Дело № 2а-25/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2019 года |
п. Чернянка |
Чернянский районный суд Белгородской области в составе председательствующего судьи Тонких Н.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №6 по Белгородской области к Яковлеву Владимиру Анатольевичу о восстановлении срока, взыскании недоимки и пени по транспортному налогу,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 6 по Белгородской области обратилась в суд с административным иском к Яковлеву Владимиру Анатольевичу о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, взыскании пени по транспортному налогу за период с 01.05.2007 г. по 01.01.2013 г. в размере 5199,09 руб., указав, что Яковлев В.А. являлся собственником транспортных средств, которые в 2008-2010 г. были объектами налогообложения по транспортному налогу. В связи с тем, что административным ответчиком транспортный налог за 2007-2013 годы не был уплачен, за период с 01.05.2007 г. по 01.01.2013 г. начислены пени в размере 5199,09 руб.
В установленный судом срок от административного ответчика возражений по существу заявленных требований не поступило.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт регистрации за Яковлевым В.А. имущества: автомобилей ВАЗ2107, государственный регистрационный знак 00, КАМАЗ53212, государственный регистрационный знак 00, DAF SB 2005 DH, государственный регистрационный знак 00, КАМАЗ5320, государственный регистрационный знак 00, Toyota Corolla, государственный регистрационный знак 00, подтверждается сведениями, поступившими из УГИБДД УВД Белгородской области в порядке ст. 85 НК РФ (л.д.8).
Таким образом, административный ответчик обязан был уплачивать транспортный налог.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (п. 1); за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5).
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК РФ).
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 этой же статьи НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом абз. 4 названного пункта установлено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, срок для уплаты административным ответчиком пени по транспортному налогу в требовании №1009, выставленном по состоянию на 26.10.2016 (л.д.5), был установлен до 06.12.2016.
Административный иск Межрайонной ИФНС России №6 по Белгородской области поступил в суд 04 декабря 2018 г., то есть по истечении срока, установленного ст.48 НК РФ.
Доказательств того, что административный истец обращался в суд, в том числе к мировому судье за вынесением судебного приказа в установленный законом срок, последним не представлено. К административному исковому заявлению не приложены доказательства уважительности причин пропуска срока, само заявление также не содержит указания таких причин.
При этом суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может (определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. № 479-О-О).
В соответствии с п. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления Межрайонной ИФНС России № 6 по Белгородской области срока для обращения в суд, что в соответствии со ст.180 КАС РФ является самостоятельным основанием к отказу в иске.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока и как следствие об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании пени по транспортному налогу.
Судебные издержки по делу отсутствуют, административный истец, как налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 400 рублей на основании ст.333.36 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 114, 175 – 180, 291 – 294 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №6 по Белгородской области к Яковлеву Владимиру Анатольевичу о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, взыскании пени по транспортному налогу за период за период с 01.05.2007 г. по 01.01.2013 г. в размере 5199,09 руб. – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья |
Н.С.Тонких |