Решение по делу № 2а-458/2019 от 13.03.2019

Дело № 2а- 458/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Каменоломни 12 апреля 2019 года

Октябрьский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Купченко Н.В., при секретаре Семисотовой С.В., с участием административного истца Дмитриева Е.С., его представителя Сичкарь Н.А., представителей административных ответчиков Прохоренко Е.Н. и Кимяшовой Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дмитриева Е.С. к Администрации Октябрьского района Ростовской области и к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Октябрьского района Ростовской области, об оспаривании решений органов местного самоуправления и об обязании совершить определенные действия,-

УСТАНОВИЛ:

Дмитриев Е.С. обратился в суд с административным иском к Администрации Октябрьского района Ростовской области и к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Октябрьского района Ростовской области, об оспаривании решений органов местного самоуправления и об обязании совершить определенные действия. В обоснование заявленного иска указал, что в декабре 2018 года истец обратился с письменным заявлением на имя Главы Администрации Октябрьского района Ростовской области об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 2104026 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство. Целью образования данного земельного участка, как было указано в заявлении истца от 11.12.2018 года, являлось последующее заключение истцом с ответчиком договора аренды указанного земельного участка. Для уточнения границ указанного земельного участка истцом за свой счет были проведены необходимые кадастровые работы. Постановлением Главы Администрации Октябрьского района Ростовской области от 25.01.2019 года была утверждена схема расположения сформированного земельного участка на кадастровом плане территории со следующими сведениями о характеристиках: категория земель - земли населенных пунктов; территориальная зона - зона сельскохозяйственных угодий (СХЗ 1); разрешенное использование - пастбища, сенокосы; адрес - <адрес>; кадастровый квартал территории - ; площадь - 2104026 кв.м. Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, 11 февраля 2019 года указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый . Истец 12.02.2019 года обратился в адрес Главы Администрации Октябрьского района Ростовской области с заявлением о предоставлении ему данного земельного участка в аренду сроком на 2 года 11 месяцев в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ. Из указанной правовой нормы следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для зедения личного подсобного хозяйства. Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка – пастбища и сенокосы, не препятствовал возможности заключить с истцом договор аренды земельного участка без проведения торгов, однако 11 марта 2019 года в Комитете по управлению мунниииальным имуществом Администрации Октябрьского района Ростовской области им был получен на руки ответ на заявление истца от 12.02.2019 года, из которого следовало, что согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, проведение торгов назначено на 29.03.2019 года. То есть, данным ответом истцу ответчик фактически отказал в предоставлении земельного участка в аренду на заявленных истцом условиях без проведения торгов, что, по мнению истца противоречит действующему земельному законодательству. Кроме того, письменное обращение в адрес Главы Администрации Октябрьского района РО о предоставлении истцу спорного земельного участка в аренду было зарегистрировано 12.02.2019 года под , при этом, ответ на заявление истца был датирован 27.02.2019 года, а обжалуемое Распоряжение Главы Администрации Октябрьского района РО , на основании которого КУМИ в средствах массовой информации сообщил о проведении открытого аукциона, было издано 19.02.2019 года, то есть, до принятия решения по существу поданного истцом заявления от 12.02.2019 года. На основании изложенного административный истец просил суд: признать незаконным распоряжение Администрации Октябрьского района Ростовской области от 19.02.2019 года в части продажи с аукциона на право аренды земельного участка из земель населенных пунктов, разрешенное использование - пастбища, сенокосы, площадью 2104026 кв.м., с кадастровым номером , местоположение: <адрес>; признать неправомерным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Октябрьского района Ростовской области от 27.02.2019 года в заключении договора аренды без проведения торгов и обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Октябрьского района Ростовской области заключить с административным истцом договор аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, без проведения торгов сроком на 2 года 11 месяцев.

Административный истец Дмитриев Е.С. и его представитель Сичкарь Н.А.ФИО, действующая на основании ордера, в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и просили суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Октябрьского района Ростовской области Прохоренко Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признала, просила суд в удовлетворении иска отказать. В обоснование своих возражений указала на те обстоятельства, что 11 декабря 2018 года в КУМИ Администрации Октябрьского района РО поступило заявление Дмитриева Е.С. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с приложением документов на бумажном носителе (вх. ). В заявлении была указана цель образования земельного участка: «аренда согласно Земельного кодекса РФ», кроме того, зявление было оформлено Дмитриевым Е.С. в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, при этом, от Дмитриева Е.С. не поступало заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения заявления Дмитриева Е.С. было издано постановление от 25.01.2019 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Преамбула указанного постановления содержала указание на то, что схема земельного участка утверждается по результатам рассмотрения заявления Дмитриева Е.С. для последующего выставления земельного участка на аукцион. Спорный земельный участок 11ю.02.2019 года был поставлен на кадастровый учёт с присвоением ему кадастрового номера В КУМИ Администрации Октябрьского района РО 12.02.2019 года поступило заявление Дмитриева Е.С. о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером без проведения торгов в аренду на срок 2 года 11 месяцев на основании пункта 19 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ. Основание подачи указанного заявления противоречило первоначальной цели формирования спорного земельного участка. Вместе с тем, 15.02.2019 года в КУМИ Администрации Октябрьского района РО от ФИО1 поступило заявление о проведении в отношении земельного участка с кадастровым номером аукциона. Учитывая наличие обстоятельств, регламентированных п.12. ст. 39.16 ЗК РФ, запрашиваемый заявителями земельный участок был включен в перечень земельных участков, в отношении которых принято решение о проведении торгов, заявители уведомлены о принятии данного решения.

Представитель административного ответчика - Администрации Октябрьского района Ростовской области Кимяшова Э.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признала, просила суд в удовлетворении иска отказать, по доводам, указанным в возражениях и поддержала доводы, указанные в судебном представителем административного ответчика Прохоренко Е.Н.

Суд, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в материалах дела доказательств, приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Дмитриева Е.С. к Администрации Октябрьского района Ростовской области и к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Октябрьского района Ростовской области, об оспаривании решений органов местного самоуправления и об обязании совершить определенные действия, удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Порядок предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому гражданин обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, обеспечивает выполнение кадастровых работ. В случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", проводится процедура предварительного согласования предоставления земельного участка. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно отвечать требованиям, предъявляемым статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и к нему прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса, согласно которому гражданин должен обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка. Сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении заинтересованного (физического, юридического) лица, закреплены в пункте 1 названной статьи. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.

Согласно частям 14 - 16 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.

В соответствии с пунктом 22 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является случай, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо.

Судом установлено, что 11 декабря 2018 года в КУМИ Администрации Октябрьского района РО поступило заявление Дмитриева Е.С. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с приложением документов на бумажном носителе (вх. ), при этом, в заявлении была указана цель образования земельного участка: «аренда согласно Земельного кодекса РФ» (л.д.36).

По результатам рассмотрения заявления Дмитриева Е.С. было издано постановление Главы Администрации Октябрьского района Ростовской области от 25.01.2019 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», преамбула которого содержит указание на то, что схема земельного участка утверждается по результатам рассмотрения заявления Дмитриева Е.С. для последующего выставления земельного участка на аукцион (л.д.51).

Спорный земельный участок 11.02.2019 года был поставлен на кадастровый учёт с присвоением ему кадастрового номера (л.д.13-20)

В КУМИ Администрации Октябрьского района РО 12.02.2019 года поступило заявление Дмитриева Е.С. о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером без проведения торгов в аренду на срок 2 года 11 месяцев на основании пункта 19 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ (л.д.55).

На заявление Дмитриева Е.С. от 12.02.2019 года КУМИ Администрации Октябрьского района Ростовской области был направлен ответ за исх от 27.02.2019 года, в соответствии с которым, со ссылкой на пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, Дмитриеву Е.С. было сообщено, что проведение торгов на право заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером назначено на 29.03.2019 года.

Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района Ростовской области от 19.02.2019 года постановлено выставить на аукцион право аренды земельного участка из земель населенных пунктов, разрешенное использование - пастбища, сенокосы, площадью 2104026 кв.м., с кадастровым номером , местоположение: <адрес> (л.д.56-58).

Суд, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в материалах дела доказательств, приходит к выводу о том, что доводы административного истца, указанные в иске и поддержанные им в судебном заседании, о неправомерности оспариваемых решений органа местного самоуправления об отказе в предоставлении административному истцу как физическому лицу, спорного земельного участка с кадастровым номером , в аренду без проведения торгов для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, являются не обоснованными, поскольку не соответствуют материальному закону, подлежащему применению и противоречат установленным по делу обстоятельствам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельный участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное пользование).

Исходя из анализа приведенной нормы закона, в соответствии со вторым и третьим этапом предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без торгов в отдельных случаях имеется необходимость в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Под предварительным согласованием предоставления земельного участка следует понимать вынесение уполномоченным органом власти решения по промежуточному одобрению предоставления без проведения торгов земельного участка с конкретными характеристиками (адресные ориентиры, кадастровый номер, вид разрешенного использования, площадь, категорию земель) в случае, если земельный участок предстоит образовать либо границы существующего земельного участка подлежат уточнению.

Кроме того, из содержания пункта 22 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть указано лицо, которому такое предоставление предварительно согласовано.

Для получения такого решения заинтересованным лицам надлежит обращаться в уполномоченный орган с заявлениями (с указанием перечисленных в пункте 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации сведений), рассмотрение которых осуществляется последним в порядке их поступления.

В силу пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в этом, после чего направляет принятое решение заявителю.

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа, исчерпывающий перечень которых указан в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что административный истец не предоставил суду доказательства, объективно подтверждающих факт его обращения к ответчикам с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему спорного земельного участка без проведения торгов, которое соответствовало бы требованиям, установленным для таких заявлений статьей 39.15 ЗК РФ и являлось бы основанием для проведения процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка.

Суд приходит к выводу о том, что поданное Дмитриевым Е.С. 11.12.2018 года на имя Главы Администрации Октябрьского района Ростовской области заявление, в котором он не просил предоставить ему спорный земельный участок без проведения торгов, нельзя расценивать как заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку оно не отвечает требованиям статьи 39.15 ЗК РФ.

По смыслу закона, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ, лишь при наличии соответствующего заявления.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что решение, которым бы администрация муниципального образования «Октябрьский район Ростовской области» предварительно согласовала предоставление Дмитриеву Е.С. без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , в установленном законом порядке не принималось.

При этом, постановление Главы Администрации Октябрьского района Ростовской области от 25.01.2019 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», которым принято решение утвердить схему расположения спорного земельного участка и сформировать его из земель сельскохозяйственного назначения, не является по своему существу решением о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка Дмитриеву Е.С. без проведения торгов, поскольку это не следует из содержания документа и на момент его принятия не имелось заявлений истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка для целей, указанных в подпункте 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Подготовка заинтересованным в предоставлении земельного участка гражданином схемы расположения земельного участка, в случае, если земельный участок предстоит образовать, утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка являются также необходимыми этапами подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ, в связи с чем, то обстоятельство, что Дмитриев Е.С. за счет собственных денежных средств подготовил схему расположения спорного земельного участка и обеспечил выполнение кадастровых работ само по себе основанием для принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему земельного участка без проведения торгов не являлось.

Учитывая установленные судом обстоятельства, в соответствии с которыми истец не обращался к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, схема расположения земельного участка была утверждена ответчиком в рамках заявления Дмитриева Е.С. от 11.12.2018 года, предполагающего заключение договора аренды земельного участка на торгах, ответчик предварительно не согласовывал предоставление истцу спорного земельного участка без проведения торгов в установленном законом порядке, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом исковые требования об оспаривании решений органов местного самоуправления и об обязании совершить определенные действия, необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 219 КАС РФ, суд,-

Р Е Ш И Л :

Дмитриеву Е.С. в удовлетворении административного искового заявления к Администрации Октябрьского района Ростовской области и к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Октябрьского района Ростовской области, об оспаривании решений органов местного самоуправления и об обязании совершить определенные действия, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья:

Решение принято в окончательной форме 19 апреля 2019 года.

2а-458/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дмитриев Евгений Сергеевич
Ответчики
Администрация Октябрьского района
КУМИ Администрации Октябрьского района
Другие
Сичкарь Н.А.
Суд
Октябрьский районный суд Ростовской области
Дело на странице суда
oktyabrskys.ros.sudrf.ru
13.03.2019Регистрация административного искового заявления
13.03.2019Передача материалов судье
15.03.2019Решение вопроса о принятии к производству
15.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.03.2019Предварительное судебное заседание
09.04.2019Судебное заседание
12.04.2019Судебное заседание
19.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020Регистрация административного искового заявления
16.03.2020Передача материалов судье
16.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.03.2020Предварительное судебное заседание
16.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.03.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
16.03.2020Дело оформлено
16.03.2020Дело передано в архив
12.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее