Дело №2-281/2022 УИД 21RS0020-01-2022-000341-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 октября 2022 года село Яльчики
Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Агеева С.В.,
при секретаре судебного заседания Петровой С.П.,
с участием: помощника прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Кузнецовой В.А.,
главы Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики Смирновой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики об обязании обеспечить население бесперебойным водоснабжением
установил:
Прокурор Яльчикского района Чувашской Республики в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики, в котором просит возложить на ответчика обязанность по обеспечению жителей населенных пунктов муниципального образования бесперебойным водоснабжением. Требование мотивировано тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в области водоснабжения населения водой. В ходе проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГ системы водоснабжения и водоотведения в ..., в ..., в ..., в ..., в ... отсутствует, меры по организации водоснабжения населения не приняты, что является нарушением требований ч.2 ст.23 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В целях устранения выявленных нарушений прокурором района ДД.ММ.ГГ в адрес главы администрации Яльчикского сельского поселения внесено представление, однако ответчиком указанные в представлении нарушения не устранены. Неисполнение ответчиком требований законодательства в части обеспечения населения водоснабжением нарушает гарантированные права граждан. Просит обязать администрацию Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики обеспечить население в ..., в ..., в ..., в ..., в ... бесперебойным водоснабжением в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Кузнецова В.А. иск поддержала по изложенным в исковом заявлении мотивам и просила удовлетворить.
Ответчик в лице главы администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики Смирнова А.Г. в судебном заседании с требованием прокурора не согласилась, указывая, что в указанных в исковом заявлении прокурора населенных пунктах преимущественно функционирует централизованное водоснабжение, на улицах, где оно отсутствует, имеются водяные скважины (колодцы) для общего пользования, кроме того в домохозяйствах указанных населенных пунктов имеются индивидуальные источники водоснабжения (колодцы, скважины), обеспечивающие жителей водой. В связи с чем полагает, что отсутствует необходимость в обеспечении указанных населенных пунктов централизованным водоснабжением, монтаж которого является чрезмерно дорогостоящим и невыполнимым за счет бюджетных средств сельского поселения.
Третье лицо администрация Яльчикского района Чувашской Республики, будучи надлежаще извещенным, явку уполномоченного представителя в суд также не обеспечило, о причине неявки суд не известило.
С учетом ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с п.4 ч.1, ч.4 ст.8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Из Устава Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики видно, что в состав муниципального образования входят ..., ..., ..., ..., .... В соответствии п.4 ст.6 Устава к вопросам местного значения Яльчикского сельского поселения относится в том числе организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (л.д.17-22).
Согласно п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-Ф3 «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения. Частями 1, 1.1 ст.6 указанного Закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ и т.д.
Ответчиком представлены суду технические паспорта на системы водоснабжения, в частности на водопровод по ..., ..., ..., ..., ..., ... ..., из которого видно, что он проходит по вышеуказанным улицам ... и имеется 10 водоразборных колонок и введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГ. Доказательств наличия систем водоснабжения (централизованных либо нецентрализованных) на территориях населенных пунктов, указанных в исковом заявлении, кроме ..., суду не представлено.
Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ водоснабжение абонентов осуществляется с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения. В соответствии с ч.9 ст.7 указанного закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644.
Так, согласно пункту 72 Правил, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73 Правил). При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным Приложением №1 (пункту 74 Правил).
Таким образом, орган местного самоуправления вправе организовать водоснабжение по одному из вариантов, предусмотренных Федеральным законом 07.12.2011 №416-ФЗ, выбор которого относится к компетенции органа, организующего водоснабжение.
Совокупность имеющихся в деле доказательств указывает о том, что ответчиком комплекс мер по надлежащему обеспечению населения муниципального образования водоснабжением в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 №416-Ф3 «О водоснабжении и водоотведении» и Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644, не принят. Неисполнение ответчиком требований законодательства в части обеспечения населения водоснабжением нарушает гарантированные права граждан.
В связи с вышеизложенным, исковые требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики удовлетворить.
Обязать администрацию Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики обеспечить население, проживающее на территории Яльчикского сельского поселения бесперебойным водоснабжением в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий С.В. Агеев
Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2022 года.