2-2044/2023 |
61RS0005-01-2023-002039-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2023 года |
г. Ростов-на-Дону |
Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Гелета А.А.
при пом. судьи Гутоевой И.К.
с участием представителя истца – Новикова С.В.
представителя ответчика – Тагировой А.М.
представителя 3-го лица Швачко К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова В. Г. к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области», 3-е лицо ФКУ «управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по ЮВО» о признании права на получение минимального размера оплаты труда и возложении обязанности произвести выплату минимального размера оплаты труда за период нахождения на военных сборах,
УСТАНОВИЛ:
Волков В.Г. обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование заявленных требований, что 16.07.2022 он заключил контракт о пребывании в мобилизованном людском резерве, после чего на основании предписания Военного комиссариата Константиновского и Усть-Донецкого районов Ростовской области, 06.09.2022 убыл для прохождения военных сборов в в/ч №, где находился до 03.10.2022.
Прибыв с военных сборов, истец обратился с заявлением о выплате МРОТ в соответствии с ФЗ №82-ФЗ от 19.06.2000.
В декабре 2022 года истцом получено письмо, в котором военный комиссариат предлагает обратится с заявлением о выплате компенсации за время пребывания на военных сборах в размере минимального размера оплаты труда, установленного в ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2000 № 82-ФЗ, который составляет 100 руб.
Полагая, что данная сумма определена ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» неверно, Волков В.Г. обратился в суд и просил признать за ним право на получение минимального размера оплаты труда за время пребывания на военных сборах, обязать ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» выплатить минимальный размер оплаты труда, установленный ст.1 ФЗ №82-ФЗ от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда».
В судебном заседании представитель истца Новиков С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объёме, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» Тагирова А.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и просила оставить их без удовлетворения по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель 3-го лица ФКУ «управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по ЮВО» по доверенности Швачко К.С. не возражала против удовлетворения требований.
Суд, выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
ФЗ №53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
В соответствии с ч.1 ст.1 воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В силу ч.1 ст.5 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного ч.ч.1 или 4 ст.20 или ч.1 ст.20.2 ФЗ, призыве на военные сборы, медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы (ч.1 ст.6). Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы (ч.2 ст.6). Гражданам, проходящим военные сборы, и гражданам, пребывающим в мобилизационном людском резерве, предоставляются также иные денежные выплаты, устанавливаемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.3 ст.6).
Согласно ч.ч.1, 2 ст.13.1 ФЗ №76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» денежные выплаты гражданам, призванным на военные сборы, помимо выплат, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», состоят из: оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию; коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях; командировочных расходов при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно; денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Денежные выплаты гражданам, пребывающим в резерве, за исключением периода прохождения военных сборов, состоят из: месячного оклада; коэффициентов (районных, за пребывание в резерве в высокогорных районах, за пребывание в резерве в пустынных и безводных местностях) за пребывание в резерве в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к месячному окладу и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях; ежемесячной процентной надбавки за непрерывное пребывание в резерве к месячному окладу, которая выплачивается в следующих размерах при непрерывном пребывании в резерве; единовременной денежной выплаты при заключении нового контракта о пребывании в мобилизационном людском резерве: при сроке нового контракта 3 года либо при меньшем сроке нового контракта - до наступления предельного возраста пребывания в резерве - 1 месячный оклад; при сроке нового контракта 5 лет либо при меньшем сроке нового контракта - до наступления предельного возраста пребывания в резерве - 1,5 месячного оклада; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок обеспечения граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в резерве, денежными выплатами, указанными в пунктах 1 и 2 данной статьи, определяется Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) (ч.5 ст.13.1).
Ч.25 Положения предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение): а) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения; расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно; расходов по найму (поднайму) жилья; командировочных (суточных); б) за время прохождения военных сборов в соответствии с ч.4 настоящего Положения: оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию; коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях; среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения; командировочных (суточных) при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно.
Из п.26 Положения следует, что осуществление расходов, указанных в подпункте «а», абзацах четвертом и пятом подпункта «б» пункта 25 Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №704 от 01.12.2004. При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата, по форме согласно приложению №2, выдаваемой гражданину не позднее даты его убытия из военного комиссариата. Гражданам, не работающим и не состоящим на учете в государственном учреждении службы занятости населения, военные комиссариаты производят возмещение соответствующих расходов до убытия из военного комиссариата (пункта сбора) к месту жительства.
Из названных нормативных правовых актов следует, что гражданам, призываемым на военные сборы, помимо выплат, предусмотренных ст.6 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», (выплата среднего заработка или стипендии по месту работы или учебы), имеют право на выплаты, предусмотренные ст.13.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», ч.25 Положения о проведении военных сборов.
Обязанность военного комиссариата выплачивать гражданам, призванным на военные сборы, минимальный размер оплаты труда ответчиком не оспаривалась, им за спорные периоды истцу выплачивались суммы на основании абзаца четвертого п.п.«б» п.25 Положения о проведении военных сборов, спор возник о размере выплаты, исходя из минимального размера оплаты труда, предусмотренного ст.1 ФЗ №82-ФЗ от 19.06.2000 или из базового размера в сумме 100 руб.
В соответствии со ст.4 указанного ФЗ до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда.
Ст.5 установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда. Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела следующее.
Волков В.Г. 16.07.2022 истец заключил контракт о пребывании в мобилизованном людском резерве.
Согласно справке вр.и.о. командира войсковой части № исх. № от 03.10.2022, Волков В.Г. находился в составе мобилизованного людского резерва при указанной войсковой части с 06.09.2022 до 03.10.2022 и привлекался к проведению плановых военных сборов.
Волков В.Г. обратился с заявлением о выплате МРОТ в соответствии с ФЗ №82-ФЗ от 19.06.2000.
22.12.2022 года истцом получено письмо, в котором военный комиссариат предлагает обратится с заявлением о выплате компенсации за время пребывания на военных сборах в размере минимального размера оплаты труда, установленного в ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2000 № 82-ФЗ, который составляет 100 руб.
Согласно сведениям ИФНС России истец не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Истец на учете в службе занятости не состоит, пособие по безработице не получает. Не трудоустроен.
Абз.4 пп.«б» п.25 и п.26 Положения о проведении военных сборов предусмотрена выплата за время прохождения военных сборов среднего заработка (пособия) по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда военным комиссариатом для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
В соответствии со статьей 57.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, могут поступить в мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Граждане, пребывающие в резерве, являются резервистами и имеют права и обязанности, устанавливаемые настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 54 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы.
В статье 56 указанного Федерального закона установлено, что порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, которые определяются Положением о прохождении военных сборов.
Согласно подпунктом "в" пункта 24 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333, материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает, в том числе, финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 Положения о проведении военных сборов, для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) минимального размера оплаты труда.
Из названных нормативных правовых актов следует, что гражданам, призываемым на военные сборы, помимо выплат, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", (выплата среднего заработка или стипендии по месту работы или учебы), имеют право на выплаты, предусмотренные статьей 13.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пунктом 25 Положения о проведении военных сборов.
Статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в редакции Федерального закона от 06 декабря 2021 года N 406-ФЗ (далее - Федеральный закон о МРОТ) установлен минимальный размер оплаты труда с 01 января 2022 года в размере 13890 руб. в месяц.
Согласно статье 3 Федерального закона о МРОТ минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона о МРОТ до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83,49 руб., с 01 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 руб.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в редакции Федерального закона от 07 августа 2000 года N 122-ФЗ было предусмотрено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1 000 руб. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.
Федеральным законом от 15 июля 2005 года N 86-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", вступившим в силу с 01 января 2006 года, внесены изменения в статью 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе": исключены в пунктах 1 и 2 слова "в размере не более 1000 рублей".
Таким образом, с 01 января 2006 года законодательно установлено сохранение за гражданами, призванными на военные сборы, средней заработной платы в полном объеме, а в силу требований части 3 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Абзацем четвертым подпункта "б" пункта 25 и пунктом 26 Положения о проведении военных сборов предусмотрена выплата за время прохождения военных сборов среднего заработка (пособия) по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда военным комиссариатом для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения. При этом из буквального толкования данной нормы не следует, что подлежит выплате базовая сумма, предусмотренная статьей 4 Федерального закона о МРОТ.
Выплата гражданам при прохождении военных сборов в случае их трудоустройства средней заработной платы по месту работы или пособия по безработице при нахождении на учете в службе занятости и выплата гражданам, не работающим и не состоящим на учете в службе занятости населения, минимального размера оплаты труда, исходя из базовой суммы 100 руб., определенной более 20 лет назад, не соответствует конституционным принципам равенства лиц, выполняющих одну и ту же воинскую обязанность.
В соответствии с ч.2 ст.6 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
В силу ч.ч.1, 2 ст.19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Таким образом, ответчику ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» следует произвести истцу выплату минимального размера оплаты труда, установленного ст.1 ФЗ №82-ФЗ от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда» за период его нахождения на военных сборах с 06.09.2022 до 03.10.2022, поскольку выплата истцу минимального размера оплаты труда, исходя из базовой суммы 100 руб., не соответствует требованиям вышеуказанного законодательства.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что на Военный комиссариат Ростовской области должна быть возложена обязанность произвести выплату Волкову В.Г. минимального размера оплаты труда за период нахождения на военных сборах с 06.09.2021 года по 03.10.2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Волкова В. Г. к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области», 3-е лицо ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по ЮВО» о признании права на получение минимального размера оплаты труда и возложении обязанности произвести выплату минимального размера оплаты труда за период нахождения на военных сборах удовлетворить.
Признать за Волковым В. Г. право на получение минимального размера оплаты труда за время пребывания на военных сборах.
Обязать ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" выплатить Волкову В. Г. минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» за период его нахождения на военных сборах с 06.09.2022 по 03.10.2022, исходя из минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 19.07.2023 года
... |
...
...
...
...
... |
... |
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...