Судья Дьяконова Л.В. № 7-74/2020
№12-1/2020
Р Е Ш Е Н И Е
20 мая 2020 г. г. Элиста
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Панасенко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ТехМашСервис» (далее - ООО «ТехМашСервис», Общество) Фисенко В.Ю. на решение судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 16 января 2020 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО «ТехМашСервис»,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Межрегиональное управление Росприроднадзора) по Ростовской области и Республике Калмыкия Улюмджиевой Б.Ц. № П-18.1/10-2019 от 11 ноября 2019 г. ООО «ТехМашСервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Постановлением этого же должностного лица № П-18.3/10-2019 от 11 ноября 2019 г. ООО «ТехМашСервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Определением судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от20 декабря 2019 г. дела по жалобам на постановления должностного лица по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ (дело№ 12-1/2020), частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ (дело№ 12-3/2020), объединены в одно производство с присвоением объединенному делу№ 12-1/2020.
Решением судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 16 января 2020 г. постановления должностного лица административного органа от 11 ноября 2019 г. № П-18.1/10-2019 и № П-18.3/10-2019 изменены, ООО «ТехМашСервис» назначено административное наказание с применением части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. В остальной части указанные постановления оставлены без изменения, жалобы защитника ООО «ТехМашСервис» без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, защитник ООО «ТехМашСервис» Фисенко В.Ю. просит отменить постановления от 11 ноября 2019 г. и решение от 16 января 2020 г., производство по делу прекратить в связи с отсутствием в деянии Общества составов административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ. В обоснование жалобы указывает, что составленные в отношении Общества протоколы об административном правонарушении являются недопустимыми доказательствами по делу, поскольку содержат недостоверные сведения о времени совершения административного правонарушения, что не отвечает положениям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ и в связи с этим свидетельствует о недопустимости данных документов в качестве доказательств по делу. Также обращает внимание, что в нарушение требований статьи 26.1 КоАП РФ постановления должностного лица не содержат сведений о времени и месте совершения административных правонарушениях. Считает, что в нарушение пунктов 5 и 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ данные акты не мотивированы, не указано за совершение каких именно действий (бездействия) привлечено к ответственности юридическое лицо.
В судебном заседании защитник ООО «ТехМашСервис» Фисенко В.Ю. и директор Общества Нимгиров В.П. доводы жалобы поддержали, дополнительно указали на недоказанность совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, ввиду отсутствия в материалах дела доказательств проведения лабораторных исследований проб почвы, взятых на земельном участке производственного объекта - мини НПЗ по переработке углеводородного сырья.
Представитель Межрегионального Управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия Улюмджиева Б.Ц. возражала против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в письменном возражении.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона под отходами производства и потребления (далее также отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Пунктом 2 статьи 11 данного Федерального закона об отходах установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 1 данной статьи отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Закона об отходах).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. № 80 утверждены «СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7).
Пунктом 3.4 указанных санитарно-эпидемиологических правил установлено, что в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить: в производственных или вспомогательных помещениях; в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями); в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах; на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
В соответствии с пунктом 3.7 указанных СанПиН при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ установлено, что уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 46 Федерального закона об охране окружающей среды).
Пунктом 2 статьи 46 названного Закона предусмотрено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как усматривается из материалов дела, в период со 2 по 30 октября 2019 г. должностными лицами Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «ТехМашСервис» требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки, результаты которой зафиксированы в акте проверки № П-18/10-2019 от 30 октября 2019 г., установлено нарушение Обществом требований частей 1 и 2 статьи 46, части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2020 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 12, пункта 2 части 2 статьи 13, абзацев 2,4,7,8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10, части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно: при эксплуатации ООО «ТехМашСервис» опасного производственного объекта - мини НПЗ по переработке углеводородного сырья, расположенного по адресу: (данные изъяты), которому присвоен код 85-0108-001186-П, I категория негативного воздействия, значительная категория риска, допущен факт загрязнения почвы нефтепродуктами, в результате чего произошла порча земель, а также допущено складирование отхода от зачистки оборудования для транспортирования, хранения и подготовки нефти, нефтепродуктов в месте накопления отходов с нарушением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Так, в ходе проведения натурного обследования производственной территории Общества у западной стороны ограждения, в 20 метрах на запад от производственного здания Цеха №1 выявлен земельный участок, загрязненный нефтепродуктами, площадью 25 кв.м. Кроме этого, в ходе обследования производственной территории Общества выявлен факт складирования отходов производства и потребления в месте накопления, не оборудованного твердым покрытием.
С целью аналитического контроля химического состава почвы и определения токсичности специалистами Филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО - «ЦЛАТИ по Волгоградской области» был произведен обмер земельного участка, отбор проб почвы и отбор проб отходов, о чем свидетельствуют протоколы отбора (измерений) проб почвы от 2 октября 2019 г. № 262, протокол отбора проб отхода от 2 октября 2019 г. № 132.
Согласно заключению Филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО-«ЦЛАТИ по Волгоградской области» от 4 октября 2019 г. № 3346п по результатам проведения лабораторных исследований и измерений проб почвы, отобранных на пробной площадке № 1, установлено наличие превышения концентраций по нефтепродуктам: глубина отбора 0-5 см. - в 30,3 раза; глубина отбора 5-20 см. - в 124 раза. Заключениями от 7 октября 2019 г. № 3347бо, от 7 октября 2019 г. № 3348бо установлено, что отходы «Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов», «Отходы от зачистки оборудования для транспортирования, хранения и подготовки нефти, нефтепродуктов» можно отнести к IV классу опасности для окружающей природной среды.
Эти же выводы следуют из экспертного заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 8 октября 2019 г. № 117. Из указанного заключения видно, что отходы «Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов», «Отходы от зачистки оборудования для транспортирования, хранения и подготовки нефти, нефтепродуктов» оказали острое токсическое воздействие на почву, отходы, отобранные на производственной площадке ООО «ТехМашСервис», можно отнести к IV классу опасности для окружающей природной среды; установлено наличие превышения концентраций нефтепродуктов по сравнению с концентрациями фоновых проб почвы: глубина отбора 0-5 см. в 30,3 раза; глубина отбора 5-20 см. в 124 раза.
В соответствии с утвержденной 18 июня 2018 г. директором ООО «ТехМашСервис» программой производственного экологического контроля отходы III класса опасности и нефтесодержащие отходы IV класса опасности накапливаются в закрытой металлической таре (баки, бочки, контейнеры), установленной на металлические поддоны на площадках с бетонным основанием, вдали от источника тепла; отходы IV и V класса опасности складируются в металлические контейнеры, на поддоны и навалом на специализированных площадках с твердым покрытием (в случаях, когда загрузка отходов производства и потребления в контейнер оказывается невозможна или нецелесообразна).
Между тем, из фототаблицы к акту проверки № П-18/10-2019 от 30 октября 2019 г. следует, что отходы производства складированы в месте накопления отходов, не соответствующем требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Указанные факты послужили основанием для составления в отношении Общества протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «ТехМашСервис» указанных административных правонарушений подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 30 октября 2019 г. № П-18.1/10-2019 (л.д. 19-22), протоколом об административном правонарушении от 30 октября 2019 г. № П-18.3/10-2019 (л.д. 109-112), уведомлением о проведении плановой, выездной проверки ООО «ТехМашСервис» от 23 сентября 2019 г. (л.д. 29), распоряжением органа государственного надзора о проведении плановой, выездной проверки юридического лица от 23 сентября 2019 года (л.д. 30-34), приказами о проведении плановой выездной проверки юридического лица (л.д. 35, 37, 56), протоколом отбора (измерений) проб почвы от 2 октября 2019 г. № 262 (л.д. 40), протоколом измерений проб почвы от 4 октября 2019 г. № 3346п (л.д. 41), заключением по результатам проведения лабораторных исследований и измерений проб почвы от 4 октября 2019 г. № 3346п (л.д. 42), протоколом отбора проб отхода от 2 октября 2019 г. № 132 (л.д. 43), протоколом биотестирования проб отхода («Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов») от 7 октября 2019 г. № 3347бо (л.д. 44), заключением № 3347бо от 7 октября 2019 г. по отнесению отхода к классу опасности для окружающей природной среды экспериментальным методом (биотестирование) (л.д. 45), схемой отбора проб почвы, отходов на территории ООО «ТехМашСервис» (л.д. 46), заключением эксперта по результатам сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 8 октября 2019 г. № 117 (л.д. 47-49), актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 30 октября 2019 г. № П-18/10-2019 и фототаблицей к нему (л.д. 58-76), паспортом опасного отхода (л.д. 96), протоколом биотестирования проб отхода («Отходы от зачистки оборудования для транспортирования, хранения и подготовки нефти, нефтепродуктов») от 7 октября 2019 г. № 3348бо (л.д. 130), заключением № 3348бо от 7 октября 2019 г. по отнесению отхода к классу опасности для окружающей природной среды экспериментальным методом (биотестирование) (л.д. 131), паспортом отходов I-IV классов опасности (л.д. 176), программой производственного экологического контроля ООО «ТехМашСервис» (т. 2 л.д 11-15).
Исследовав и оценив указанные доказательства в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о виновности ООО «ТехМашСервис» в совершении административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства их совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы о недоказанности виновности Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения несостоятелен и противоречит совокупности собранных по делу доказательств, фактически направлен на их переоценку.
Так, вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении в отношении ООО «ТехМашСервис» составлен с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, время совершения вмененных Обществу административных правонарушений отражено в протоколе в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и соответствует акту проверки юридического лица от 30 октября 2019 г. № П-18/10-2019. Сведения, подлежащие указанию в протоколе об административном правонарушении в соответствии с частью 2 названной статьи, в этих процессуальных документах отражены, события административных правонарушений описаны в соответствии с диспозицией части 2 статьи 8.6, части 1 статьи 8.2 КоАП РФ. В этой связи доводы жалобы о недостатках протоколов об административных правонарушениях являются несостоятельными.
Довод директора Общества Нимгирова В.П. об отсутствии в материалах дела доказательств проведения лабораторных исследований проб почвы, взятых на земельном участке производственного объекта - мини НПЗ по переработке углеводородного сырья, опровергается имеющимися в материалах дела документами, а именно: протоколом отбора (измерений) проб почвы от 2 октября 2019 г. № 262, протоколом измерений проб почвы от 4 октября 2019 г. № 3346п, заключением по результатам проведения лабораторных исследований и измерений проб почвы от 4 октября 2019 г. № 3346п, протоколом отбора проб отхода от 2 октября 2019 г. № 132, протоколом биотестирования проб отхода («Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов») от 7 октября 2019 г. № 3347бо, заключением № 3347бо от 7 октября 2019 г. по отнесению отхода к классу опасности для окружающей природной среды экспериментальным методом (биотестирование), схемой отбора проб почвы, отходов на территории ООО «ТехМашСервис», заключением эксперта по результатам сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 8 октября 2019 г. № 117.
Таким образом, материалами дела бесспорно подтверждается складирование ООО «ТехМашСервис» отхода от зачистки оборудования для транспортирования, хранения и подготовки нефти, нефтепродуктов в месте накопления отходов с нарушением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, что образует состав административного правонарушения, частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а также нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого акта, по делу не установлено.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В силу части 2 указанной нормы при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Административное наказание в виде штрафа назначено ООО «ТехМашСервис» в соответствии с требованиями части 2 статьи 4.4 КоАП РФ. При назначении административного наказания учтены обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ.
При таких данных решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Калмыкия
р е ш и л :
решение судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 16 января 2020 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «ТехМашСервис» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «ТехМашСервис» Фисенко В.Ю. - без удовлетворения.
Судья Г.В. Панасенко