УИД 43RS0017-01-2022-002090-97
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 30 августа 2022 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области
в составе председательствующего судьи Щелчковой Н.А.,
при секретаре Шибановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Крюковой Е.Ю., представителя ответчика по доверенности Добрыниной Е.В.,
гражданское дело №2-1422/2022 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Кирово-Чепецкий район» о возложении обязанности,
установил:
Кирово-Чепецкий городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Кирово-Чепецкий район» о возложении обязанности оборудовать в соответствии с требованиями СанПиН контейнерные площадки и установить контейнеры в д.Дудино, д.Большие Бесселята, д.Кулига, д.Саши, ж/д ст.Полой, д.Сунцы, д.Ежово Кирово-Чепецкого района Кировской области.
В обоснование указано, что в д.Дудино Филипповского сельского поселения, д.Большие Бесселята, д.Кулига, д.Саши, ж/д ст.Полой, д.Сунцы Кстининского сельского поселения; д.Ежово Селезеневского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области услуги по сбору и вывозу ТКО не оказываются в связи с отсутствием транспортное доступности. В указанных населенных пунктах отсутствуют контейнеры для сбора ТКО, контейнерные площадки не оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, информация об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок не размещена. В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации МО «Кирово-Чепецкий район» 09.03.2022 вынесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. Допущенные нарушения при организации накопления, сбора и вывоза твердых бытовых отходов создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний, нарушают права граждан на безопасную и благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор Крюкова Е.Ю. поддержала вышеизложенные доводы, просит суд обязать администрацию МО «Кирово-Чепецкий район» оборудовать в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки в д.Дудино Филипповского сельского поселения, д.Большие Бесселята, д.Кулига, д.Саши, ж/д ст. Полой, д.Сунцы Кстининского сельского поселения, д.Ежово Селезеневского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области.
Обязать администрацию МО «Кирово-Чепецкий район» установить контейнеры в д.Дудино Филипповского сельского поселения, д.Большие Бесселята, д.Кулига, д.Саши, ж/д ст. Полой, д.Сунцы Кстининского сельского поселения, д.Ежово Селезеневского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Кирово-Чепецкого района по доверенности Добрынина Е.В. с заявленными требованиями не согласна, в судебном заседании дала суду пояснения аналогичные изложенным в отзыве, указав, что населенные пункты, которые необходимо оборудовать площадками ТКО не имеют транспортной доступности на постоянной основе. Ответчик не имеет правовых оснований на строительство подъездных путей к местам размещения площадок ТКО. В случае удовлетворения иска, ответчик не сможет выполнить решение суда в полном объеме, вывоз ТКО с контейнерных площадок осуществляться не будет ввиду отсутствия подъездных путей. Просит привлечь к участию в деле в качестве соответчиков администрации Селезеневского, Филипповского и Кстининского сельских поселений. В случае удовлетворения исковых требований, предоставить срок для исполнения решения суда до 01.11.2023.
Представитель третьего лица региональный оператор Кировской области по обращению с ТКО - АО «Куприт» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором поддержал исковые требования прокурора, дело просит рассмотреть в его отсутствие.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Статьей 42 Конституции Российской Федерации данное право граждан гарантировано.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
С 1 марта 2021 года введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В пункте 3 названных Правил закреплено, что на территориях сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (абзац 4 СанПиН 2.1.3684-21).
В судебном заседании установлено, что в результате проведенной Кирово-Чепецкой городской прокуратурой проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления, выявлены нарушения в деятельности администрации МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район», а именно до настоящего времени в д.Дудино, д.Большие Бесселята, д.Кулига, д.Саши, ж/д ст. Полой, д.Сунцы, д.Ежово услуги по сбору и вывозу ТКО не оказываются. Допущенные нарушения при организации накопления, сбора и вывоза твердых коммунальных отходов создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний, нарушают права граждан на безопасную и благоприятную окружающую среду.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Кирово-Чепецкого муниципального района на благоприятную окружающую среду.
В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» 09.03.2022 было вынесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Согласно ответу главы муниципального образования «Кирово-Чепецкий район» от 25.03.2022, транспортная доступность к населенным пунктам Кирово-Чепецкого района: д.Дудино, д.Большие Бесселята, д.Кулига, д.Саши, ж/д ст. Полой, д.Сунцы, д.Ежово обеспечена посредством грунтовых, в том числе песчаных автомобильных дорог. При неблагоприятных погодных условиях на указанных грунтовых дорогах, вследствие проезда большегрузной техники, используемой для перевозки ТКО (мусоровозов), образуется колейность, что приводит к отсутствию транспортной доступности жителей к жилым домам, а также проезду специализированного транспорта. В связи с вышеуказанным, а также малочисленностью зарегистрированных жителей, в данных населенных пунктах не установлены контейнеры для сбора ТКО.
Однако, невыполнение требования по организации площадок для сбора ТКО и установки контейнеров для сбора ТКО в указанных населенных пунктах способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний, что нарушит конституционные права граждан.
Разрешая ходатайство представителя ответчика, суд не усматривает оснований для привлечения в качестве соответчиков администраций сельских поселений по месту нахождения указанных населенных пунктов, поскольку вопрос о правах и обязанностях указанных лиц, установленных Федеральным законом от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", не разрешается. Характер спорных правоотношений, предмет и основание иска не свидетельствуют о невозможности его рассмотрения к ответчику, которого определил истец.
Положения приведенных санитарных норм и правил содержат актуальные требования к оборудованию контейнерных площадок, вне зависимости от зоны их размещения в пределах населенных пунктов.
При этом, согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, именно органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 статьи 15 указанного Федерального закона, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Доводы об отсутствии транспортной доступности правового значения для рассмотрения дела не имеют и не освобождают ответчика от исполнения возложенных на них обязанностей.
Доказательств принятия администрацией своевременных и действенных мер, направленных на соблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, равно как и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у администрации объективной возможности для соблюдения требований санитарного законодательства (в части создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов), материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах, с учетом приведенных норм материального права, суд учитывая, что обязанность оборудовать в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки, а также их установка в д. Дудино Филипповского сельского поселения, в д. Большие Бесселята, д. Кулига, д. Саши, ж/д ст.Полой, д.Сунцы Кстининского сельского поселения, д. Ежово Селезеневского сельского поселения Кирово-Чепецкого района возложенная законом на ответчика по настоящее время не исполнена, при этом бездействие администрации муниципального образования нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в указанных населенных пунктах на благоприятную окружающую среду, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Кирово-Чепецкого городского прокурора.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют сделать вывод о разумности и достаточности заявленного стороной ответчика срока исполнения решения суда – до 01.11.2023.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Кирово-Чепецкий район» в срок до 01 ноября 2023 года оборудовать в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки в д. Дудино Филипповского сельского поселения, в д. Большие Бесселята, д. Кулига, д. Саши, ж/д ст.Полой, д.Сунцы Кстининского сельского поселения, д. Ежово Селезеневского сельского поселения Кирово-Чепецкого района.
Обязать администрацию муниципального образования «Кирово-Чепецкий район» установить контейнеры в д. Дудино Филипповского сельского поселения, в д. Большие Бесселята, д. Кулига, д. Саши, ж/д ст.Полой, д.Сунцы Кстининского сельского поселения, д. Ежово Селезеневского сельского поселения Кирово-Чепецкого района, предусмотренные требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.
Председательствующий: Н.А. Щелчкова
Мотивированное решение изготовлено 02 сентября 2022 года.