Дело № 2-10205/2024
УИД 35RS0010-01-2024-015416-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда | 17 сентября 2024 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Моисеева К.А., при участии истца Налеухиной И.А., представителя истца старшего помощника прокурора города Вологды Соловьевой О.Н., представителя ответчика Департамента здравоохранения Вологодской области по доверенности Парыгиной Л.В., представителя третьего лица БУ СЗ ВО «Фармация» по доверенности Лихошерстовой О.С., при секретаре Ермаковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокуратура города Вологды, действующего в интересах Налеухиной И. А. к Департаменту здравоохранения Вологодской области о взыскании компенсации морального вреда, денежных средств,
установил:
прокурор города Вологды в интересах Налеухиной И.А. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения Вологодской области о взыскании компенсации морального вреда, денежных средств. В обоснование требований указано, что Налеухина И.А. наблюдается в БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №3» с диагнозами «<данные изъяты>. С ноября 2022 года истцу назначен лекарственный препарат «Брилинта» («Тикагрелор») для приема 2 раза в день ежедневно на постоянной основе. 24.11.2023 выписан рецепт на лекарственный препарат «Брилинта» на 2 месяца приема, однако, фактически пациенту выдан препарат только 05.01.2024 в размере 1 упаковки. Аналогичная ситуация произошла в 2024 году. Так, 22.05.2024 выписан рецепт на лекарственный препарат «Брилинта» на 2 месяца приема. 24.05.2024 в аптеке выдан препарат на 1 месяц до 24.06.2024, вторая упаковка выдана только 15.07.2024, вследствие чего, Налеухина И.А. вынуждена приобрести лекарственный препарат на собственные денежные средства. Рецепты от 24.11.2023 и от 22.05.2024 не обеспечены аптечной организацией по причине не проведения закупки Департаментом здравоохранения Вологодской области. Со стороны Департамента здравоохранения Вологодской области не было принято достаточных мер к своевременному проведению закупочных мероприятий препарата «Брилинта».
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, прокурор города Вологды в интересах Налеухиной И.А. просит:
- взыскать с Департамента здравоохранения Вологодской области в пользу Налеухиной И.А. стоимость приобретенного лекарственного препарата «Брилинта» («Тикагрелор») в ращмере 5 720 рублей;
- - взыскать с Департамента здравоохранения Вологодской области за счет средств бюджета Вологодской области в пользу Налеухиной И.А. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании истец Налеухина И.А., представитель истца старший помощник прокурора города Вологды Соловьева О.Н. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Вологодской области по доверенности Парыгина Л.В. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. В возражениях указала, что истец была своевременно обеспечена необходимыми лекарственными препаратами.
Представитель третьего лица БУ СЗ ВО «Фармация» по доверенности Лихошерстова О.С. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №3» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 10, ч. 1 ст. 11, ст. 16, ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обусловлены предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого согласно пункту 1 части 1 статьи 6.2 указанного закона включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Утверждение перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, является полномочием Правительства Российской Федерации.
Пунктом 1 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ).
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Вологодской области, утвержденном постановлением Правительства Вологодской области от 26.04.2010 № 458, Департамент осуществляет полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами питания в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством области.
Департамент здравоохранения Вологодской области осуществляет закупку лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан, в отношении которых установлены меры социальной поддержки.
Граждане, и их законные представители не должны нести неблагоприятные последствия в виде необеспечения медицинскими «препаратами» в гарантированном объеме.
На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.07.2013 №.
Установлено, что Налеухиной И.А. установлен диагноз «<данные изъяты>».
На основании справки МСЭ-2016 № от 02.10.2018 истцу установлена третья группа инвалидности бессрочно, в соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» истец имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
По части 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
С ноября 2022 года Налеухиной И.А. назначен лекарственный препарат «Брилинта» («Тикагрелор») для приема 2 раза в день ежедневно.
Лекарственный препарат «Тикагрелор» (В01АС) включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 №
24.11.2023 истцу выдан рецепт на лекарственный препарат «Брилинта» на 2 месяца приема.
По сведениям, представленным БУ СЗ ВО «Фармация», лекарственный препарат МНН «Тикагрелор» под торговым наименованием «Брилинта» Налеухина И.А. получала 05.01.2024 по рецепту от 24.11.2023 в количестве одной упаковки.
22.05.2024 истцу выдан рецепт на лекарственный препарат «Брилинта» на 2 месяца приема, препарат выдан 24.05.2024 также в количестве одной упаковки.
Таким образом, учитывая, что истцу выписаны рецепты на лекарственный препарат на 2 месяца приема, а фактически препарат выдан в количестве одной упаковки, истец вынуждена приобрести препарат «Брилинта» 27.11.2023, 25.06.2024 за свои денежные средства.
Таким образом, рецепты от 24.11.2023 и 22.05.2024 надлежащим образом не были обеспечены.
Лекарственный препарат «Брилинта» имеют для Налеухиной И.А. жизненно важное значение, отказ в обеспечении больного необходимым для лечения лекарственным препаратом нарушает ее право на социальное обеспечение, закрепленное в части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации. При изложенных обстоятельствах также нарушено конституционное право Налеухиной И.А. на бесплатное оказание медицинской помощи.
Обеспечение Налеухиной И.А. лекарственным препаратом «Брилинта» и должно осуществляться бесплатно за счет средств субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что указанный лекарственный препарат является для истца жизненно важным и перерыв в их приеме недопустим, поскольку является прямой угрозой для ее здоровья и жизни, истец была вынуждена самостоятельно приобрести лекарственный препарат «Брилинта» 27.11.2023 в сумме 2 791 рубль, 25.06.2024 в сумме 2 929 рубля, что подтверждается копиями платежных документов.
На основании изложенного, принимая во внимание, что ответчиком Налеухина И.А. не обеспечена жизненно важным лекарственным препаратом, понесла документально подтвержденные расходы на их приобретение, суд полагает необходимым взыскать указанные расходы с Департамента здравоохранения Вологодской области в пользу Налеухиной И.А.
Поскольку факт нарушения прав Налеухиной И.А. по обеспечению жизненно важным лекарственным препаратом доказан, имеются основания для взыскания с Департамента здравоохранения Вологодской области компенсации морального вреда.
Согласно части 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Определяя размер компенсации, суд в соответствии с приведенными нормами права, учитывая обстоятельства дела, полагает необходимым взыскать с Департамента здравоохранения Вологодской области в пользу Налеухиной И.А. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5720░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░. 00 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 24 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░