допускающая строительство индивидуальных жилых домов, не разрабатывалась, и не утверждалась в установленном законом порядке. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Истец, самостоятельно реализуя право, установленное статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, изменил вид разрешенного использования земельного участка с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для индивидуального жилищного строительства».

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с разрешением на строительство.

Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство заинтересованное лицо направляет в орган местного самоуправления правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка.

Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером [ № ] подготовлен на основании заявления истца.

В соответствии с чертежом градостроительного плана земельного участка указывалось, что границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, устанавливаемые с учетом минимальных отступов от границ земельного участка и красных линий, определяется проектом планировки и межевания территории садоводческого товарищества «Маяк».

В соответствии с информацией об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территории (раздел 5) продублированы нормы ст.ст. 32, 34 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Указано, что возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также градостроительным регламентом.

Согласно информации, предоставленной АО «Теплоэнерго», действующих систем теплоснабжения, а также тепловых сетей, находящихся в эксплуатации АО «Теплоэнерго», в районе земельного участка с кадастровым номером [ № ] у дер. Афонино, СТ «Маяк» не имеется, в связи с чем отсутствуют основания для выдачи технических условий подключения к сетям теплоснабжения объекта.

Таким образом, строительство индивидуального жилого дома осуществлено без необходимого разрешения на строительство, получение которого предусмотрено статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что истцом не представлены в полном объеме документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, суд приходит к выводу о том, что истцом не были предприняты надлежащие меры по легализации самовольно возведенного объекта капитального строительства.

    Также, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец обращался в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство до начала проведения строительных работ, либо истцу незаконно было отказано в выдаче разрешения на строительство.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на жилой дом, поскольку истцом не были предприняты надлежащие меры по легализации самовольно возведенного объекта капитального строительства, а также судом принимается во внимание отсутствие проекта межевания территории садоводческого товарищества и проекта планировки застройки территории садоводческого товарищества, что является обстоятельством, свидетельствующим о самовольном характере постройки, и исключающим признание права собственности.

    Учитывая изложенное, исковые требования Тихоновой Н. Г. к администрации города Нижний Новгород о признании права собственности на жилой дом не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░                                    ░░░░░░░░ ░.░.

2-2948/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тихонова Наталья Геннадьевна
Ответчики
Администрация г. Н.Новгород
Суд
Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород
Судья
Кучерова Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
nizegorodsky.nnov.sudrf.ru
05.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2020Передача материалов судье
05.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.04.2020Предварительное судебное заседание
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2020Дело оформлено
03.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее