Дело №12-9/2022
УИД: 39RS0013-01-2022-000342-27
РЕШЕНИЕ
19 сентября 2022 года г.Озерск
Судья Озерского районного суда Калининградской области Коршакова Ю.С., при секретаре судебного заседания Кувшиновой Е.А., с участием представителя ООО «Калининградская мясная компания» по доверенности Гусевой И.Ю., представителя Управления Россельхознадзора по Калининградской области по доверенности государственного инспектора отдела фитосанитарного надзора и контроля Болгарева Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Калининградская мясная компания» на постановление начальника отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления Россельхознадзора по Калининградской области Конашука В.В. № от ДД.ДД.ДД по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Калининградская мясная компания» (далее по тексту – ООО «КМК»),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления Россельхознадзора по Калининградской области № от ДД.ДД.ДД ООО «КМК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, ООО «КМК» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ прекратить, в противном случае изменить в части назначенного штрафа, применив положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ. Назначенное наказание считают достаточно строгим, поскольку должностным лицом не учтено финансово-экономическое положение предприятия, на конец 2021 года непокрытые убытки по результатам финансово-хозяйственной деятельности ООО «КМК» составили 2 688 730 руб., согласно отчету о финансовых результатах за январь-декабрь 2021 года чистый убыток ООО «КМК» составил 882 878 000 руб. При этом у ООО «КМК» имеются кредитные обязательства.
В судебном заседании представитель ООО «КМК» по доверенности Гусева И.Ю. доводы жалобы поддержала в полном объеме, полагала жалобу подлежащей удовлетворению. Ссылаясь на то, что нарушения, указанные в постановлении №, были выявлены сотрудниками Управления на земельном участке с кадастровым номером № путем визуального осмотра еще ДД.ДД.ДД, о чем ООО «КМК» было доведено письмом Управления от ДД.ДД.ДД, в связи с чем к моменту вынесения оспариваемого постановления – ДД.ДД.ДД – годичный срок давности привлечения Общества к административной ответственности истек, что влечет прекращение производства по делу. Также полагала возможным с учетом финансово-экономического положения Общества снизить назначенный штраф до минимального размера или менее.
Государственный инспектор отдела фитосанитарного надзора и контроля Болгарев Д.В. в судебном заседании полагал оспариваемое постановление должностного лица о привлечении ООО «КМК» к административной ответственности подлежащим оставлению без изменения, жалобу – без удовлетворения, указав, что проверка ДД.ДД.ДД спорного земельного участка была инициирована в рамках другого административного дела, срок исковой давности привлечения Общества к административной ответственности надлежит исчислять с даты составления протокола об административном правонарушении – ДД.ДД.ДД, следовательно, ООО «КМК» привлечено к административной ответственности с соблюдением срока давности. Также указал, что оснований для снижения штрафа не имеется.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст.8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО «КМК» к административной ответственности по вышеприведенной статье явилось нарушение требований статей 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», согласно которым землепользователи земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Положения ст.42 ЗК РФ, в частности, обязывают собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия, но обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в частности: соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, фитосанитарных, агрохимических, мероприятий; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.ч.4, 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель», в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются, в том числе юридическими лицами - собственниками земельных участков.
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами, и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью 48 575+/-1 928 кв.м (вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования), адрес: ....... – за пределами участка, участок расположен примерно в 3 600 м по направлению от ориентира, принадлежит ООО «КМК» на праве собственности, дата регистрация права – ДД.ДД.ДД.
Нарушение вышеприведенных положений закона выразилось в следующем: ДД.ДД.ДД при проведении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий в рамках административного расследования (определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ДД.ДД №) установлено. Что ООО «КМК» на части (0,199 га) земельного участка с кадастровым номером № не проводит обязательные мероприятия по защите земель от иного негативного воздействия (в части перекрытия, захламления насыпями грунта неизвестного происхождения, снятия плодородного слоя почвы), в результате которого происходит деградация земель, а также на части земельного участка (не занятой выемками, насыпями грунта неизвестного происхождения) не проводит обязательные фитосанитарные (устранение сорной растительности), агротехнические (механическая обработка почвы) мероприятия.
В соответствии с экспертным заключением от ДД.ДД.ДД № в отношении указанного земельного участка, при анализе представленных материалов установлен: - факт снятия плодородного слоя почвы на п/п 5 (площадь пробной площадки 0,0371 га), размер вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, - 237 440 руб.; - на п/п 3 (площадь 0,0417 га) выявлены изменения по трем числовым значениям по критериям: «повышение щелочности в щелочных почвах на 10% или более», «снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15% или более», «снижение содержания обменного калия на 25% или более». Таким образом, почва п/п 3 (площадь 0,0417 га) не соответствует плодородному слою почвы ан ненарушенной части земельного участка и не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 22.07.2011 №612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; - установлены факты перекрытия части земельного участка насыпями на п/п 1 (площадь 0,0526 га), п/п 3 (площадь 0,0417 га), п/п4 (площадь 0,0256 га), не соответствующими требованиям СанПин 1.2.3685-21 по показателю «массовая концентрация мышьяка» и имеющими более низкое содержание органического вещества относительно показателей фоновой пробной площадки (ненарушенной). Размер вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, - 383 680 руб.
Нарушенная часть земельного участка сельскохозяйственного назначения не пригодна для использования по целевому назначению без проведения на нем восстановительных работ в составе технического и биологического этапов рекультивации. Самовосстановление нарушенного земельного участка до прежнего уровня невозможно. Для восстановления нарушенного земельного участка необходимо проведение рекультивации в составе технического и биологического этапов рекультивации.
По данному факту ДД.ДД.ДД ст.государственным инспектором отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления Россельхознадзора по Калининградской области Савельевой Н.Ю. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: определением от ДД.ДД.ДД № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий от ДД.ДД.ДД, экспертным заключением от ДД.ДД.ДД №, протоколом № об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и иными собранными по делу доказательствами.
Материалы дела позволили должностному лицу сделать вывод о том, что ООО «КМК» совершило виновное противоправное действие, выразившееся в непроведении мероприятий по защите земель от иного негативного воздействия (перекрытия/захламления плодородного слоя почвы насыпями грунта неизвестного происхождения), в результате которого происходит деградация земель, а также в непроведении обязательных фитосанитарных, агротехнических мероприятий на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, тем самым нарушило ст.13, ст.42 ЗК РФ, ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулирований обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ч.ч.4, 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель», что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.7 КоАП РФ - невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, суд приходит к выводу, что деяние ООО «КМК» правильно квалифицировано по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, процедура и срок давности привлечения Общества к ответственности соблюдены.
Так, административные правонарушения, ответственность за совершение которых определена статьями 8.6, 8.7, 10.10 КоАП РФ, являются длящимися, в связи с чем сроки давности, установленные ч.1 ст.4.5 данного Кодекса, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования составляет 1 год.
Из материалов дела следует и ранее установлено, что днем обнаружения вмененного ООО «КМК» правонарушения является ДД.ДД.ДД - время составления протокола по результатам проведения визуального осмотра спорного земельного участка, в связи с чем оспариваемое постановление от ДД.ДД.ДД вынесено должностным лицом в установленные ст.4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности.
Что касается письма от ДД.ДД.ДД, согласно которому ДД.ДД.ДД сотрудниками Управления Россельхознадзора был осуществлен выезд и визуальный осмотр спорного земельного участка, то данный процессуальный документ формально подтверждает выход сотрудников Управления на земельный участок, однако не факт установления в ходе такого осмотра вменяемых Обществу нарушений действующего законодательства, которые, как установлено судом и указано выше, были выявлены в результате осмотра земельного участка с кадастровым номером № лишь ДД.ДД.ДД, о чем составлен соответствующий протокол и отобраны пробы земли.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену или изменение постановления должностного лица, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Вместе с тем, довод представителя ООО «КМК» о возможности применения при назначении наказания к ООО «КМК» положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ заслуживают внимания.
В соответствии с п.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу п.3 данной статьи, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Пунктом 3.2 указанной статьи установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно п.3.3 указанной статьи при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Санкцией ч.2 ст.8.7 КоАП РФ минимальный штраф для юридических лиц установлен в размере 400 000 руб.
Согласно бухгалтерскому балансу на ДД.ДД.ДД и отчету о финансовых результатах на ДД.ДД.ДД, непокрытые убытки за 2021 год по результатам финансово-хозяйственной деятельности ООО «КМК» составили 2 688 730 руб., чистый убыток ООО «КМК» - 882 878 000 руб. При этом у ООО «КМК» имеются кредитные обязательства на сумму 4 239 123 руб.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, при назначении наказания учитывается, в том числе характер совершенного обществом административного правонарушения.
При этом, учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, проведение ООО «КМК» на спорном земельном участке работ по его культивации, а также финансовое положение юридического лица, суд полагает возможным признать их исключительными обстоятельствами и на основании ч.ч.3.2, 3.3. ст.4.1 КоАП РФ назначить Обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб., то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией нормы ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления Россельхознадзора по Калининградской области Конашука В.В. № от ДД.ДД.ДД по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Калининградская мясная компания», изменить, снизить размер назначенного административного штрафа до 300 000 рублей.
В остальной части постановление начальника отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления Россельхознадзора по Калининградской области Конашука В.В. № от ДД.ДД.ДД оставить без изменения, жалобу ООО «КМК» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: