Судья Сизова С.К. Гр. дело №33-4799/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
г. Самара 20 мая 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе :
председательствующего Яковлевой В.В.
судей Евдокименко А.А., Никоновой О.И.
с участием прокурора Фоминой И.А.
при секретаре Асабаевой Д.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Самарской области на решение Кировского районного суда г. Самары от 11 марта 2014 года, которым постановлено :
«Исковые требования Прокурора Кировского района г. Самары, действующего в интересах государства и неопределенного круга лиц, к ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника №№», Министерству здравоохранения Самарской области о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Самарской области и ГБУЗ СО "Самарская городская поликлиника № №" устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, путем установки системы видеонаблюдения, в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Яковлевой В.В., объяснения представителя Министерства здравоохранения Самарской области – Берман И.Я.( по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Фоминой И.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор Кировского района г. Самары, действующий в интересах государства и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника №№», Министерству здравоохранения Самарской области о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму. В исковом заявлении указано, что прокуратурой Кировского района г. Самары во исполнение задания прокуратуры Самарской области №№ проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов с массовым нахождением людей. Проведенной прокуратурой Кировского района г. Самара проверкой установлено, что в 4-х отделениях ГБУЗ СО,СГП №№ (педиатрическое отделение №№ — <адрес>, поликлиническое отделение №№ - <адрес>, поликлиническое отделение №№ - <адрес>, поликлиническое отделение №№ - <адрес>) отсутствует система видеонаблюдения. ГБУЗ СО СГП №№ ранее вносилось представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму с требованием принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений. Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ видеонаблюдение в отделениях ГБУЗ также отсутствует, то есть требования антитеррористической защищенности выполнены не в полном объеме. Изложенное свидетельствует о несоблюдении норм законодательства, направленного на противодействие терроризму, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, а также не способствует минимизации возможности совершения террористических актов. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется Министерством в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе постановления Правительства Самарской области от 12.12.2007 N 253 "О разработке и реализации областных целевых программ в Самарской области". Устранить имеющиеся нарушения требований законодательства ГБУЗ СО СГП №№ самостоятельно не может, в виду того, что на их устранение требуются финансовые средства, которыми учреждение не располагает. Главным врачом ГБУЗ СО СГП №№ неоднократно направлялись заявки на выделение денежных средств в Департамент здравоохранения Администрации г. о. Самара на выделение денежных средств в целях установления видеонаблюдения и восстановления ограждения. Однако до настоящего времени Министерством не организовано выделение средств на выполнение мероприятий по устранению нарушений антитеррористического законодательства.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать Министерство здравоохранения Самарской области устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, выделив денежные средства на установку системы видеонаблюдения в педиатрическом отделении №№, поликлинических отделениях №№, №, № ГБУЗ СО СГП №№. Обязать ГБУЗ СО СГП №№ установить системы видеонаблюдения в педиатрическом отделении №№, поликлинических отделениях №№, №, №.
В предварительном судебном заседании помощник прокурора Чернова О.С. уточнила исковые требования, просила суд обязать Министерство здравоохранения Самарской области и ГБУЗ СО "Самарская городская поликлиника № №" устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, путем установки системы видеонаблюдения, в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу. Обязать Министерство здравоохранения Самарской области выделить денежные средства на оборудование здания.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Самарской области просит решение суда отменить, в части удовлетворения требований прокурора в отношении министерства и принять новое решение об отказе прокурору в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что министерство при выделении средств подведомственным учреждением строго ограничено рамками бюджетного законодательства, к полномочиям министерства относится финансирование охраны здоровья граждан в пределах бюджетных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета на здравоохранение.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Самарской области по доверенности Берман И.Я. в заседании судебной коллегии поддержала доводы апелляционной жалобы
Судебная коллегия, заслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Самарской области, заключение прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь"; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ч. 13 ст. 30 ФЗ от 30 декабря 1999 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" - для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Кировского района г. Самары во исполнение задания прокуратуры Самарской области №№ проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов с массовым нахождением людей. В ходе проверки было установлено, что в 4-х отделениях ГБУЗ СО СГП №№ (педиатрическое отделение №№ — <адрес>, поликлиническое отделение №№ -<адрес>, поликлиническое отделение №№ - <адрес>, поликлиническое отделение №№ - <адрес>) отсутствует система видеонаблюдения.
Судом первой инстанции установлено, что деятельность ГБУЗ СО СГП №№ Кировского района осуществляется на основании Устава (л.д. 30-39). Согласно Уставу ГБУЗ СО СГП №№ Кировского района, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем Бюджетного учреждения является Самарская область, функции и полномочия учредителя в отношении деятельности учреждения осуществляет Министерство здравоохранения Самарской области (л. д. 31).
Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 22.06.2012 N 290 (ред. от 30.12.2013) "Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Самарской области" Министерство здравоохранения Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Самарской области. Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета. Министерство является главным администратором (администратором) доходов областного бюджета, администратором доходов федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством. Министерство является главным распорядителем (распорядителем, получателем) средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.
Установлено судом, что системы видеонаблюдения в педиатрическом отделении №№, поликлинических отделениях №№, №, № ГБУЗ СО СГП №№ отсутствуют. Администрация ГБУЗ СО СГП №№ в ДД.ММ.ГГГГ неоднократно обращалась в Департамент здравоохранения администрации г. о. Самара с просьбой о выделении денежных средств (л.д.9-13). В ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ СО СГП №№ передано из муниципальной собственности г. о. Самара в собственность Самарской области (л,д.31). Ни Администрация г. о. Самара (до передачи в собственность Самарской области), ни Министерство здравоохранения Самарской области (после передачи в собственность Самарской области) не осуществляло финансирование медицинского учреждения для организации охранно-предупредительных мер по контролю за прилегающей к объекту территорией в целях своевременного выявления признаков возможной террористической угрозы.
Судом также установлено, что в настоящее время ГБУЗ СО СГП №№, в соответствии с положениями Устава, с соблюдением положений действующего законодательства, обратилось с котировочной заявкой (л.д.19-23). Данный запрос котировок на поставку оборудования системы охранного телевизионного наблюдения рассмотрен, определен победитель в проведении запроса котировок (л.д. 47-49). ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ СО СГП №№ и ООО «<данные изъяты>» заключен контракт №№ на поставку товара (л.д.70-87).
Суд пришел к правильному выводу о том, что отсутствие системы видеонаблюдения в медицинском учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении граждан и сотрудников учреждения. Деятельности ГБУЗ СО СГП №№ при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только медицинских учреждений, но и органов государственной власти.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора Кировского района г. Самары, действующего в интересах государства и неопределенного круга лиц к ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника №№», Министерству здравоохранения Самарской области о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму.
Доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Самарской области о незаконности судебного решения, несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 11 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Самарской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи