Дело № 2-459/2022
УИД 86RS0018-01-2022-000576-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 сентября 2022 года п. Междуреченский
Кондинский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа -Югры в составе судьи Косолаповой О.А.
с участием истца прокурора Жучковой Г.Д.,
при секретаре Загородниковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кондинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Поповой Н.В. к Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат Югры», Отделу социального обеспечения и назначения мер социальной поддержки, пособий, выплат в п. Междуреченском о признании за Поповой Н.В. права на выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании незаконным решения об отказе в выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязанности предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 14.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кондинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Поповой Н.В. с учетом привлечения соответчика и внесения изменений в исковые требования обратился в суд с исковым заявлением к Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат Югры», Отделу социального обеспечения и назначения мер социальной поддержки, пособий, выплат в п. Междуреченском о признании за Поповой Н.В. права на выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, с 14.12.2021, о признании незаконным решения от 20.12.2021 № МСП-426/2021-74854 об отказе Поповой Н.В. в выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес> обязанности предоставить Поповой Н.В. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, сроком на 6 месяцев с даты обращения Поповой Н.В. в Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» отдел социального обеспечения и назначения мер социальной поддержки, пособий, выплат в п. Междуреченский, то есть с 14.12.2021 с 14.12.2021.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Кондинского района проведена проверка по обращению жительницы п.Междуреченский Поповой Н.В. о нарушении ее социальных прав.
Установлено, что 14.12.2021 Попова Н.В. обратилась в КУ ХМАО -Югры «Центр социальных выплат» в п. Междуреченский (далее - Учреждение) за предоставлением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия) по адресу: <адрес>
Решением Учреждения от 20.12.2021 №МСП-426/2021-74854 Поповой Н.В. отказано в предоставлении субсидии по причине несоответствия заявления пп. «а» п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 №761: сведения о месте жительства, указанных в заявлении, не соответствуют месту жительства гражданина.
Проверкой установлено, что основанием для отказа в предоставлении Учреждением субсидии послужила подача Поповой Н.В. заявления в отношении жилого помещения, в котором последняя не имеет регистрации по месту жительства.
Установлено, что Попова Н.В. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: ул. Кондинская, д. 19, кв.2, п. Междуреченский. Вместе с тем, на основании договора найма служебного жилого помещения №08-15/с, с 03.11.2015 по настоящее время Попова Н.В. совместно со своим несовершеннолетним сыном Поповым А.К. постоянно проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> и оплачивает за наем жилого помещения и жилищно-коммунальные услуги. Данное жилое помещение предоставлено Поповой Н.В. в связи с наличием трудовых отношений с МКУ «Управление МТО деятельности ОМС Кондинского района.
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что жилое помещение по адресу: <адрес>, является постоянным местом жительства Поповой Н.В. и ее несовершеннолетнего сына, при этом получателем субсидии на оплату иных жилых помещений, коммунальных услуг, в том числе, в котором имеется регистрация, заявительница не является. Кроме того, Поповой Н.В. соблюдены условия предоставления субсидии, предусмотренные пунктом 8 Правил.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований закона Учреждением неправомерно принято решение об отказе Поповой Н.В. в выплате субсидии.
По выявленным нарушениям прокуратурой района 15.02.2022 в адрес руководителя КУ ХМАО - Югры «Центр социальных выплат» внесено представление, по результатам рассмотрения которого в его удовлетворении оказано.
Прокурор Жучкова Г.Д. в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске, с учетом их изменения.
Истец Попова Н.В., ответчики надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствуют. Суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся истца Поповой Н.В., ответчиков.
В возражениях на исковое заявление ответчики полагают отказ Поповой Н.В. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг законным и обоснованным, соответствующим установленным Правилам.
Выслушав истца прокурора Жучкову Г.Д., исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
Порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 (далее Правила).
В соответствии с пунктом 2 данных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
В силу подпункта "а" пункта 8 указанных Правил, для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением в том числе копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения.
Согласно п. 41 Правил гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
В силу п. 43 Правил действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд.
Судом установлено, что на основании обращения Поповой Н.В. о нарушении ее социальных прав, прокуратурой Кондинского района проведена проверка в КУ «Центр социальных выплат Югры» филиал в п. Междуреченский (л.д.21).
В связи с этим прокуратурой района 15.02.2022 директору КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» внесено представление об устранении нарушений закона (л.д.45-51). Вместе с тем, из ответа КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» от 29.04.2022 направленного на требование прокуратуры района, в ходе контрольной проверки, следует, что решение о предоставлении Поповой Н.С. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возможно при условии ее регистрации по данному адресу или по судебному решению (л.д.52-55).
Судом установлено и из материалов дела следует, что 14.12.2021 Попова Н.В. обратилась в КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» с заявлением на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 26-27).
Решением КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» от 20.12.2021 Поповой Н.В. отказано в предоставлении субсидии по причине несоответствия заявления пп. «а» п.8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 №761 (л.д.14-15).
Согласно паспорту, Попова Н.В. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.16-20).
На основании договора найма служебного жилого помещения №08-15/с от 03.11.2015 администрация гп. Междуреченский передала Поповой Н.В. и членам ее семьи за плату во временное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу: <адрес>, Кондинский района, ХМАО-Югры (л.д.32-36).
Попова Н.В. и ее несовершеннолетний сын проживают по адресу: <адрес>
Поскольку Попова Н.В. является нанимателем служебного жилого помещения в муниципальном жилищном фонде, она имеет право на получение спорной субсидии. При этом требования п.п. «а» п. 8 Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761, в отношении Поповой Н.В. не подлежат применению, поскольку указанные сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, подлежат предоставлению в случаях, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Истец Попова Н.В. нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является.
Статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) регламентировано, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 2 Закон Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон №5242-1) местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 Закона №5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п.1 ч.1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Из содержания ст. 20 ГК РФ, статей 2 и 3 Закона №5242-1 следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Установление места жительства гражданина возможно на основании других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, №4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016).
Предусмотренная статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты.
Принимая во внимание, что иных оснований к отказу в предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в оспариваемом решении не указано, предусмотренные законом условия предоставления этой субсидии истцу Поповой Н.В. имеются, отказ в предоставлении спорной субсидии Поповой Н.В. нельзя признать законным и обоснованным. Ответчик Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» отдел социального обеспечения и назначения мер социальной поддержки, пособий, выплат в п. Междуреченский, к которому предъявлены исковые требования, является подразделением КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат», гражданской процессуальной правоспособностью и дееспособностью не обладает и потому не может являться надлежащим ответчиком по гражданско-правовому спору. В иске к отделу социального обеспечения и назначения мер социальной поддержки, пособий, выплат в п. Междуреченский Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» следует отказать.
Надлежащим ответчиком по иску является казенное учреждение ХМАО-Югры Центр социальных выплат», исковые требования к которому подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ 14.12.2021.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 20.12.2021 № ░░░-426/2021-74854 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 14.12.2021.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 12 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░