Дело № 12-96/2021
УИД: 76RS0010-01-2021-000779-68
РЕШЕНИЕ
02 июня 2021 года г. Ростов Ярославской области
Судья Ростовского районного суда Ярославской области Ткаченко Ю.В.,
при секретаре Билинской М.А.,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - администрации Ростовского муниципального района Ярославской области под доверенности Нищенковой Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя администрации Ростовского муниципального района Ярославской области по доверенности Нищенковой Д.Е. на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Ростовского муниципального района Ярославской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, за то, что ей не исполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ требование судебного пристава – исполнителя об исполнении решения Ростовского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Представителем администрации Ростовского муниципального района Ярославской области по доверенности Нищенковой Д.Е. подана жалоба, в которой она просит отменить вышеуказанное постановление, и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В обосновании жалобы представитель указывает, что в адрес администрации Ростовского муниципального района <адрес> извещение о составлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не поступало, соответственно не поступал в адрес администрации Ростовского муниципального района Ярославской области и протокол об административном правонарушении. Таким образом, в нарушение требований закона ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.4, 28.2 КоАП РФ должностное лицо составило протокол об административном правонарушении в отсутствие законного представителя администрации Ростовского муниципального района Ярославской области. Указанные нарушения процессуальных требований являются существенными, поскольку препятствуют всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении. Кроме того, во исполнение решения Ростовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Которосль и озеро Неро, администрацией Ростовского муниципального района разработаны муниципальные программы и проводятся соответствующие мероприятия. Все документы, подтверждающие исполнение решения суда, предоставлялись судебному приставу – исполнителю и имеются в материалах исполнительного производства. Финансирование мероприятий в рамках муниципальной программы, а также выполнение работ в рамках региональной программы не противоречит законодательству и не свидетельствует о непринятии мер по исполнению требований исполнительного документа. Указанные действия свидетельствуют о том, что администрацией Ростовского муниципального района Ярославской области предпринимаются все зависящие от неё меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа. Кроме того, администрация Ростовского муниципального района, являясь органом местного самоуправления, может осуществить финансирование мероприятий, направленных на обеспечение очистки и обезвреживание сточных вод, за счет средств бюджета района, но сама не имеет возможности своими силами средствами выполнить обязанности, возложенные на нее судебными решениями, в связи с чем должник вправе заключить контракт на выполнение подрядных работ, на что требуется значительное время. Также устанавливая новый срок исполнения требований исполнительного производства, судебный пристав не определил объем работ необходимый для исполнения решения суда в полном объеме и необходимый объем финансовых средств. В связи с чем, вновь установленный судебным приставом – исполнителем срок для исполнения требований исполнительного документа нельзя расценивать как достаточный для исполнения требований исполнительного документа. Полагает, что неисполнение решения суда в полном объеме не носит факт умышленного бездействия администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, создающего препятствия для исполнения требований исполнительного документа, вина администрации Ростовского муниципального района в неисполнении требований исполнительного документа во вновь установленный срок отсутствует, так как не доказаны основания привлечения к административной ответственности юридического лица. Поэтому в действиях администрации Ростовского муниципального района отсутствует состав административного правонарушения.
В судебном заседании представитель администрации Ростовского муниципального района Ярославской области по доверенности Нищенкова Д.Е. доводы жалобы поддержала, суду пояснила, что при производстве по данному делу были допущены существенные процессуальные нарушения. Прежде всего, Администрация РМР не получала извещения о составлении протокола об административном правонарушении, хотя из постановления от ДД.ММ.ГГГГ, полученного Администрацией РМР ДД.ММ.ГГГГ (вх. №), следует, что ДД.ММ.ГГГГ составлено извещение о том, что протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15. КоАП РФ будет составляться ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут по адресу отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам. В адрес Администрации РМР указанное извещение не поступало, соответственно не поступал в адрес Администрации РМР и протокол об административном производстве. Также ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации РМР ДД.ММ.ГГГГ (вх №) поступило извещение от ДД.ММ.ГГГГ № о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю на ДД.ММ.ГГГГ по вопросу привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15. КоАП РФ. Учитывая, что данное извещение поступило позже указанной в нем даты, то представитель Администрации РМР не имел реальной возможности присутствовать при решении вопроса о привлечении Администрации РМР к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15. КоАП РФ. Считает, что в данном случае допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые воспрепятствовали всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении.
Кроме того, Администрацией РМР принимались и принимаются все зависящие от нее меры по исполнению решения суда. При этом, их исполнение зависит от возможностей их финансирования. Все документы, подтверждающие исполнение решения суда, представлялись судебному приставу-исполнителю и имеются в материалах исполнительного производства. При таких обстоятельствах, следует, что финансирование мероприятий в рамках муниципальной программы, а также выполнение работ в рамках региональной программы не противоречит законодательству и не свидетельствуют о непринятии мер по исполнению требований исполнительного документа. Считает, что указанное свидетельствуют о том, что администрацией РМР предпринимаются все зависящие от неё меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа. Просила постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Администрации РМР состава административного правонарушения.
Представитель Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области, своевременно и надлежащим образом уведомленный о рассмотрении дела, в судебном заседании не участвовал, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в его отсутствие.
Выслушав представителя администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, изучив и проанализировав представленные материалы и доводы жалобы, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 12 ФЗ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 14 ФЗ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ предусмотрено, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В силу положений статей 105, 113 Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, постановлением должностного лица администрация Ростовского муниципального района Ярославской области привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, за неисполнение содержащихся в исполнительном листе № (выдан Ростовским районным судом Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ) требований об обязании администрации Ростовского муниципального района и МУП «Водоканал» осуществлять: Сброс промышленно – бытовых сточных вод в реку Которосль с выпуска №, промышленно – ливневых сточных вод в озеро Неро с выпуска № очищенных и обезвреженных в соответствии с установленными нормами. В целях сброса очищенных и обезвреженных сточных вод по выпуску № в озеро Неро осуществить повторное использование промышленных вод от контактных осветлителей и возврату 50 % объема промышленных вод в голову сооружений до ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ о назначении нового срока исполнения после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ
Ст. 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, обстоятельствами по делу об административном правонарушении, которые подлежат выяснению являются в том числе: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Исчерпывающий перечень требований неимущественного характера перечислен в главе 13 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Тогда как требования исполнительного документа об обязании администрации Ростовского муниципального района, являющиеся по сути требованиями профинансировать мероприятия направленные на обеспечение очистки и обезвреживания сточных вод, являются имущественными, поскольку речь идет о выделении и расходовании денежных средств.
Таким образом, суд считает, что в действии (бездействии) администрации Ростовского муниципального района Ярославской области отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
При этом суд отмечает, что оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с ч. 2 ст. 2.1, со ст. 26.1 КоАП РФ наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе связанные с получением необходимого финансирования, необходимостью соблюдения административных процедур, связанных с исполнением бюджетов.
По смыслу статьи 1.5 КоАП РФ во взаимосвязи с нормами статей 26.1, 29.1, 29.9 КоАП РФ, совокупность ряда достаточных и неопровержимых доказательств виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть представлена и всесторонне исследована до принятия постановления в порядке, установленном главой 29 КоАП РФ, в данном случае - до вынесения постановления должностным лицом.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Судом установлено, что на основании закона Ярославской области № 104-з от 23 декабря 2016 года «О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения», полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесены к полномочиям органов государственной власти Ярославской области (ч. 1 ст. 2).
В соответствии со ст. 4 Закона Ярославской области № 104-з от 23 декабря 2016 года, финансирование полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, перераспределенные в соответствии с настоящим Законом между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области, осуществляются органами государственной власти Ярославской области за счет средств областного бюджета.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, как установлено судом, в целях исполнения решения Ростовского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ (по делу №) в части осуществления сброса промышленно – ливневых сточных вод в озеро Неро с выпуска № очищенных и обезвреженных в соответствии с установленными нормативами, Администрацией РМР направлено в Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области и ГП ЯО «Южный водоканал» обращение предусмотреть при разработке технического задания на проектирование по указанному объекту мероприятия по организации сброса промышленных сточных вод после контактных осветлителей в централизованную систему канализации с последующей очисткой на очистных сооружениях канализации г. Ростова. Также Администрацией РМР в целях осуществления сброса промышленно-бытовых сточных вод в реку Которосль с выпуска № проводится проектная работа по мероприятию «Строительство очистных сооружений канализации в г. Ростове», которое включено в муниципальную программу «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ростовского муниципального района на 2014 – 2020 годы». Ориентировочная стоимость работ по разработке проектной документации составляет 32,3 млн. руб. Данное мероприятие включено в региональную программу «Развитие водоснабжения, водоотведения Ярославской области» на 2018 – 2024 годы, которая утверждена постановлением Правительства Ярославской области от 30.03.2018г в рамках регионального проекта «Оздоровление Волги».
Также Администрацией РМР направлено обращение в Думу Ростовского муниципального района о выделении бюджетных средств. Решением Думы Ростовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № на мероприятие «Строительство очистных сооружений канализации в г. Ростове» запланированный бюджетные ассигнования в сумме 16 900 000,00 руб., в том числе 500 000,00 руб. на 2020 год, 16 000 000,00 руб. на 2021 год, и 400 000,00 руб. на 2022 год.
В данном случае, финансирование должника осуществляется в том числе за счет средств областного бюджета Ярославской области, а исполнение решений суда возможно на основании государственных контрактов, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
Выделение средств бюджета в ином порядке противоречит закону, в связи с чем исполнение в течение установленного постановлением о назначении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ требования об обязании администрации осуществлять сброс промышленно – бытовых сточных вод в реку Которосль с выпуска №, промышленно – ливневых сточных вод в озеро Неро с выпуска № очищенных и обезвреженных с соответствии с установленными нормами и осуществить по выпуску № в озеро Неро повторное использование промышленных вод от контактных осветлителей и возврату 50 % объема промышленных вод в голову сооружений, до ДД.ММ.ГГГГ, по рассматриваемому исполнительному производству невозможно вследствие объективных обстоятельств.
С учетом приведенных обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Кроме того, при рассмотрении настоящей жалобы также учитывается следующее.
Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.
Таким образом, исходя из совокупности исследованных материалов, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях администрации Ростовского муниципального района Ярославской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу прекращению по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 26.1, 26.2. ст. 30.7 КоАП РФ суд
РЕШИЛ:
Отменить постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, ИНН № КПП №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>, и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд Ярославской области в 10-ти дневный срок с момента получения копии решения.
Судья Ю.В. Ткаченко